Евгений Ваганов: «Экспорт зерна агропрому Челябинской области пока не интересен»
На днях председатель правительства РФ Дмитрий Медведев заявил, что экспорт сельхозпродукции из России по объему валютной выручки превысил продажи оружия и стремится занять положение углеводородов.
- Цыплята чистых кровей. В Челябинской области заинтересованы в «племенном ядре» промышленного птицеводства
- «Мы не догматики». Борис Дубровский призывает не списывать экономические проблемы на национальный характер
Есть ли резон нашим аграриям поставлять зерно на экспорт? Ситуацию комментирует Евгений Ваганов, первый заместитель министра сельского хозяйства Челябинской области.
— Несколько месяцев назад, когда из-за падения курса рубля зерно в валюте резко подорожало, государство, чтобы защитить внутренний рынок, подняло экспортные пошлины на него. Дало ли это свой результат?
— Эта мера была очень полезная и своевременная, что позволило избежать дефицита зерна и обеспечить продовольственную безопасность страны и регионов. А теперь в России, и в частности в Челябинской области, выращен хороший урожай зерновых, и вполне возможно таможенное послабление. В целом по стране планируется поставить на экспорт 20 миллионов тонн зерна.
— В свое время, помнится, твердую пшеницу с Южного Урала покупала даже далекая Италия — родина макарон…
— В последние годы область не продает зерно в дальнее зарубежье, поскольку наш регион является дефицитным по объемам его производственного потребления. Из-за роста потребности птицеводства и животноводства зерно в регионе очень востребовано, эти отрасли готовы потреблять почти неограниченные объемы. По прогнозу в этом году валовой сбор зерна по области будет более 1,5 млн тонн. Хотя это на 30 % больше прошлогоднего уровня, полностью удовлетворить внутреннюю потребность все же не удастся: не говоря о 300 тысячах тонн семян, только продовольственного зерна для обеспечения хлебопекарной и макаронной промышленности нужно в год около миллиона тонн, плюс более миллиона — фуражное зерно для птицефабрик, животноводческих ферм и свинокомплексов. В целом нужно 2,5 млн тонн. Так что часть фуража, как и в прошлые годы, придется закупать в соседних регионах.
— И все же для аграриев, видимо, в этой ситуации порой выгоднее продавать часть зерна за рубеж…
— Чтобы экспортировать зерно, нужно сначала поставить его на элеватор, где есть специальное оборудование для его загрузки в вагоны. У сельхозпроизводителей его нет, а хлебоприемные предприятия сами скупают зерно.
Наши аграрии выращивают отличную твердую пшеницу, незаменимую для производства макарон. Сегодня она идет на «Макфу», «Союз-пищепром» и другие местные предприятия этого профиля, и цена на нее достойная — 17-18 рублей за тонну. Наша область занимает первое место в России по производству макаронной продукции.
Впрочем, полностью исключить участие наших аграриев в экспорте зерна, думаю, нельзя. Но сегодня слишком высоки тарифы железной дороги на доставку зерна с Урала до черноморских портов, и краснодарские производители находятся в более выгодных условиях — там и урожай больше, и порты буквально под боком…
Чтобы обеспечить равные условия, по мнению аграриев, на федеральном уровне было бы правильным принять решение о снижении тарифов РЖД на перевозки сельхозпродукции из Урала и Сибири. А сегодня для АПК области экспорт зерна неинтересен: выгоднее продавать за рубеж, например, макароны, чем сырье.
— А если цена на зерно на внутреннем рынке упадет?
— Думаю, в этом году это маловероятно. А в перспективе, думается, не исключен и вариант с продажей части зерна за рубеж. Наша пшеница высокого качества, экологически чистая, а это очень ценится в Европе. Главное, чтобы был разумный «ценовой коридор», позволяющий работать рентабельно и сельхозпроизводителям, и переработчикам, и в то же время не допустить подорожания тех же макарон и хлебобулочных изделий, как и продукции мясопереработки. Если же закупочные цены резко упадут, «экспортный вариант» сможет стать рыночным регулятором оптимального соотношения стоимости зернового сырья и конечного продукта.
Поделиться