Продукты по клику

17 Ноября 2014
Продукты по клику

Челябинская продуктовая розница прощупывает рынок дистанционных продаж

 Челябинская продуктовая розница прощупывает рынок дистанционных продаж

 Вместе с несколькими «чистыми» онлайн-точками сегодня позиционируется как интернет-магазин и фреш-маркет «Алое поле». В ближайшее время новый сервис — заказ товара на сайте — планирует также ввести ТС «Проспект». Ранее о планах в этом направлении заявляли и в «Магните», широко представленном в том числе на челябинском рынке. Однако на деле не все так просто…

В оффлайне все спокойно

Ситуация на рынке продуктового ритейла в Челябинской области сложилась ко второму полугодию 2014 го довольно ровная. Согласно данным Челстата, объем оборота розничной торговли пищевыми продуктами за первые шесть месяцев текущего года составил 113,7 млрд руб. и вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 17 %. На торговые сети, которые показали пятипроцентный темп прироста, пришлось из этого показателя 55,1 млрд руб.

Однако при общем увеличении оборота удельный вес южноуральской розничной торговли пищевыми продуктами в общей структуре продаж в регионе сократился на 5 %. В среднем оборот одной торговой точки в регионе составил в рассматриваемый период 59 млн руб., при этом средний ежедневный оборот одного магазина — 232 тыс. руб., супермаркета — 674 тыс. руб., гипермаркета — 5,9 млн руб. Объем розницы на душу населения — 72 тыс. руб., средний чек в дискаунтерах — 261 руб.

На этом фоне снизились в соответствующих организациях темпы прироста объема товарных запасов: в первом полугодии 2014 го они составили 15,4 млрд руб., тогда как показатель аналогичного периода прошлого года — 17,4 млрд руб. (2012 г. — 12,1 млрд руб., 2011 г. — 8,1 млрд руб.) По данным исследования, проведенного «Деловым кварталом», в ТОП 3 крупнейших продуктовых сетей Челябинской области вошли в том году ТС «Молния» и SPAR (1 е место по объему торговых площадей), «Магнит» (№ 2) и замыкающая тройку X5  Retail Group, представленная в регионе сетями «Пятерочка», «Карусель» и «Перекресток». Компании-лидеры имеют самую широкую сеть магазинов в регионе, все лидирующие позиции занимают дискаунтеры.

Держать руку на мышке

Если в «реале» представители продуктовой розницы еще как то шевелятся, увеличивают свое присутствие на рынке, то виртуальный бизнес в сфере фуд-ритейла развивается пока вялыми темпами. Интернет-магазины, специализирующиеся на продуктах питания, можно пересчитать по пальцам одной руки. По запросам «доставка продуктов на дом» и «интернет-магазин продуктов» Яндекс по Челябинску выдает, не считая групп в соцсетях, всего несколько ссылок: zakaz74.ru, кормилец74. рф, интернет-супермаркет «Зеленый» (qpmart.ru).

Для примера: пройдя по первой ссылке, покупатель может выбрать практически любой товар из продуктовых категорий, представленных на полках магазинов в «реале». Если стоимость продуктов, сложенных в виртуальную корзину, достигнет 1000 рублей в случае с «центром» и 1500 в случае с отдаленными районами, доставка будет бесплатной. Иначе привоз товаров на дом обойдется в 100 рублей (по Челябинску, при заказе до 1000 рублей) и в 200 рублей (для поселков и садовых товариществ, расположенных в отдаленных частях города, таких как пос. АМЗ, Локомотивный, Новосинеглазово, Смолино, Сухомесово, Федоровка, Чурилово, Шершни, Аэропорт, и т. д., при заказе до 1500 руб.) Жителю Копейска полуторатысячный и более дорогой заказ привезут за 50 рублей.

Заказы доставляются с 10.00 до 23.00 в выбранный клиентом часовой интервал. При этом на сайте предупреждают, что минимальное время выполнения заказа — два часа.Оплачиваются выбранные на сайте продукты курьеру: либо наличными, либо «безналом» через мобильный терминал.

Если же говорить об оффлайновых операторах, то использовать новый канал реализации своей продукции в Челябинске решаются пока немногие представители «реальной» продуктовой розницы. К примеру, в прошлом году заявляли о выходе на челябинский рынок онлайн-продаж продуктов в санкт-петербургской компании, развивающей бренд «Едоша» в формате «сетевого маркетинга». Согласно информации, размещенной на одном из партнерских сайтов ТС, 15 ноября 2013 г. основатель ООО «Едоша» Владимир Солошенко на встрече с партнерами в Челябинске приняли решение учредить ЗАО «Едоша Челябинск» и назначить гендиректором Наталью Савоничеву. В качестве общей задачи называлось открытие в Челябинске супермаркета «Едоша» и доставка продуктов на дом по стоимости торгового центра в течение трех часов. Однако до сих пор супермаркета под этим брендом в столице Южного Урала не появилось.

Есть и такие игроки, которые, все же решившись выйти на рынок онлайн-продаж еды, спустя какое то время с него исчезли. Так, к примеру, еще в прошлом году занималась в Челябинске доставкой продуктов и бытовой химии на дом компания, осуществляющая розничную продажу продуктов в супермаркетах «Сити». Онлайн-продажи в City Market были одним из направлений деятельности ТС, сейчас интернет-магазин не функционирует.

Закрепился из оффлановых представителей фуд-ритейла в этой зыбкой виртуальной нише, пожалуй, лишь фреш-маркет «Алое поле», что на пр. Ленина, 64 — в рекламе он сегодня позиционируется не иначе как «интернет-магазин в самом центре Челябинска». По вопросам доставки компания сотрудничает с ООО «Евротакси», водители которой доставляют продукты в пределах мегаполиса и пригорода с 9.00 до 22.30. Если верить информации, размещенной на сайте фреш-маркета — aloepole74.ru, максимальное время доставки — 1,5 часа. Продукты клиенту привезут на дом только в том случае, если сумма заказа превысит 500 руб. А не просто доставят заказ, но еще и бесплатно — если онлайн-покупатель «накликает» продуктов на сумму свыше 3000 руб. За более дешевый заказ челябинцу придется все же заплатить — 100 руб. Способов оплаты, к слову, «Алое поле» предлагает два — наличными или банковской картой VISA, MasterCard. В обоих случаях клиент оплачивает товар в момент его получения.

Намереваются до конца этого года добавить к уже действующему сервису дистанционных заказов — телефонному — возможность покупки «по клику» и в торговой сети «Проспект».

— В массе своей потребители в России все же предпочитают ходить по магазинам, дистанционные продажи в основном объеме товарооборота занимают пока небольшую долю, — говорит коммерческий директор ТС «Проспект» Андрей Грибанов. — И в Челябинске фуд-ритейл в Интернете пока, безусловно, менее развит, чем онлайн-продажи непродовольственных товаров. Но постепенно этот сегмент все же развивается. Мы, к примеру, собираемся буквально в самое ближайшее время запустить этот сервис. То есть наши покупатели смогут оформлять заказы не только по телефону, как сейчас, но и выбирать/заказывать товар на нашем сайте.

По сравнению с «Алым полем», у «Проспекта» ценовая политика по доставке более лояльная — бесплатным привоз будет в том случае, если сумма заказа превысит 999 руб. В компании отмечают: для того чтобы сервис стал востребованным, а сам проект успешным, должны быть учтены основные покупательские требования, актуальные в случае с онлайн-заказами. «Во-первых, цена доставки должна быть приемлемой и оправданной. Чтобы покупатель, посчитав затраченное время и бензин, решил, что выгоднее заказать на сайте, — объясняет, казалось бы, простые истины Андрей Грибанов. — Во-вторых, доставка должна быть оперативной. Вы сами знаете, как у нас работают каналы связи, сколько порой приходится ждать такси. Зачастую проще махнуть рукой и поехать в магазин самому».

При этом не стоит, по мнению участника рынка, забывать о таком понятии, как импульсная покупка, когда клиент, видя товар, что называется, вживую, принимает спонтанное решение о его приобретении, хотя заранее этого не планировал. С введением нового сервиса офлайновый ритейлер может лишиться такого покупателя, замечает топ-менеджер «Проспекта».

Наблюдающие и сочувствующие

Несмотря на отдельные, единичные примеры, пока все же продуктовые корзины челябинцам приходится наполнять не в «виртуале», а в «реале». Ни один из представителей лидерской троицы на рынке челябинской розницы не решается наладить реализацию продуктов по онлайн-каналу. Так, на сайтах ЦТ «Молния» и SPAR (напомним, эти ТС занимают первую строчку в ТОП 3) работает пока только «стол заказов», на котором челябинцы могут выбрать и, что называется, «забронировать» отдельные категории товара (хлебобулочные изделия, полуфабрикаты, салаты, горячее, десерты, напитки и др.) лишь с последующим самовывозом из магазина.

— Все затраты на старт и осуществление интернет-продаж должны быть экономически обоснованными, но это не представляется возможным ввиду малого спроса на ежедневные покупки удаленно, — объясняет сложившуюся ситуацию Юрий Блохин, директор по маркетингу ООО «МОЛЛ» (торговые сети «Молния» и SPAR). — В ближайшее время мы будем продолжать развиваться как розничная сеть магазинов самообслуживания, и наш приоритет — открытие новых торговых площадей в Челябинской и Свердловской областях.Направление же по развитию продаж в Интернете для нас не приоритетно, т. к., на наш взгляд, оно не востребовано потребителями.

Как отметил Блохин, лишь единичные игроки сделали интернет-торговлю одним из каналов реализации товара наряду с розничными продажами. «Если бы был больший спрос на заказ продуктов через Интернет, появилось бы больше предложений», — заключил он.

Словно подтверждая слова представителя компании-лидера южноуралького фуд-ритейла, осторожничают и другие представители продуктовой розницы. Так, не торопится выходить в Интернет краснодарская торговая сеть «Магнит», широко представленная в Челябинской области (2 е место). Основатель сети Сергей Галицкий еще в июле заявлял RBC daily о том, что компания работает над созданием собственного интернет-магазина. «Мы начали что то делать в этом направлении, чтобы, если что, не опоздать на большие продажи, — расплывчато комментировал свои планы Галицкий федеральному изданию. — Мы смотрим рынок и делаем маленькие шаги». Однако уже тогда основатель «Магнита» выразил сомнение в эффективности онлайн-торговли продуктами. Как сообщает РБК, в 2013 г. совокупная выручка онлайн-магазинов, специализирующихся на продовольственных товарах, составила 13 млрд руб., тогда как выручка «Магнита» всего за один месяц работы более чем вчетверо превосходит эту цифру. И пока на сегодня интернет-продажами продуктов «Магнит» не занимается.

Наконец, и замыкающая тройку продуктовых оффлайн-лидеров X5 RetailGroup, активно развивающая онлайн-торговлю через интернет-магазин E5.ru, в Сети продает преимущественно товары категории non-food. Заказы же из раздела «Бакалейная лавка» доставляются только в магазины «Пятерочка»,«Перекресток» и«Карусель» в течение 3-8 рабочих дней. То есть ни о какой доставке на дом речи случае с X5 не идет.

Другие федеральные и региональные игроки, представленные в том числе на челябинском рынке фуд-ритейла, если и занимаются доставкой продуктов на дом, то только в городах, где расположены их головные офисы, не спеша распространить онлайн-сервис на другие зоны своего присутствия. Так, к примеру, транснациональный игрок Metro C&C с российской штаб-квартирой в Москве, имея интернет-магазин, занимается курьерской доставкой товара (в том числе продовольственного) лишь в пределах МКАД. В гипермаркете же, расположенном в Копейске, такой услуги клиентам не предоставляется. Как сообщили в администрации копейского Metro, доставка у них в принципе возможна лишь при заключении письменного договора с организацией, а заказы в интернет-магазине, да еще и от частных клиентов гипермаркет не принимает. У «Седьмого континента» онлайн-покупки — услуга, хоть и доступная для частных покупателей, но только если эти покупатели проживают в Белокаменной (в челябинском гипермаркете «НАШ», принадлежащем этой компании, заказы продуктов на дом не принимаются в принципе). А допустим, сеть «Монетка» хоть и имеет свой онлайн-магазин — shop.monetka.ru, но осуществляет доставку только на территории Екатеринбурга и ближайших пригородов.

Не стремятся осчастливить южноуральцев в этом плане и местные участники продовольственного розничного рынка. Так, в «Теореме» считают, что говорить о целесообразности онлайн-торговли продуктами на Южном Урале не приходится. Признавая тот факт, что о таком способе реализации своего товара хотя бы раз задумывался каждый фуд-ритейлер, здесь отмечают, что, как правило, подобные планы заканчиваются на уровне бумаг с подсчетами.

— Такая идея давно витает в воздухе и планы по ее воплощению в жизнь периодически возникают у разных участников продуктовой розницы, — говорит Юрий Ердуков, медиадиректор холдинга «Русский дом» (гипермаркет «Теорема», ТРК «Фокус»). — Но на деле реализация такого проекта сталкивается с различными препятствиями. Оказывается, что не так то просто добиться оперативной и при этом недорогой доставки. Если компания решает работать с интернет-заказами, желательно, чтобы она организовала центры доставки в каждом районе города». Кроме того, отмечает спикер «ЮП», нужно учитывать и способы оплаты — желательна работа с терминалами, а с «безналом» тоже не все хотят работать. При этом, по мнению Юрия Ердукова, создание такого сервиса не всегда и оправдано — по-прежнему многие люди не доверяют «котам в мешках», предпочитая увидеть товар вживую, прежде чем его купить.

Алина Голованова

Читайте также:

Все — в Интернет!

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты