Южноуральцы пробуют новые форматы ведения бизнеса
В Челябинской области с начала этого года число занятых в малом и среднем бизнесе выросло более чем на 15 тысяч, в том числе за счет увеличения числа самозанятых. Их в регионе уже насчитывается порядка 27 тысяч.
- СОVID-19 ускорил рост электронной торговли на Южном Урале
- Как скажется продление налоговых каникул на бизнес-климате Южного Урала
Поддержка малого и среднего бизнеса означает вклад в развитие экономики и повышение благосостояния граждан. Это и решение социальных вопросов, что особенно важно в условиях пандемии. Поэтому достаточно много усилий со стороны правительства Челябинской области во главе с губернатором Алексеем Текслером направлено на решение этой задачи.
Малый, но важный
По словам заместителя губернатора Челябинской области Егора Ковальчука, промышленные гиганты играют определяющую роль в наполнении регионального бюджета, это каркас областной экономики. Но МСП тоже важнейшая часть экономики региона, которая серьезнейшим решает вопросы финансового и социального обеспечения граждан и напрямую влияет на общее благосостояние и доходы южноуральцев.
«Всего в Челябинской области насчитывается более 130 тысяч субъектов МСП, или более трех четвертей от общего количества хозяйствующих субъектов. То есть каждый третий субъект экономической деятельности относится к этой сфере. В этом секторе занято 450 тысяч человек, а это больше четверти (26 %) от общего количества занятых в экономике области. То есть каждый четвертый трудоспособный южноуралец работает в МСП, — рассказал Егор Ковальчук. — Мы знаем, что крупные предприятия закрывают потребности экономики очень важными технологическими продуктами, но не продуктами повседневного спроса. Как раз малый и средний бизнес удовлетворяет насущные потребности граждан. Это и общепит, и здравоохранение, детское образование, туризм, производственная кооперация и так далее. То есть сферы, с которыми мы сталкиваемся гораздо чаще, чем с крупным бизнесом. При этом, как мы знаем, малый бизнес зачастую носит семейный характер, многие из предпринимателей могут и не иметь других источников дохода. Поэтому МСП — это еще и важный социальный институт».
Меры сработали
Пандемия стала для всех серьезным испытанием, причем абсолютно непредсказуемого характера, продолжил спикер.
«Ни с чем подобным экономика раньше не сталкивалась, думаю, никто не будет это отрицать. Да, были и прежде тяжелые времена, но они были связаны, как правило, с финансовой составляющей: с резкими колебаниями валютных курсов, количеством денежной массы в экономике, падением спроса и так далее. А те новые вводные, которые поставила перед нами пандемия, были совершенно неожиданными. Уверен, что никто, разве что единицы, в своей стратегии развития бизнеса не прорабатывал подобные шоковые сценарии».
Челябинская область в плане оказания поддержки бизнесу во многом действовала синхронно с федеральным центром. Меры предпринимались беспрецедентные — как финансовые и налоговые, так и по снижению административного давления.
«В Челябинской области эти меры, безусловно, сработали, — отмечает Егор Ковальчук. — Ситуации, конечно, бывают разные: где-то помощь либо не дошла до адресата, либо дошла, но не в том объеме, на который рассчитывал предприниматель. Нюансы, безусловно, есть. Но сейчас мы можем уверенно говорить о том, что и государство, и региональное правительство сделали все возможное, чтобы поддержать малый и средний бизнес. Самое главное, нам удалось не допустить глобальной остановки этого сектора, и свою работу продолжили максимально большое количество предприятий».
Акценты поддержки
В 2020 году на поддержку малого и среднего бизнеса в Челябинской области направлен комплекс мер в рамках работы по обеспечению устойчивого развития экономики в период пандемии. Это освобождение от налогов, компенсации затрат на покупку дезинфицирующих средств, льготные программы кредитования через коммерческие банки, кредитные каникулы, субсидии на выдачу зарплаты и т.д.
С конца марта в регионе действует штаб по устойчивому развитию экономики, организован оперативный мониторинг состояния отраслей, прежде всего системообразующих предприятий. Кроме того, был разработан и реализован комплекс мер поддержки, направленной на стабилизацию на рынке труда, сохранение занятости и привлечение в регион инвестиций. Он включает в себя около 60 мероприятий, и, разумеется, часть из них будет продлена, отмечает Егор Ковальчук.
«Акцент будет сделан на снижении административного давления, сокращении количества проверок, запросов документов и так далее, — добавил вице-губернатор. — В результате принятых мер мы ожидаем, что снижение фискальной нагрузки на бизнес позволит оставить в экономическом обороте около 3 млрд рублей. Так или иначе это отразится практически на 40 тысячах предприятий и ИП».
Активно включился в работу по преодолению последствий коронакризиса (именно по малому и среднему бизнесу) и многофункциональный центр «Территория бизнеса». Они разработали ряд антикризисных программ и продуктов, которыми воспользовались уже более 280 предпринимателей.
«И такая господдержка позволила сохранить порядка 5,5 тысячи рабочих мест», — говорит Ковальчук.
Иные формы
С начала 2020 года количество предприятий малого и среднего бизнеса в регионе сократилось на 7,5 тысячи, сообщила первый замминистра экономического развития Челябинской области Ирина Акбашева. «Однако в то же время на Южном Урале более чем на 15 тысяч увеличилось количество субъектов, выбравших иные формы ведения бизнеса, например, самозанятых», — добавила она.
По словам Егора Ковальчука, не следует расценивать цифру в 7,5 тысячи как число предприятий, которые реально ушли с рынка. Сокращение количества предприятий связано еще и с работой налоговых органов, проводящих «чистку» реестра МСП. «В этом реестре есть и не действующие по факту предприятия, которые давно не сдавали отчетность, у них не было оборотов по счетам и так далее, — пояснил он. — И это падение было с лихвой компенсировано ростом других участников экономического оборота, которые ранее находились в тени».
Статистика также показывает, что Челябинская область несколько увеличила темпы прироста инвестиций в основной капитал. По итогам первого полугодия объем инвестиций вырос на 13 % и составил 131,5 млрд рублей.
«В общем и целом мы можем говорить, что сохраняется стабильность и на потребительском рынке: оборот розничной торговли за январь-сентябрь увеличился на 0,5 %. Оборот организаций также демонстрирует увеличение по итогам января-сентября на 1,1 %, — подчеркнул Егор Ковальчук. — Не скажу, что это повод праздновать победу и говорить, что все прекрасно. Конечно, эти показатели были бы гораздо больше, если бы не пандемия. Но эти тенденции все-таки вселяют некоторый оптимизм».
Поделиться