Николай Шуленин: «О профессионализме рабочих в Челябинске начинают беспокоиться только после того, как произойдет какой-либо несчастный случай»
О нарушениях закона, вошедших в привычку, слабовыраженном интересе южноуральской молодежи к учебе и «хитрых» образовательных аукционах на понижение рассказал Николай Шуленин, директор челябинского учебного центра «Эверест».
- Валерий Леер: «За последние четыре-пять лет эксплуатационное состояние дорог значительно ухудшилось»
- Треть всех ДТП в Челябинской области происходит из-за неудовлетворительного качества дорожного покрытия
— Дело в том, что для многих подрядных организаций в дорожно-строительной сфере уровень образования сотрудников не так уж и важен. На рабочие места зачастую допускают «специалистов» без соответствующего образования и даже без удостоверений.
— Насколько это вообще законно?
— С этим нарушением закона все уже свыклись, хотя раз в пять лет все сотрудники таких организаций, например, обязаны повышать квалификацию, которой, по сути, и не было. Это многолетняя и застарелая проблема. Часто в дорожно-строительную отрасль идут работать «специалисты», которых папа учил водительскому мастерству еще где-нибудь в колхозе: у них нет ни достаточного опыта, ни знаний по организации труда; они все пытаются усвоить в процессе работы, что, естественно, влияет на ее качество.
Да и надзорные органы, по сути, не могут и не обязаны проверять каждую компанию без соответствующего повода, тем более, что сделать это сложно. Раньше, например, каждый машинист всегда был закреплен за тем или иным транспортным средством, на котором реально и работал, а сейчас такой практики на многих предприятиях уже нет, или она носит чисто формальный характер. Разбираться будут, только если тот или иной водитель кого-нибудь задавит.
— Почему люди не учатся?
— Причин здесь много. К примеру, экономический кризис негативно повлиял не только на платежеспособность южноуральцев, но и на их мотивированность: специальность становится не так важна, когда человек не уверен, что, получив ее, сможет достойно зарабатывать.
Скажем, к нам приходит десять учеников: из них в лучшем случае только половина понимает, какой профессии они будут обучаться; оставшиеся пять идут на учебу по принципу: «Да ладно, попробую», то есть и интерес к учебе у них слабовыраженный.
Есть и другие проблемы. Например, связанные с практикой обучения специалистов, направляемых от конкретного предприятия, когда работникам не требуется тратить на образование свои личные деньги. Но и здесь все непросто. Многие строительные организации, к примеру, зимой ждут результатов торгов и аукционов: они не знают, смогут ли их выиграть, поэтому, естественно, никого не учат, а когда они, допустим, эти торги все-таки выигрывают, — учить кого-либо становится уже поздно.
У разных предприятий к тому же разное руководство и разные материальные возможности, поэтому они зачастую видят ситуацию по-своему.
— Есть ли проблемы в самой сфере образования?
— Они зачастую также материальные. Скажем, в регионе есть безработные. Служба занятости инициирует их переподготовку, но аукцион проводится на понижение. Условно говоря, вместо изначально заданной суммы та или иная компания предлагает обучить ребят за деньги в разы меньшие. Она и выигрывает аукцион, а качество образования, как следствие, страдает, поскольку на такие деньги трудно привлечь хороших преподавателей. В итоге снижается качество, а то и сокращается количество, например, аудиторных занятий.
— Что можно сделать, чтобы улучшить ситуацию?
— Во-первых, требовать выполнения законодательства у руководства предприятий. Приемы эти известны. При этом ужесточать ничего не нужно, у нас и так многие попадают «под раздачу», но все это не системно: своевременные проверки достаточно проводить раз в год.
Намного важнее осуществлять профилактические мероприятия. Скажем, следить за тем, чтобы при техосмотре машиной управлял закрепленный за ней водитель. У нас же начинают беспокоиться только после того, как произойдет какой-либо несчастный случай, тогда к работе подключается, в частности, инспекция труда.
Немаловажно также повышать престиж рабочих профессий, чтобы человек знал, что если он идет учиться, например, на водителя погрузчика, то в будущем, работая по специальности, он сможет обеспечивать свою семью.
Поделиться