Южноуральский фермер из «металлолома» собрал мощный трактор на колесном ходу
Фермер Антон Быков из Увельского района ради модернизации рабочего процесса в кустарных условиях крестьянского хозяйства построил трактор. А вернее, превратил давно снятый с производства гусеничный ДТ 75 в совершенно новую модель «железного коня» на колесном ходу!
Фермер Антон Быков из Увельского района ради модернизации рабочего процесса в кустарных условиях крестьянского хозяйства построил трактор. А вернее, превратил давно снятый с производства гусеничный ДТ 75 в совершенно новую модель «железного коня» на колесном ходу!
Высокие риски ведения сельского хозяйства в нашей стране обусловлены не только сложностью природно-климатических условий. Экономику аграрного сектора призвана выровнять бюджетная поддержка, которая подразумевает и компенсацию затрат на корма, и субсидирование краткосрочных кредитов на весенне-полевые работы, и возмещение задолженности по федеральным обязательствам. Прописаны и инвестиционные кредиты для технической и технологической модернизации. Другой вопрос, что кредиты на обновление машинного парка доступны в основном крупным хозяйствам. А делающим первые шаги аграриям чаще приходится быть «самоделкиными», реанимируя отслужившие свой век трактора и комбайны.
Фермерскую династию Быковых — Павла Михайловича и его сына, Антона из села Дуванкуль, в районе прозвали увельскими Кулибиными — всегда что то придумывают новенькое по модернизации нехитрого крестьянского техарсенала и умеют удивить даже заводских конструкторов сельхозтехники.
Квадроцикл своими руками
Быков-младший в свое время закончил Рождественский филиал СПТУ № 5, выучился на тракториста, комбайнера, а позже освоил и профессию водителя. Тяга к технике, похоже, у него «в крови» — со школьных лет прямо в поле помогал отцу в ремонте трактора.
— Еще в 11 лет сын смастерил из старого велика и мотора от бензопилы «Дружба» мопед, вспоминает Павел Быков. — А в восьмом классе, поставив двигатель от мотоцикла «Урал» и коробку передач с мостом от «Москвича» на раму с колесами от трактора Т 40, соорудил вездеход-квадроцикл, на котором гонял по болотам и лесному бездорожью. А теперь нас в условиях дороговизны сельхозтехники очень выручает «конструкторская жилка» Антона — он может возвратить к жизни даже нерабочий агрегат. К примеру, два года назад модернизировал списанную зерноочистительную машину ЗАВ 40. Поставил на бетонные плиты, сварил загрузочный бункер, удлинил зерновой транспортер — и сейчас уже не приходится вручную перелопачивать горы зерна.
Кроме того, Антон усовершенствовал взятый в лизинг рулонный пресс-подборщик. Из-за конструктивного огреха капроновая нитка то и дело слетала, тюк рассыпался, а после смещения вязального аппарата агрегат стал работать как часы. Умелец модернизировал и комбайновую жатку ЖВН 6: вместо одной сплошной ленты, поставил пять, а слетавшую на уборке цепь заменил ременным приводом. Как результат, уменьшились потери зерна, а валок стал уже, удобнее для подбора. Быков-младший еще и модернизировал старый плуг ПН 4, приварив отвалы и приплужники. Теперь вся стерня измельчается — существенно улучшилось качество обработки почвы. Как поясняет умелец, сегодня плуги с дополнительными приплужниками — большая редкость, но почему не вспомнить хорошо забытое старое ради прибавки в урожае?
Сейчас умельцы Быковы задумали большую модернизацию комбайна «Нива», отработавшего 40 лет на здешних полях. Вместо «старичка» купят прицепную жатку, а на его основе изготовят «техпомощь на колесах». Генератор позволит прямо в поле вести сварочные работы, водяная помпа — мыть запыленные агрегаты, а компрессор — обдувать пыль.
Колесная модернизация
Но, пожалуй, главное ноу-хау доморощенного конструктора — переоборудование отслужившего свой век гусеничного трактора ДТ 75 на «колесный ход». Идею модернизации Андрей в феврале этого года позаимствовал в Интернете, где один фермер из Омской области представил переделанный «под колеса» такой же трактор. Но взял только принцип — у него и колеса, и мосты совсем от других механизмов.
— У гусеничных тракторов масса недостатков, — считает Андрей Быков. — Они портят почву, гусеницы быстро изнашиваются, а новые стоят около 100 тысяч рублей. Мы поставили на «дэтэшку» задние колеса от комбайна «Енисей 1200», а передние — от автомобиля ЗИЛ 130. Переделали и задний мост, приспособив для него дифференциал от трактора МТЗ 82, а также полуоси, крылья. В итоге уменьшилась нагрузка на почву (лучше сохраняется ее плодородие), почти вдвое сократился расход горючего. Обновленный трактор отлично прошел испытание посевной, посеяв и заборонив по 350 гектаров пашни. Причем теперь его можно использовать и как транспортное средство — к примеру, на сенокосе, а в уборку — возить зерно на элеватор.
К слову, на недавней областной конференции фермеров многие крестьяне, ознакомившись с обновленным «железным конем», захотели заиметь такой же и для себя. В Дуванкуль зачастили гости из Октябрьского, Еткульского, Троицкого районов — и все изучают опыт быковской модернизации. Андрей охотно делится им. По словам умельца, он возвращает жизнь и изношенным моторам — на Кичигинском ремзаводе помогли только шлифовкой коленвала.
Сюрприз для мистера Джордано
И все же техника не единственная забота фермеров. Чего только нет в их большом хозяйстве — кроме 500 га зерновых, выращивают гречиху, серые культуры. Занимаются и животноводством — держат 60 буренок черно-пестрой породы. Пробовали разводить и мясной скот: как то привезли из Карталинского района племенного быка-герефорда, по кличке Пирожок, но из-за прошлогодней засухи и бескормицы его пришлось продать. Зато вырастили «на племя» его сына Буяна — гибрид герефорда и черно-пестрой породы.
Быковы держат и свиней элитных пород - «дюрок», «ландрас» и «крупная белая». Когда то их было около 200 голов, но сейчас осталось 20: после вступления России в ВТО свинина упала в цене и разводить хрюшек стало невыгодно. Но у фермеров есть задумка, как выйти на рентабельность — обзавестись собственной переработкой мяса, организовать мини-цех по изготовлению пельменей и котлет.
У Быковых немало и домашней живности — куры, гуси, были и перепела, индоутки, а в этом году завели еще и цесарок и индюков. Элитное мясо птицы пользуется большим спросом.
А в прошлом году Быков-младший решил отделиться и создать собственное фермерское хозяйство. Теперь у него 120 га земли, он вошел в целевую программу «Начинающий фермер». Составил бизнес-план развития сельхозпроизводства и очень надеется на получение субсидии государства. Антон намерен разводить не только крупный рогатый скот, но и возродить во многом забытое в области овцеводство. Взял в аренду три га земли, где планирует построить современную овцеферму.
— Я верю, что когда-нибудь и у нас будет аграрное производство, соответствующее всем мировым стандартам, — говорит на прощание Андрей Быков. — Как то в нашу деревню приехал погостить муж моей двоюродной сестры Ирины Джон Джордано из США (она еще студенткой ездила туда на заработки в рамках программы Workandtrevel, где познакомилась с ним и вышла замуж). Он обустраивает поля для гольфа, но хотел бы заняться и агробизнесом. Джон, увидев нашу допотопную сельхозтехнику, все удивлялся, как она еще может работать. Но я его заверил, что скоро мы его кое-чем удивим…
Как видим, умелец свое слово сдержал. Собственноручно «сработанный» им из железного хлама трактор на колесном ходу, по мнению фермеров, в чем то не уступает даже американским «Джон Дирам» и «Катерпиллерам». А то ли еще будет завтра?
фото Евгении Козиковой
Поделиться