Продуктовый маркер. Челябинские производители готовы ставить на продукты зеленый знак качества
Напомним, что в России до конца 2018 года пройдет добровольная маркировка полезных продуктов питания.
Впрочем, Роспотребнадзор предлагает свою маркировку продуктов — по принципу светофора, как в странах Евросоюза. Обозначение компонентов зеленым, желтым и красным цветом подскажет, насколько продукт соответствует принципам здорового питания, есть ли в нем ГМО, трансгенные добавки.
Что по этому поводу думают производители продуктов, представители надзорных органов?
Страховка от упреков?
У производителей на этот счет мнения разделились — одни поддерживают начинание, другие считают, что это может привести к дополнительным затратам, а значит, и подорожанию продуктов. Но кое-кто уже и сам ставит собственный экознак — своего рода прообраз здоровой маркировки!
— Мы только «за», — заверяет Сергей Кузнецов, директор предприятия «Уйские сыроварни». — Мало того, уже ставим на свою продукцию фирменный знак соответствия экологическим требованиям — зеленый листок. Всегда тщательно проверяем качество, и готовы предоставить свой сыр на любую проверку!
В целом мы за эмблему о здоровом питании, но лишь бы не было перегибов! Есть опасение, что с вводом зеленой маркировки нагрянут проверяющие, будут придирки, потери времени, нервов. С другой стороны, кто будет контролировать качество? У Роспотребнадзора штат невелик, и вряд ли он справится с такими объемами. А значит, появятся аккредитованные частные «проверяющие структуры», которые за свои услуги будут брать немалые деньги! Производителям придется поднимать цену, а это ударит по карману потребителя!
— У нас любят валить вину на производителя продуктов, а нередко они инфицируются из-за нарушений правил хранения, перевозки и продажи, — считает генеральный директор ООО «Чебаркульская птица» Дмитрий Пырсиков. — «Зеленый бренд» может стать своего рода гарантией изначального качества, защитой от надуманных обвинений.
— Мы тоже считаем, что здоровым питанием, нравится ли это кому‑то или нет, заниматься надо, — говорит директор компании «Ромкор» Дмитрий Мясников. — Дополнительные расходы не столь уж и велики у тех, кто этим занимался раньше. К примеру, мы эти затраты заложили изначально и проверяем качество на всей цепочке — от производства до поставки в магазин.
Добровольно или по требованию?
К слову, «маркеры здоровья» могут принимать самые разные формы. Этикетка — лишь самое наглядное, первичное звено качества. Если у покупателя возникли сомнения, он вправе потребовать предъявить сертификат. Однако проблема в том, что сертификация на многие продукты сегодня тоже добровольная!
— Действительно, сертификация в системе ГОСТ-Р проводится производителем в добровольном порядке, — сообщила Елена Голубчикова, руководитель органа по сертификации и декларированию челябинского центра подтверждения соответствия требованиям качества. — Зато продукты питания обязательно должны проходить проверку в рамках так называемого декларирования. Но набор требований в нем меньше, и если есть желание, производители могут оформить и сертификаты. Мы как независимая аккредитованная структура после проверки качества их выдали уже около 70 — компании «Ромкор», «Южурал-рыба», «Бизон», «Мясное раздолье», «Равис»…
По словам Елены Голубчиковой, в условиях создания ЕАЭС требования к качеству, в том числе и маркировке, возрастают. Нужно технические регламенты входящих в него стран привести к единому знаменателю.
Как сообщили в Роспотребнадзоре, маркировка продуктов питания в России уже нормируется техническим регламентом ЕАЭС и Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки». Пищевая ценность продукта включает такие показатели, как калорийность, количество белков, жиров, углеводов, а также витаминов и минеральных веществ. А дополнительная информация, которая подскажет покупателю, насколько полезен продукт, помогла бы людям ориентироваться в запутанной гастрономии супермаркетов.
И все-таки, есть ли резон огород городить? Что маркировочная новинка реально даст покупателям?
— Очень многое, — считает Инна Красильник, заместитель начальника управления по торговле и услугам администрации Челябинска. — Это своеобразный знак качества, который присваивает не производитель, а государство! Конечно, дополнительные затраты могут сказаться на цене, но везде в мире экологически чистые продукты стоят дороже. У потребителя должен быть выбор — брать товар подешевле, но с добавками, или же подороже, зато натуральное, с гарантированным качеством. Если молоко получено из порошка, ультрапастеризовано и хранится месяцами, поскольку вместе с вредными микробами уничтожено и немало полезных, покупатель должен это знать! Если в продукте есть небезопасные трансгены, усилители вкуса, такие как глутамат натрия, — укажите и это! Информация на этикетке мелким шрифтом с непонятной буквой Е — вовсе не выход! Поэтому, на мой взгляд, добровольная маркировка здорового питания со временем должна стать обязательным требованием.
Поделиться