Инвестклимат-контроль. Рейтинг АСИ: Челябинская область обогнала Свердловскую

15 Июля 2015 Автор: Андрей Темников
Инвестклимат-контроль. Рейтинг АСИ: Челябинская область обогнала Свердловскую

В контексте необходимости улучшения инвестклимата региональные власти будут оказывать «постоянное системное давление» на муниципалитеты, пообещал вице-губернатор Руслан Гаттаров 14 июля на пресс-конференции руководства Агентства стратегических инициатив (АСИ).

Это не угроза, пояснил чиновник, а обязательное условие существования системы. Речь идет не о том, что муниципалов «будут бить колотушкой по голове», а о совместных усилиях по улучшению инвестиционного климата. «Мы готовы разделять ответственность, но если при наличии возможностей у глав муниципальных образований не будет желания влиять на ситуацию, тогда будем вести с ними душевные разговоры», — заявил Гаттаров.

Не самоцель
   
Пресс-конференция была посвящена итогам первого полномасштабного национального рейтинга инвестиционного климата в регионах, подготовленного АСИ. По результатам исследования (которые были презентованы на Петербургском международном экономическом форуме ПМЭФ-2015), Челябинская область вошла в число регионов с комфортными условиями для бизнеса, заняв 28-е место из 76. При этом Южный Урал на 19 позиций обогнал соседнюю Свердловскую область.
   
Напомним, агентство было создано в 2011 году по поручению Владимира Путина — для улучшения делового климата и продвижения самых успешных региональных практик на федеральный уровень. Как рассказал руководитель представительства АСИ в УрФО Даниил Мазуровский, в рамках улучшения инвестклимата АСИ продвигает три основные инициативы. Первая — это национальная предпринимательская инициатива (разработка дорожных карт по взаимодействию бизнеса и власти, корректировка федерального законодательства и т.д.), вторая — внедрение регионального инвестиционного стандарта (Челябинская область была одной из первых в стране, кто получил такую «инъекцию»), и третья — внедрение лучших муниципальных практик. По третьей инициативе Южный Урал также выступает первопроходцем: сейчас эксперимент проводится в Челябинске и Миассе. «Можно придумать много умных, интересных документов, но как это все осуществляется в реальности — самый большой вопрос. Поэтому и был создан рейтинг — чтобы мы могли мониторить процесс», — поясняет Мазуровский.
   
Объясняя суть понятия «инвестклимат», эксперт пользуется аллегориями. «Рейтинг — это не самоцель, это некий замер: человеку меряют температуру, а потом борются не с температурой, а с болезнью. Следующие шаги — это как раз улучшение климата в регионах, — говорит Мазуровский. — Первое, что сделает агентство, это систематизирует лучшие и худшие практики и предложит регионам комплекс мер по изменению ситуации».
   
При этом, по его словам, инвестклимат — это одна из составных инвестиционной привлекательности, то есть более узкое понятие, которое означает «старания» властей по созданию комфортных условий для бизнес-среды. Проще говоря, чем дольше предприниматель не может получить разрешение на строительство (или какое-то другое разрешение), тем хуже инвестклимат в этом районе (муниципалитете). Собственно, оценка качества предоставления госуслуг для бизнеса — это одна из четырех категорий факторов, взятых за основу рейтинга. Вторая категория — оценка наличия и качества институтов защиты бизнеса, третья — наличие и качество инфраструктуры, а также доступность ресурсов (земельных, трудовых, финансовых). И четвертая категория — поддержка малого предпринимательства.    

По словам Олега Дубровина, заместителя руководителя экспертной группы АСИ в Челябинской области, респондентами нацрейтинга-2015 стали более 200 тысяч человек, при этом выбирали их в том числе и «свободным образом через систему СПАРК». «Поэтому вопрос фальсификации, думаю, не должен обсуждаться», — сказал Дубровин. «Коллеги не знали, кого опрашивать, и не могли знать», — поддержал Мазуровский, отметив, что опрос проводил ВЦИОМ.
   
По мнению Дубровина, самым ярким показателем эффективности работы по улучшению инвестклимата станет приход бизнеса из других регионов. «О зарубежных компаниях пока не говорю», — добавляет эксперт. Но это скорее расчет на перспективу. Привлечение внешних инвестиций занимает свою позицию в шкале приоритетов, но главной задачей на сегодняшний день является создание комфортных условий для внутреннего инвестора.

Кто «соберет» систему    
   
28-е место — неплохой результат, но это не повод расслабляться, отмечает Руслан Гаттаров, обращая внимание, что Южный Урал «просел» в четвертой категории: «Мы умеем работать с крупным бизнесом, с крупными проектами, научились взаимодействовать с ними в рамках «одного окна». Однако пока у нас недостаточно выстроена система работы с малыми предприятиями. Количество субъектов малого и среднего бизнеса в регионе — более 100 тысяч, сопровождать их в ручном режиме невозможно. Надо создавать систему, институты. Есть элементы системы, сейчас задача собрать их в одно целое. Именно эту цель на последнем антикризисном штабе поставил губернатор Челябинской области Борис Дубровский».
   
Позиции региона можно улучшить путем организации системной работы по совершенствованию различных административных процедур, отмечает Гаттаров. Например, за счет повышения эффективности работы организационных механизмов поддержки бизнеса,  сокращения сроков выдачи разрешения на строительство, развития законодательства о защите и поддержке инвесторов, выработки прозрачной инвестиционной стратегии. В каждом из органов власти необходимо определить ответственных за улучшение конкретных механизмов, актуальных для бизнеса, определив им систему мотивации. Важно оказывать содействие в разработке и внедрении стандарта деятельности органов местного самоуправления по формированию инвестклимата, учитывая индивидуальные особенности муниципальных образований.
   
По словам Олега Дубровина, уже внесено предложение о реализации на территории Челябинской области двух пилотных проектов — по совершенствованию процедур выдачи разрешения на строительство и постановки на кадастровый учет. Принципиальное согласие на участие дали ряд городских округов и муниципальных районов, в том числе Челябинск, Златоуст, Сатка, Магнитогорск и Миасс. «Важно, чтобы каждый чиновник — муниципальный, региональный, федеральный, — находящийся на территории Челябинской области, четко понимал, что он сидит на этом стуле, за этим столом, в этом кабинете ровно для того, чтобы создать нормальные условия для работы бизнеса, — отмечает Гаттаров. — Если мы это сможем сделать, то есть очень четко соблюдать регламент, не давать возможности подхода «хочу — сделаю, хочу — не сделаю», вот тогда это будет система».
   
При этом, как подчеркивает Гаттаров, правительство области разделяет ответственность с коллегами. «Мы не будем оставлять муниципалов один на один с этой проблемой. Мы готовы помогать, будем говорить, где и как получить лучшие практики, будем давать методологию, — отмечает вице-губернатор. — Но при этом важно, чтобы у глав муниципальных образований было желание влиять на ситуацию».

Поделиться

15.05.2024 | 15:22
Бизнес Южного Урала смотрит на Восток?

Эксперты назвали точки роста экономики и соцсферы региона на международной арене.

07.05.2024 | 16:04
Карьера в гору. Как челябинский комбинат влюбил в себя сотни работников

Изучаем опыт одного из самых молодых ГОКов региона.

11.05.2024 | 09:27
Южноуральцы разместили на банковских счетах более 700 млрд рублей

Большую часть средств жители региона хранят в рублях.

02.05.2024 | 11:02
Алексей Текслер уволил министра промышленности региона

Павел Рыжий покинул пост главы минпрома в связи с переходом на другую работу.

Новости   
Спецпроекты