Для миллиардного потребителя. ТЛК «Южноуральский» может помочь возрождению Великого шелкового пути
В городе Сиань в рамках VI Евразийского экономического форума в провинции Шэньси (КНР) прошла встреча лидеров регионов Шанхайской организации сотрудничества. В ней приняла участие делегация Челябинской области во главе с Русланом Гаттаровым, заместителем губернатора региона.
- Французы «строят» челябинцев. С появлением на местном рынке DIY еще одного иностранного игрока конкуренция станет жестче
- Геннадий Воронин, челябинский квасовар: «Развитие квасного бизнеса никому не нужно, кроме китайцев»
- Золото, машины и рабочая сила! Челябинская область налаживает контакты со странами Африки
Основной целью встречи, как поясняют в министерстве экономического развития Челябинской области, стало расширение сотрудничества стран так называемого Шелкового пути и содействие их совместному развитию, демонстрация инновационных достижений в сфере сельского хозяйства, промышленности, транспорта, науки, техники и энергетики.
— В рамках работы российских панельных сессий транспортно-логистический комплекс «Южноуральский» был представлен как пример роли России в восстановлении Великого шелкового пути, — отмечают в минэкономразвития. — Отправной точкой в маршруте, как и в древности, во времена вывоза шелка из Китая по караванной дороге, связывавшей Восточную Азию со Средиземноморьем, станет город Сиань.
По словам Руслана Гаттарова, в перспективе ТЛК «Южноуральский» может и вовсе стать одним из ключевых звеньев в международной торговле стран ШОС: переговоры о двусторонних поставках в Россию и Китай, где ТЛК может выступить перевалочным пунктом, уже состоялись. Кроме того, была достигнута договоренность о системной работе и расширении отраслей для экспорта и импорта с представителями Башкортостана.
Заинтересованность в совместной работе выражают и китайские предприниматели. Так, наши восточные партнеры еще на открытии ТЛК отмечали экономическую целесообразность его создания, но высказывались вместе с тем достаточно осторожно, выражая надежду на то, что затраты на транспортировку грузов в будущем будут сопоставимы со стоимостью морской перевозки товара.
Сухопутный порт
Напомним, что торжественное открытие ТЛК состоялось в мае 2015 года в ходе седьмого совещания министров транспорта государств — членов ШОС. Еще тогда Борис Дубровский, губернатор Челябинской области, отметил, что «это, по сути, сервисный проект, который будет способствовать активному развитию наших производителей».
— Благодаря его реализации будут созданы новые рынки сбыта и новые рабочие места, но следует понимать также, что потенциал этого объекта еще нужно грамотно использовать, — уточнил Дубровский.
Что это за потенциал? По сути, ТЛК позволит реализовать логистическую схему, по которой товары из Китая будут доставляться на Южный Урал в разы быстрее, всего за 5-10 дней, и им, в частности, не нужно будет преодолевать замысловатый и извилистый морской маршрут из Китая в Санкт-Петербург. То есть Китай и Челябинская область оказываются связанными напрямую (через Казахстан). Неспроста эксперты называют этот транспортно-логистический комплекс «сухопутным портом».
К 2017-2018 годам через него, по предварительным подсчетам, будет проходить порядка 2,5 млн тонн груза в год, а из терминала каждые 15 минут будет выезжать машина с товаром.
Ввозить на Южный Урал в значительных объемах будут, например, товары народного потребления, одежду, бытовую технику, а вывозить, как считают эксперты, нашу агропродукцию, в частности, мясо птицы, крупы, корма для животных.
— У китайских коллег сейчас есть интерес к очень узкой категории товаров, в частности, к экологичным продуктам питания, и, по их мнению, у Челябинской области есть шанс развития на базе новейших мировых технологий круглогодичного цикла производства таких товаров под гарантированный сбыт у миллиардного потребителя, — уточняет Игорь Аристов, первый вице-президент Южно-Уральской торгово-промышленной палаты.
Вместе с тем, как уточняет Игорь Аристов, Пекин сейчас специально поддерживает сильный юань, чтобы избавить китайскую экономику от зависимости от экспорта товаров, что, очевидно, может деформировать саму идею торгового сотрудничества.
— Шелковый путь не должен быть односторонним! — предостерегает Игорь Аристов.
Вопрос, однако, в том, насколько это действительно опасно (и является ли значимым или тем более определяющим фактором) для стабильности экономики Челябинской области, ведь, как уточняет эксперт, рубль дешевеет гораздо быстрее юаня, а по данным главного таможенного управления КНР, в январе-июле 2015 года экспорт России в Китай снизился на 24 %, а из Китая в Россию — на 36 %.
Во время мероприятия прошла и выставка товаров стран ШОС. Так, на стенде Южного Урала были представлены, помимо уже упоминавшегося ТЛК «Южноуральский», такие компании, как ОАО «ЧТПЗ», ООО «Объединение «Союзпищепром», ООО «Национальная водная компания «Ниагара».
— Участие Челябинской области в подобных выставках позволяет продвинуть региональную продукцию на рынки стран-участниц ШОС и Восточной Азии, а также развивать дальнейшее взаимовыгодное сотрудничество с провинциями Китая, — подчеркивает Руслан Гаттаров.
Кроме того, по словам Игоря Аристова, перспективными на ближайшее десятилетие для нас остаются и проекты создания совместных с Китаем предприятий на территории Челябинской области в общей стратегии привлечения китайских инвестиций.
Поделиться