Идея четырех шагов. Челябинская область будет создавать сотни бизнес-моделей для предпринимателей

24 Февраля 2015
Идея четырех шагов. Челябинская область будет создавать сотни бизнес-моделей для предпринимателей

«Деловая Россия» предлагает создавать сотни бизнес-моделей для предпринимателей

«Деловая Россия» предлагает создавать сотни бизнес-моделей для предпринимателей

Чтобы областной закон о налоговых каникулах заработал, нужно формировать бизнес-проекты, исходя из потребностей муниципалитетов, а также создавать микрофинансовые фонды. Таким образом, потенциальные предприниматели смогут выбирать, чем заняться, и у них будет возможность взять кредит на старт бизнеса.

Этот механизм, по утверждению инициаторов, обязателен к внедрению, иначе налоговые каникулы не будут востребованы. Председатель ЧРО «Деловая Россия», депутат Законодательного собрания Челябинской области Константин Захаров называет эту инициативу «идеей четырех шагов».

 Как построить новый бизнес

Первый шаг — обучение, — рассказывает он. — На сегодняшний день в Челябинской области существует масса институтов (я имею в виду не места обучения, а механизмы). Это, к примеру, общество «Знание», служба занятости населения, региональное министерство образования и науки, где есть специальные программы по переподготовке людей, которые по тем или иным причинам меняют работу. Служба занятости здесь занимает ключевую позицию, весь все потенциальные соискатели первым делом обращаются именно в эту организацию. Просто получить новую профессию на сегодняшний день бывает недостаточно, ведь эти навыки могут и не пригодиться в будущем. Поэтому на базе этих учреждений необходимо обучать людей и предпринимательству — именно как профессии.

Одновременно с этим (здесь мы уже говорим о втором шаге) нужно предлагать людям выбор из готовых бизнес-проектов. Рассчитывать на то, что вчерашние слесари или банковские служащие вдруг обнаружат в себе предпринимательскую жилку и смогут «родить» готовый проект, не приходится. Людям надо помочь стать предпринимателями, а поскольку они будут пользоваться предложенными льготами, закон о налоговых каникулах будет действительно работать.

Насколько это может быть сложно — научить предпринимательству?

Каждому потенциальному предпринимателю мы должны дать в руки методологию ведения бизнеса. С 2003 по 2008 год в России под эгидой Европейского банка реконструкции и развития развивался проект ТАСИС (программа ЕС, которая содействует развитию рыночной экономики и демократии в странах Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии путем безвозмездного предоставления опыта и ноу-хау в различных областях. — Прим. авт.). На базе этого проекта именно для России была создана масса методических материалов о том, как строить новый бизнес. Причем доступных для понимания и шестилетнему ребенку, и пенсионеру. У нас есть возможность адаптировать эту информацию к нашей региональной специфике и использовать как раздаточные материалы.

По примеру Сатки

А кто будет заниматься разработкой бизнес-проектов? Какая-нибудь экспертная группа?

Бизнес-проекты должны рождаться не за круглыми столами среди ученых-теоретиков, а в муниципалитетах. В нашем регионе 43 муниципальных образования, среди которых есть своего рода российские лидеры — те, кто попал в типовые проекты, рекомендуемые всем муниципалитетам страны. Например, город Сатка, он представлен в качестве модельного примера на сайте «Деловой России». Сатка очень серьезно работала в части формирования стратегии развития муниципалитета в согласованности с региональной стратегией. Вот эта вторая часть идеи тоже очень важна, потому что она задает масштаб и согласованность в действиях.

Это не противоречит рыночным механизмам?

Скорее дополняет, на мой взгляд. Мы считаем, что та инфраструктура, которая сегодня создана в Челябинской области, может, будучи скоординированной, буквально в месячные сроки явить из себя этот механизм. Механизм, который будет, если угодно, штамповать эти кадры предпринимателей. Речь идет о создании сотни моделей бизнес-проектов, просчитанных и окупаемых, и в каждом отдельном муниципалитете будет свой набор моделей, исходя из потребностей этого муниципалитета.
Существует такой показатель выживаемости бизнеса, как индекс Доу-Джонса. Для Америки и других развитых рынков он составляет 7 %, то есть по истечении трех лет из сотни предприятий выживает только семь, остальные разоряются или начинают пробовать себя в других направлениях. В нашем случае, то есть в рамках программы, которую мы предлагаем, этот показатель может превысить 50 %. Такие примеры есть, и к этому нужно стремиться.

И какие проекты могут быть на сегодняшний день востребованы?

Например, сейчас мы точно знаем, что доходы населения сокращаются, соответственно, люди будут реже покупать новую обувь. Из этого можно сделать вывод, что будет больше запросов на ремонт обуви. То есть открываются новые нишевые рынки по обслуживанию населения. То же самое можно сказать про автомобили: поскольку количество закупок новых машин сокращается, вырастет спрос на услуги по ремонту. Но это просто теория, муниципалитетов это не касается. В муниципальном секторе очень широкой сферой применения бизнес-моделей может быть ЖКХ: предприниматели могут управлять товариществами собственников жилья, заниматься благоустройством придомовых территорий и так далее.

Финансирование понадобится?

Первые два шага носят чисто организационный характер и не требуют каких-то особых затрат, потому что эти вещи могут быть реализованы в рамках созданной инфраструктуры. А вот третий шаг, конечно, самый сложный. Это создание институтов, которые будут наделены необходимыми ресурсами. Под ресурсами понимаются не только финансы и их доступность, здесь подразумевается развитая сеть бизнес-инкубаторов, индустриальных и технопарков — то, что формально уже создано, но теперь нужно будет гармонично внедрить это в плоскость проекта.

Итак, финансы. На сегодняшний день банки — это единственный механизм наделения финансовыми ресурсами. Официальная ставка сейчас составляет не ниже 25 % годовых, при этом плечо финансового рычага на малых и средних предприятиях, как правило, ниже процентной ставки. Кредит при таком раскладе невозможен по определению. Мы обратились к опыту соседних регионов и видим, что для с целью поддержки и развития малого и среднего бизнеса они используют широко распространенный механизм, разрешенный и российским законодательством. Это фонды микрофинансирования. Например, в Свердловской области в этом фонде на данный момент больше миллиарда рублей, в Новосибирске — два миллиарда. Условия куда более приемлемые, чем в банках: предпринимателям дают кредиты под 10 % годовых. Кстати, у Сатки этот опыт тоже есть. Их фонд сейчас составляет порядка 40 миллионов рублей, но он недостаточен, потому что очередь там на два года вперед расписана.

Деньги на старт

Но ведь создание микрофинансового фонда означает дополнительные издержки для региональной казны, что при сегодняшнем дефиците бюджета, наверное, не самое подходящее решение...

Содержание фонда очень выгодно для региональных бюджетов, поскольку он действует на платной, возвратной и срочной основе. Надо отметить, что создание таких фондов является частью федеральных проектов: Федерация участвует в соотношении четыре к одному. Если смотреть правде в глаза, формула работает по-разному, но на один вложенный со стороны региона рубль Федерация дает четыре рубля. Более того, контролирующий орган позволяет фонду зарабатывать. Кроме того что муниципалитет получает свой доход в виде процентов за выданный кредит, он еще и получает серьезные пополнения в казну за счет увеличения налоговых сборов.
Думаю, если мы не создадим такой фонд в Челябинской области, то первые два шага скорее всего не заработают. Можно разработать классные бизнес-проекты, можно научить людей всему, но если предпринимателю негде будет взять денег на старт бизнеса, то вся идея утрачивает смысл.

На какие суммы сможет рассчитывать предприниматель?

Мы говорим о стартовом капитале в микробизнесе, следовательно, речь не идет о больших деньгах. Думаю, это суммы от 50 до 500 тысяч рублей.

Наверное, должны быть какие-то гарантии на разумное использование этих денег.

У нас же есть примеры успешного функционирования микрофинансовых фондов в муниципалитетах. В Сатке и Златоусте возвратность стопроцентная! Дело в том, что предприниматели дорожат своей репутацией, если кто-то не вернет деньги, конец репутации. К тому же если проект вытекает из инициативы муниципалитета, то риски невозврата минимизированы.

Но все таки не факт, что главы муниципалитетов охотно примут к реализации идею создания фондов.

Им нужно подсказать, что делать, убедить, что должно быть некое единообразие в подходах. Видимо, нужно будет собирать глав и проводить обучение, объяснять ситуацию. Конечно, они и сами должны быть замотивированы. Сейчас вводятся критерии оценки инвестиционной привлекательности муниципалитетов, и в зависимости от той или иной степени привлекательности оценивается и работа руководителя.

Андрей Темников

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты