Гастрономический дисконт. Продуктовый ритейл Челябинска держит курс на доступность

5 Октября 2015 Автор: Алина Голованова Фото: Вячеслав Шишкоедов
Гастрономический дисконт. Продуктовый ритейл Челябинска держит курс на доступность

Челябинская продовольственная розница усиливает меры, направленные на удержание потребителя. Ритейлеры увеличивают частотность проведения акций-распродаж, меняют соотношение ценовых сегментов в общем ассортименте, расширяют линейку более доступного, по сравнению с известными брендами, товара, произведенного под собственной торговой маркой (СТМ, Private Label).

И работа в этом направлении может стать еще более активной с обострением конкуренции на рынке, в частности, с приходом в Челябинск красноярской сети «Светофор», работающей в формате жесткого дискаунтера. Правда, произойдет это в том случае, если компания найдет в нашем городе подходящие помещения. Пока сибирякам сделать это не удаётся, поскольку город испытывает дефицит таких площадок.

Сети умерили аппетит

По словам представителей продуктовой розницы Челябинска, ключевая работа, которая ведется сегодня ритейлерами в среднем ценовом сегменте, связана с ценовой политикой. То есть с ее корректировкой в пользу потребителя. Во-первых, проводятся серьезные ценовые акции. Во-вторых, расширяется линейка СТМ, в продвижение которой ритейлер не вкладывается, и благодаря экономии на рекламе у него появляется возможность предложить покупателю более дешевый товар по схожему с раскрученными марками качеству. Для массового потребителя такая продукция является адекватной заменой некоторых брендов. В-третьих, розничные сети работают над разными скидочными предложениями. Например, «Молния» дает своим покупателям скидку при покупке определенного набора, допустим «пицца + кола». В-четвертых, магазины меняют соотношение ценовых сегментов: доля низкого — возрастает, а среднего — немного уменьшается (в той же «Молнии» сегодня на средний сегмент приходится примерно 70 % в общем объеме).

— Во всем мире наблюдается привязка потребителей к определенному бренду, — комментирует ситуацию «Южноуральской панораме» Юрий Блохин, директор по маркетингу компании «МОЛЛ» (собственная розничная сеть супер- и гипермаркетов «Молния» и франшизный проект SPAR). — Люди идут в то место, в тот магазин, где они могут купить товары определенных торговых марок. И только в том случае, если люди не находят продукцию интересующего их производителя, они покупают аналог.

Однако в кризис потребительские предпочтения и привычки начинают меняться: для многих первостепенным становится вопрос цены (при этом желательно без потери качества). Учитывая это, ритейлеры вынуждены искать разные пути по минимизации издержек, чтобы эти затраты потом не сказались на конечной стоимости продукта. В частности, розница сегодня старается сотрудничать с поставщиками, которые готовы пойти ритейлеру навстречу. «Ведь производители сегодня тоже теряют в продажах, и, чтобы реализация не просела существенно, они тоже делают скидки», — добавил Юрий Блохин.

Другие участники продуктовой розницы Челябинска тоже сообщили нам о движении в «антикризисном» направлении. Так, по словам Андрея Грибанова, коммерческого директора розничной сети «Проспект», и в их сети проводятся акции, предполагающие продажу товара по сниженным ценам, реализуются программы по усилению лояльности покупателей, есть в РС и частные марки (Private Label). «Я бы не сказал, что мы предлагаем какое-то ноу-хау, — отметил наш собеседник. — Но общие необходимые, особенно в сегодняшних условиях, меры мы, разумеется, принимаем».

Стараются держать руку на пульсе и представленные на челябинском рынке федеральные сети. И хоть о сотрудничестве с малоизвестными производителями, на что обычно делают упор дискаунтеры, мы от крупных сетей не услышали, но зато нам стало известно об их работе над увеличением в магазинах доли южноуральской продукции. «Торговая сеть «Пятерочка» активно работает с местными производителями, такие товары отмечены специальными стопперами, — рассказывает «Южноуральской панораме» Денис Кузнецов, старший менеджер по связям с общественностью X5 RetailGroup (владеет торговыми сетями «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель»). — В целом по сети доля южноуральских товаров превышает 40 %, а по ряду категорий — 95 %. В числе действующих местных поставщиков  — ООО «Хлебпром», «Ариант-Агро», «Союзпищепром», «Чебаркульская птица», «ЗДОРОВАЯ ФЕРМА», «Ситно-Трейд», «ВЕЛЕС» и другие. В планах компании — наращивание доли местных производителей в ассортиментной матрице магазина».

Кроме широкой представленности на полках этой сети более дешевых, чем московские или иностранные бренды, аналогов, одним из преимуществ челябинских «Пятерочек» в условиях ужесточенной в период снижения покупательской активности конкуренции может стать и доля самой сети на рынке и, главное, нацеленность на дальнейшее расширение. «Пятерочка» является одним из лидеров продуктового ритейла в регионе, — добавляют в Х5. — На данный момент сеть насчитывает в Челябинской области 255 магазинов, из которых 103 — в Челябинске. 40 новых магазинов было открыто и 18 реконструировано в 2015 году. И в течение 2016 года планируется еще 35 открытий».

Однако, как отмечают участники рынка, такие факторы, как снижение реальных доходов населения на фоне ослабления рубля, увеличения нагрузки со стороны государства (налоговое ужесточение, рост цен на услуги ЖКХ и т.д.), гораздо сильнее мер, предпринимаемых ритейлерами и производителями. «По официальным прогнозам, продуктовый ритейл в России упадет по итогам года на 7 %, и мы думаем, что скорее всего так и будет, — говорит Юрий Блохин. — Сохранить объемы сегодня очень тяжело. Но, как бы то ни было, мы все равно будем улучшать свою работу и искать более интересные предложения. Ведь рынок не стоит на месте, и конкуренцию никто не отменял».

Жесткий дискаунтер в поиске

К слову, о неотмененной конкуренции. Недавно в местных СМИ прошла информация о том, что в Челябинске может появиться продуктовая сеть из Сибири — «Светофор». Магазины, работающие под этой вывеской, реализуют товары по низким ценам (средняя наценка в сети, с учетом доставки, составляет не более 10 %). «Супермаркет «Светофор» — это розничный склад-магазин самообслуживания, работающий в режиме жесткого дискаунтера, — сообщается на сайте компании. — На все должности в магазины сети трудоустраиваются местные жители. За счет оптимального количества сотрудников в том числе и достигаются низкие цены по сравнению с другими магазинами». «Светофор» предлагает около двух тысяч наименований товаров. Наряду с продуктами питания широко представлена непродовольственная группа: бытовая химия, хозтовары, инструменты, детские товары, товары сезонного спроса, одежда, обувь.

Как сообщается на сайте компании, действующая сеть розничных складов-магазинов «Светофор», основанная в 2009 году в Красноярске, на сегодняшний день включает в себя более 300 магазинов на всей территории России. Свое развитие компания начала с восточных регионов, в планах — открытие 500 магазинов до 2017 года. В настоящее время идет интенсивное расширение в европейской части России, но в «Светофоре» рассматривают предложения по аренде помещений и в других регионах. Так, по некоторым данным, красноярский продуктовый дискаунтер ищет площадки и в Челябинске.

«Светофор» рассматривает предложения по аренде в населенных пунктах численностью от 10 тысяч человек, — сообщают в компании. — Для магазинов мы используем исключительно арендованные помещения, поэтому заинтересованы в долгосрочном и взаимовыгодном сотрудничестве с арендодателями. Заключаем договоры аренды на срок от 5 лет». Среди требований к объекту — площадь торгового зала около 1 000 кв. м (помещения менее 850 кв. м не рассматриваются), удобный подъезд к помещению, наличие парковки или места под нее не менее чем на 30-40 автомобилей одновременно и другие. При этом в качестве гарантии проходимости магазина в «Светофоре» ссылаются, в частности, на проверенный на практике трафик: количество покупателей порядка 1 000 человек в день.

Светит ли Челябинску «Светофор»?

Однако специалисты в сфере аренды в скором появлении на челябинском рынке красноярского дискаунтера сомневаются по причине нехватки помещений, которые соответствовали бы требованиям продуктовой сети. Спрос на подобные объекты в Челябинске довольно большой: среди желающих разместиться на удобных площадях, находящихся к тому же на проходимых местах, «Магнит», «Дикси», «Пятерочка». Тем не менее разговоры об экспансии сибиряков на Южный Урал не прекращаются, потому что компания периодически ведет переговоры с управляющими различными объектами в городе.

 — По моим данным, «Светофор» уже давно подыскивает помещение в Челябинске, — рассказывает «Южноуральской панораме» Илья Коноплев, управляющий коммерческой недвижимостью. — В частности, интересовались у моего коллеги возможностью разместиться в одном из местных гипермаркетов. Но в итоге что-то у них не срослось, и «Светофор» туда так и не зашел. Вообще, сетей, попадающих под формат «дискаунтер», не так-то много, пожалуй, только «Верный» и «Светофор». Но их задержка с выходом на челябинский рынок объясняется дефицитом подходящих помещений. Ведь за такими помещениями гоняются все ритейлеры. Например, «Магнит» с его агрессивным развитием буквально выхватывает объекты у арендодателей и активно способствует подготовке помещения под формат сети.

Новым игрокам, которые еще не представлены в Челябинске, в этом плане, по словам нашего эксперта, сложно действовать: они не знают рынка, не знают, к кому обратиться. И если, например, речь идет об инвестиционной недвижимости, новички не могут дать инвесторам гарантий. То есть в принципе новые ритейлеры, по словам специалиста, готовы арендовать инвестиционные, специально под конкретную сеть построенные объекты, но тут уже вмешиваются экономические факторы. «Сейчас почти никто не инвестирует в коммерческую стройку, или делается это очень осторожно, — говорит Илья Коноплев. — Вряд ли кто-то решится вкладываться в возведение объектов для компании, которой еще нет в Челябинске и которая, возможно, потом решит уйти с рынка. Это очень рискованно».

Но в принципе морально наш город, рынок и потребитель, по мнению специалиста, готов к появлению такого формата. Жесткий дискаунтер и в лучшие-то времена был востребован определенной категорией потребителей, а сегодня, в непростое время, когда люди стараются экономить на всем, появление таких магазинов было бы как нельзя кстати.

За какими форматами будущее

Если будет продолжаться реальное падение доходов населения, а пока оно, к сожалению, не остановилось (в связи с очередной девальвацией национальной валюты в августе), если эта тенденция сохранится (а пока нет признаков того, что рубль будет укрепляться), люди будут перестраивать свою потребительскую корзину, считают наши собеседники. Что-то покупатели будут менять на более дешевые аналоги, а что-то, например, хлеб или кондитерские изделия, начнут делать сами, в домашних условиях. Сейчас многие покупают хлебопечки и пекут хлебобулочные изделия дома. Это же касается и другой стряпни, которую некоторые раньше, возможно, ленились делать сами (покупая печенье, кексы и бисквиты в магазинах), а сейчас, вспомнив от своих духовках, начнут.

На этом фоне, по мнению наших экспертов, магазины, работающие в формате жесткого дисконта, будут востребованы больше супермаркетов, представляющих средний ценовой сегмент. Или, по крайней мере, покупатели жестко разделятся на тех, кто отдает предпочтение более низкой цене, и тех, для кого важна не только или не столько стоимость товара. Юрий Блохин, к примеру, отмечает, что многие воспринимают магазин все же комплексно, не только исходя из того, к какому ценовому сегменту он относится. «Важна и цена, и ассортимент, и сервис, — говорит представитель компании «МОЛЛ». — Если дискаунтеры смогут учесть все эти параметры, тогда у них будет шанс переманить потребителя на свою сторону. А если будет так, как делают некоторые сейчас, т.е. если компании будут экономить на штате, сокращая персонал и тем самым ухудшая качество работы своих магазинов, тогда, думаю, вряд ли имеет смыл говорить о достойных конкурентах. Потому что для многих эта сторона вопроса по-прежнему важна».

Предсказать, как долго продлится непонятная ситуация в экономике, невозможно, поэтому все ритейлеры работают сегодня в режиме краткосрочного планирования, загадывая не далее чем на полгода вперед, заключил наш собеседник.


Поделиться

17.04.2024 | 17:17
Челябинск представит креативный потенциал Урала

В областном центре пройдет окружной форум «Российская креативная неделя».

05.04.2024 | 12:22
Алексей Текслер озвучил инициативы по поддержке российских регионов

Глава региона принял участие в совещании, которое провел Владимир Путин.

18.08.2016 | 10:53
Ипотечное оживление. Кредиты на «квадраты» в Челябинской области снова в цене

Южноуральский рынок ипотечного жилищного кредитования (ИЖК) демонстрирует уверенный рост. Положительная динамика наблюдается как в отношении количества кредитных организаций, работающих с ипотекой (с начала года число таких банков выросло в полтора раза), так и в объемах кредитования (заметный рост отмечен и в штуках, и в деньгах).

18.08.2016 | 10:42
В челябинской ипотеке время снижения — ставок, взносов и возраста заемщика

Участники ипотечного рынка Челябинской области рассказали нашему изданию о нескольких трендах, наметившихся и ожидающихся в этой сфере. Опрошенные игроки сообщили о тенденциях на сокращение процентных ставок и величины первоначального взноса, а в одном из банков поведали о росте в общем кредитном объеме доли бюджетников и о том, что южноуральский заемщик помолодел. Респонденты прогнозируют и дальнейшее развитие рынка ипотеки в заданном направлении.

Новости   
Спецпроекты