Полной грудью. Как будут чистить к ШОСу воздух Челябинска

13 Апреля 2018 Автор: Руслан Сафин Фото: Вячеслав Шишкоедов
Полной грудью. Как будут чистить к ШОСу воздух Челябинска

С подготовкой к саммитам ШОС и БРИКС, которые пройдут в Челябинске в 2020 году, связано немало надежд на положительные перемены в жизни города, в том числе на улучшение экологической обстановки.

Экватор-уборки_Сушков.jpgРегиональные власти планируют за два года снизить объемы вредных выбросов в областном центре на 30 %. Вице-губернатор Сергей Сушков в разговоре с корреспондентом «ЮП» рассказал, как именно будет достигнута эта цель.

«Нас много интересного ожидает впереди не только в плане экологии, но вообще в плане инфраструктурных изменений, которые так или иначе предполагают улучшение экологической обстановки, — начал беседу Сергей Юрьевич. — Главное, о чем нужно сказать, мы сегодня точно установили основные источники загрязнения атмосферного воздуха на территории Челябинска. Значительную долю загрязнений дает городская свалка, которую мы будем выводить из эксплуатации и рекультивировать».

Холм вместо свалки

— Насколько это существенный источник вредных выбросов для города?

— Сегодня свалка производит ежегодно 63 тысячи тонн загрязняющих атмосферу веществ или 20 % всех вредных выбросов. Она занимает 104 гектара земли в черте города, там хранится свыше 11 млн тонн мусора, а высота мусорных куч достигает 40 метров! Свалка выделяет болотный газ, основной компонент которого — метан — легко воспламеняется. Она также является основным источником выброса формальдегида. Хочу обратить внимание, что первое решение о закрытии свалки было еще в 1989 году. Оно подтверждалось и позже, в 91-м, в 98-м, но только сегодня мы приблизились к тому, чтобы действительно это сделать.

С начала года мусор, собираемый в городских бюджетных организациях, уже вывозится не на свалку, а на полигон в Полетаево. Но этого мало, мы считаем, что к 1 июля 2018 года нам удастся ее полностью закрыть. По закону для этого нам нужно было, во-первых, провести проектно-изыскательские работы и, во-вторых, определить регионального оператора по обращению с твердыми бытовыми отходами. Все это мы сделали. Единственное, регоператор пока не защитил тариф на вывоз мусора в другие места. Это полигон временного накопления в Полетаево и постоянный в Чишме. Естественно, полигон в Полетаево вызывает у жителей вопросы, но хочу сказать, что эксплуатировать его больше 10-11 месяцев нельзя. В Чишме полигон будет находиться вдали от крупных населенных пунктов. И, учитывая его удаленность, возникает вопрос по увеличению тарифа. Сегодня мы и региональный оператор должны объяснить населению, что закрытие свалки обернется увеличением тарифа, к этому нужно быть готовыми.

— Какие варианты рекультивации свалки сейчас рассматриваются?

— Как только мы ее закроем, будет утверждена схема рекультивации и разработан проект. Мы предполагаем, что для ускорения процесса разрабатывать проект и выполнять подрядные работы по нему будет одна организация, которую мы определим посредством конкурса либо через закупку у единственного поставщика.

Будут, наверно, предлагаться разные схемы, но нам не хотелось бы ничего ворошить. Мы видели, как начали разгребать свалку в Волоколамске Московской области, от чего проблемы только обострились. На наш взгляд, лучше всего засыпать ее инертным материалом, на который можно будет положить гумус, где потом будет расти трава. Там должен быть организован отвод газа, и хотелось бы, чтобы он использовался, например, для получения электроэнергии, а не уходил в атмосферу. Есть идея первоначально засыпать свалку шлакоотвалами ЧМК или других предприятий, и этим решить сразу несколько проблем.

— Помнится, кто‑то еще предлагал свозить мусор со свалки в Коркинский разрез.

— Звучала такая мысль, но мы от этого отказались, и специалисты нас поддержали, тем более что у нас другой вариант по решению коркинской проблемы. Тут мы подходим ко второму крупному источнику вредных выбросов — эндогенным угольным пожарам. Компания «Промрекультивация», аффилированная с «Русской медной компанией», начала их тушить, но это не так просто. Эти источники нужно полностью ликвидировать, и есть решение, связанное со строительством Томинского ГОКа, что будет проведен пульпопровод, по которому отходы предприятия будут направляться на засыпку Коркинского разреза. Уже есть проект этого пульпопровода, сейчас мы ждем от РМК результаты государственной экспертизы, чтобы начать его реализовывать. Считаем, что это наиболее оптимальный вариант. А пока пульпопровода нет, РМК взяла на себя обязательства по тушению пожаров. В настоящий момент, к сожалению, мы не видим очевидного результата, но он и не может быть быстрым.

— Но ведь к 2020 году карьер мы вряд ли засыплем.

— Я вам больше скажу: даже за все время работы Томинского ГОКа его пульпы хватит, только чтобы закрыть разрез на треть. Но я надеюсь, что к 2020 году пульпопровод уже будет и первая пульпа пойдет по нему — это раз. Второе — наиболее серьезные очаги пожаров находятся в самом низу. Мы надеемся, что технологии тушения эндогенных пожаров будут совершенствоваться, и к 2020 году самое дно, где есть несколько пожаров, к которым мы вообще не можем сегодня подойти, будет закрываться пульпой. Это существенно снизит риски превышений ПДК в челябинском воздухе при южном ветре.

Убрать маршрутки?

— Вы пока ничего не сказали о главном источнике вредных выбросов в Челябинске — промышленных предприятиях.

— Ваши читатели наверняка знают, что правительство Челябинской области вышло с предложением к крупному бизнесу провести экологическую модернизацию в обмен на вычет по налогу на движимое имущество. Поскольку самым крупным источником выбросов является «Мечел», первое подобное соглашение мы заключаем с ним. Оно подразумевает, например, модернизацию конвертерного цеха ЧМК, откуда идут основные выбросы. Уже есть заявки и от других предприятий — цинкового завода и электро-металлургического комбината. Хочу обратить внимание, что речь идет о дополнительных экологических мерах, идущих плюсом к уже имеющимся программам, утвержденным в Росприроднадзоре.

— Это на самом деле выгодно бизнесу? Сколько он сэкономит на налогах?

— Суммы вычета не очень большие, экологические программы будут гораздо более затратными. Но если вычет компенсирует хотя бы 20-30 % вложений, мы считаем, это уже будет стимулировать предприятия и у них появится желание снижать объемы выбросов. Мы видим, что интерес с их стороны есть, и будем вести эту работу дальше. Ждем, что присоединится «Фортум» и ряд других крупных предприятий, которые пока просто наблюдают.

— Можно ли ожидать к 2020 году каких‑то глобальных решений по автомобильному транспорту? Он ведь тоже немало выбрасывает.

— Мы уже запретили въезд большегрузов в Челябинск в период НМУ, но пока этот вопрос плохо администрируется. Мы пытаемся подключить видеокамеры, чтобы нарушения фиксировались автоматически и водители знали, что если они заехали в город в такой период (а они все оповещаются о наступлении неблагоприятных метеоусловий), то они гарантированно получат серьезный штраф.

Но эта мера недостаточная, конечно. Нам нужно ужесточить контроль за техническим состоянием транспорта. Как мы знаем, техосмотр сейчас передан частникам, и получить справку о том, что у тебя все хорошо, не проблема. Мы считаем, что это недопустимо, поэтому принято решение закупать газоанализаторы и передавать их подразделениям ГИБДД. Раз система технического осмотра не работает, значит, будем действовать через штрафы. Кроме того, губернатор вышел с инициативой переводить транспорт на газомоторное топливо в обмен на вычет по транспортному налогу. Перешел на газ — 50 % налога не платишь. В ближайшее время будет внесено соответствующее изменение в областное законодательство. Мы считаем, что это предложение будет интересно владельцам грузового и автобусного парков, чье техническое состояние часто оставляет желать лучшего. Думаю, понятно, что нужно развивать электрический общественный транспорт — трамваи, троллейбусы и, как это ни странно пока прозвучит, метро. Мы считаем, что Челябинску нужно метро, и снова ставим этот вопрос, несмотря на то что оно стоит колоссальных денег и без помощи федерального центра его не построить. Но часть метрополитена уже проложена.

— Есть ли у развития общественного транспорта какие‑то конкретные черты?

— Вообще, это прерогатива органов местного самоуправления. Но в целом могу сказать, что, во-первых, в области больше никто не закупает автобусы с дизельными двигателями. Второе — приоритетом становится развитие инфраструктуры электрического транспорта. И, наконец, лично у меня есть идея, которую пока не поддерживают, что нам нужно весь частный извоз на микроавтобусах и «пазиках» из города убрать, заменив его муниципальным транспортом. Пусть маршрутное такси остается, но также в качестве муниципального транспорта. Это позволит контролировать качество услуг и подвижного состава в полном объеме. Есть города, которые это сделали, и нам стоит стремиться к тому же. Но за этим бизнесом есть определенные силы, которые, конечно, сопротивляются. С тем же самым мы столкнулись, когда решили закрыть свалку — отдельные финансово-промышленные группы зарабатывают на мусоре большие деньги.

Зеленая мобилизация

— Как вы будете оценивать эффективность всех этих мер, о которых рассказали?

— Без развитой системы мониторинга делать это, конечно, невозможно. Сейчас в Челябинске есть восемь стационарных постов Росгидромета, две передвижных лаборатории министерства экологии, у Росприроднадзора и МЧС по одной передвижной лаборатории. Но этого мало. Только стационарных постов должно быть не менее 20. Когда приезжал глава Минприроды Сергей Донской, он дал добро на передачу в областную собственность порядка шести стационарных постов из Щукинского района Курганской области, где раньше хранились химические боеприпасы. Плюс губернатор решил купить еще две лаборатории за счет областных средств и передать их в пользование Росгидромету. Итого у нас дополнительно появится восемь стационарных постов, это очень серьезно. То есть к 2020 году у нас будет не меньше 20 постов.

Помимо этого, предприятия обязаны в границах санитарно-защитных зон поставить свои датчики, которые будут передавать информацию на центральный пульт. Более того, в городе предлагается установить несколько световых табло, куда будет выводиться информация о превышении той или иной ПДК, чтобы всем было понятно, что происходит. Таким образом, у нас появится сплошная, многоуровневая система мониторинга атмосферного воздуха.

— Понимаю, что вопрос не связан напрямую с темой вредных выбросов, но все-таки: станет ли Челябинск зеленее к саммиту ШОС?

— Так как все последние годы я занимался сельским хозяйством, то прекрасно понимаю, что в Челябинске не хватает зеленых насаждений. Дорожная революция, к сожалению, уничтожила последние зеленые островки, а они ведь не только производят кислород. Зеленые насаждения формируют нисходящие потоки воздуха, которые увлекают частицы пыли на землю, увлажняют воздух. Но в бюджете денег на озеленение, к сожалению, не хватает. В прошлом году Челябинск посадил всего лишь пять тысяч деревьев. И мы пошли по такому пути: я обратился к местным агропромышленным предприятиям с призывом озеленить город. И уже откликнулись, например, «Сады России», которые готовы не просто сажать деревья, но и организовать два-три парка — дайте только территории. Откликнулись крупные пищевые холдинги, начиная с «Макфы» и заканчивая «Русладой». Все они говорят: покажите, где посадить, и мы посадим. Мы ожидаем, что вместе с городской программой озеленения совокупный результат в этом году составит порядка 50 тысяч новых деревьев. Сейчас мы работаем с городом, чтобы он нам выделил места под посадки — прежде всего на центральных улицах, гостевых маршрутах и городских магистралях с большим трафиком.

Вслед за аграриями, как мы ожидаем, пойдут уже крупные промышленные предприятия. Пока они особо не рвутся, кроме РМК, никто отчетливо не откликнулся. Но рано или поздно они тоже будут заниматься озеленением города.

Поделиться

20.03.2024 | 15:41
В Челябинске показали новый трамвай со звездным названием

Модель Усть-Катавского вагоностроительного завода с февраля испытывают на улицах областного центра.

06.03.2024 | 09:03
Челябинской молодежи рассказали, как начинать бизнес без ошибок

Со школьниками и студентами пообщался Александр Калинин, президент «Опоры России».

05.10.2018 | 09:25
Спаси и сохрани. Один из редких видов жуков обитает только в горных тундрах Южного Урала

Ученые говорят, что ему требуется особая защита.

04.10.2018 | 09:11
Квота не поможет. Челябинским писателям посоветовали самим пробивать себе дорогу на рынок

Челябинск занял 11-е место в рейтинге самых читающих городов России и с каждым годом улучшает свои позиции.

Новости   
Спецпроекты