Южноуральский фермер из «металлолома» собрал мощный трактор на колесном ходу

16 Июня 2014
Южноуральский фермер из «металлолома» собрал мощный трактор на колесном ходу

Фермер Антон Быков из Увельского района ради модернизации рабочего процесса в кустарных условиях крестьянского хозяйства построил трактор. А вернее, превратил давно снятый с производства гусеничный ДТ 75 в совершенно новую модель «железного коня» на колесном ходу!

Фермер Антон Быков из Увельского района ради модернизации рабочего процесса в кустарных условиях крестьянского хозяйства построил трактор. А вернее, превратил давно снятый с производства гусеничный ДТ 75 в совершенно новую модель «железного коня» на колесном ходу!

Высокие риски ведения сельского хозяйства в нашей стране обусловлены не только сложностью природно-климатических условий. Экономику аграрного сектора призвана выровнять бюджетная поддержка, которая подразумевает и компенсацию затрат на корма, и субсидирование краткосрочных кредитов на весенне-полевые работы, и возмещение задолженности по федеральным обязательствам. Прописаны и инвестиционные кредиты для технической и технологической модернизации. Другой вопрос, что кредиты на обновление машинного парка доступны в основном крупным хозяйствам. А делающим первые шаги аграриям чаще приходится быть «самоделкиными», реанимируя отслужившие свой век трактора и комбайны.

Фермерскую династию Быковых — Павла Михайловича и его сына, Антона из села Дуванкуль, в районе прозвали увельскими Кулибиными — всегда что то придумывают новенькое по модернизации нехитрого крестьянского техарсенала и умеют удивить даже заводских конструкторов сельхозтехники.

Квадроцикл своими руками

       Быков-младший в свое время закончил Рождественский филиал СПТУ № 5, выучился на тракториста, комбайнера, а позже освоил и профессию водителя. Тяга к технике, похоже, у него «в крови» — со школьных лет прямо в поле помогал отцу в ремонте трактора.

       Еще в 11 лет сын смастерил из старого велика и мотора от бензопилы «Дружба» мопед, вспоминает Павел Быков. — А в восьмом классе, поставив двигатель от мотоцикла «Урал» и коробку передач с мостом от «Москвича» на раму с колесами от трактора Т 40, соорудил вездеход-квадроцикл, на котором гонял по болотам и лесному бездорожью. А теперь нас в условиях дороговизны сельхозтехники очень выручает «конструкторская жилка» Антона — он может возвратить к жизни даже нерабочий агрегат. К примеру, два года назад модернизировал списанную зерноочистительную машину ЗАВ 40. Поставил на бетонные плиты, сварил загрузочный бункер, удлинил зерновой транспортер — и сейчас уже не приходится вручную перелопачивать горы зерна.

Кроме того, Антон усовершенствовал взятый в лизинг рулонный пресс-подборщик. Из-за конструктивного огреха капроновая нитка то и дело слетала, тюк рассыпался, а после смещения вязального аппарата агрегат стал работать как часы. Умелец модернизировал и комбайновую жатку ЖВН 6: вместо одной сплошной ленты, поставил пять, а слетавшую на уборке цепь заменил ременным приводом. Как результат, уменьшились потери зерна, а валок стал уже, удобнее для подбора. Быков-младший еще и модернизировал старый плуг ПН 4, приварив отвалы и приплужники. Теперь вся стерня измельчается  существенно улучшилось качество обработки почвы. Как поясняет умелец, сегодня плуги с дополнительными приплужниками — большая редкость, но почему не вспомнить хорошо забытое старое ради прибавки в урожае?

Сейчас умельцы Быковы задумали большую модернизацию комбайна «Нива», отработавшего 40 лет на здешних полях. Вместо «старичка» купят прицепную жатку, а на его основе изготовят «техпомощь на колесах». Генератор позволит прямо в поле вести сварочные работы, водяная помпа — мыть запыленные агрегаты, а компрессор — обдувать пыль.

Колесная модернизация

       Но, пожалуй, главное ноу-хау доморощенного конструктора — переоборудование отслужившего свой век гусеничного трактора ДТ 75 на «колесный ход». Идею модернизации Андрей в феврале этого года позаимствовал в Интернете, где один фермер из Омской области представил переделанный «под колеса» такой же трактор. Но взял только принцип — у него и колеса, и мосты совсем от других механизмов.

        У гусеничных тракторов масса недостатков, — считает Андрей Быков. — Они портят почву, гусеницы быстро изнашиваются, а новые стоят около 100 тысяч рублей. Мы поставили на «дэтэшку» задние колеса от комбайна «Енисей 1200», а передние — от автомобиля ЗИЛ 130. Переделали и задний мост, приспособив для него дифференциал от трактора МТЗ 82, а также полуоси, крылья. В итоге уменьшилась нагрузка на почву (лучше сохраняется ее плодородие), почти вдвое сократился расход горючего. Обновленный трактор отлично прошел испытание посевной, посеяв и заборонив по 350 гектаров пашни. Причем теперь его можно использовать и как транспортное средство — к примеру, на сенокосе, а в уборку — возить зерно на элеватор.

К слову, на недавней областной конференции фермеров многие крестьяне, ознакомившись с обновленным «железным конем», захотели заиметь такой же и для себя. В Дуванкуль зачастили гости из Октябрьского, Еткульского, Троицкого районов — и все изучают опыт быковской модернизации. Андрей охотно делится им. По словам умельца, он возвращает жизнь и изношенным моторам — на Кичигинском ремзаводе помогли только шлифовкой коленвала.

Сюрприз для мистера Джордано

И все же техника не единственная забота фермеров. Чего только нет в их большом хозяйстве — кроме 500 га зерновых, выращивают гречиху, серые культуры. Занимаются и животноводством — держат 60 буренок черно-пестрой породы. Пробовали разводить и мясной скот: как то привезли из Карталинского района племенного быка-герефорда, по кличке Пирожок, но из-за прошлогодней засухи и бескормицы его пришлось продать. Зато вырастили «на племя» его сына Буяна — гибрид герефорда и черно-пестрой породы.

Быковы держат и свиней элитных пород - «дюрок», «ландрас» и «крупная белая». Когда то их было около 200 голов, но сейчас осталось 20: после вступления России в ВТО свинина упала в цене и разводить хрюшек стало невыгодно. Но у фермеров есть задумка, как выйти на рентабельность — обзавестись собственной переработкой мяса, организовать мини-цех по изготовлению пельменей и котлет.

У Быковых немало и домашней живности — куры, гуси, были и перепела, индоутки, а в этом году завели еще и цесарок и индюков. Элитное мясо птицы пользуется большим спросом.

       А в прошлом году Быков-младший решил отделиться и создать собственное фермерское хозяйство. Теперь у него 120 га земли, он вошел в целевую программу «Начинающий фермер». Составил бизнес-план развития сельхозпроизводства и очень надеется на получение субсидии государства. Антон намерен разводить не только крупный рогатый скот, но и возродить во многом забытое в области овцеводство. Взял в аренду три га земли, где планирует построить современную овцеферму.

         Я верю, что когда-нибудь и у нас будет аграрное производство, соответствующее всем мировым стандартам, — говорит на прощание Андрей Быков. — Как то в нашу деревню приехал погостить муж моей двоюродной сестры Ирины Джон Джордано из США (она еще студенткой ездила туда на заработки в рамках программы Workandtrevel, где познакомилась с ним и вышла замуж). Он обустраивает поля для гольфа, но хотел бы заняться и агробизнесом. Джон, увидев нашу допотопную сельхозтехнику, все удивлялся, как она еще может работать. Но я его заверил, что скоро мы его кое-чем удивим…

Как видим, умелец свое слово сдержал. Собственноручно «сработанный» им из железного хлама трактор на колесном ходу, по мнению фермеров, в чем то не уступает даже американским «Джон Дирам» и «Катерпиллерам». А то ли еще будет завтра?

фото Евгении Козиковой

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты