В Челябинске выросло количество нарушений рекламного законодательства на финансовом рынке

18 Февраля 2016 Автор: Леонид Смольников
В Челябинске выросло количество нарушений рекламного законодательства на финансовом рынке

Свыше 2,8 миллиона рублей составила общая сумма штрафов по фактам нарушения рекламного законодательства в 2015 году. Об этом 18 февраля сообщила начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС Татьяна Соболевская.

Соблевская-Татьяна-марочка.jpgВ 2015 году число обращений в УФАС по фактам ненадлежащей рекламы выросло с 350 до 370. Одна из самых проблемных областей — незаконная смс-рассылка рекламных сообщений без предварительного согласия абонентов. Татьяна Соболевская отметила, что практически все эпизоды незаконной рассылки нашли документальное подтверждение, и напомнила, что абонент вправе обратиться к своему оператору сотовой связи, чтобы номер, с которого поступает смс-рассылка, был занесен в стоп-лист.

Водку будешь?

Имели место в 2015 году и продолжают поступать обращения, связанные с рекламой дистанционной продажи алкоголя в Интернете. Заявители указывают на конкретные сайты, при рассмотрении некоторые случаи оказываются спорными (когда на сайтах продавцов указан ассортимент, при этом информация именно рекламного характера отсутствует), но, разумеется, есть и подтвержденные факты. Например, в поле зрения антимонопольного ведомства попал один частник, который, не имея предпринимательского удостоверения, зарегистрировал собственное доменное имя, разместил в Сети рекламу и самостоятельно развозил спиртное по адресам.

Напомним, Росалкогольрегулирование разработало поправки в ряд законов, запрещающие дистанционную и непрямую продажу спиртного. Так, за распространение предложения о дистанционной продаже алкоголя будет выписываться штраф для граждан в размере до 5 тыс. рублей, для должностных лиц — до 50 тыс. рублей и для юридических — до 1 млн рублей. Реклама алкоголя вносится в разряд запрещенной деятельности.

«Побуждающие» нарушения

Много жалоб поступало на продавцов бытовой техники, в частности, «Эльдорадо» и «Техносила». Как уже писала «ЮП», один гражданин «клюнул» на рекламу, в которой говорится о предоставлении рассрочки без переплат, но фактически ему пришлось заключить банковский кредит.

Из нарушений, «побуждающих к противоправным действиям», Соболевская отметила рекламу неодимовых магнитов, которые могут остановить счетчики воды и электричества. «Мы установили, что это легальный товар, который используется в промышленности или, допустим, когда нужно поднять какие‑то тяжелые предметы со дна озера. Однако реклама этого магнита может сподвигнуть потребителя к тому, чтобы исказить показания прибора учета, а это противоречит правилам предоставления коммунальных услуг», — рассказала руководитель отдела. По таким фактам выдавались предписания, а если нарушители не реагировали на требования УФАС, приходилось просить регистраторов доменных имен о приостановлении работы сайтов.

К категории «отдельные виды товаров и услуг» отнесена реклама полисов ОСАГО стоимостью до полутора тысяч рублей, которая, во-первых, размещается на дорожных ограждениях (что уже является нарушением закона о рекламе), а во-вторых, не соответствует действительности. По словам Соболевской, правила обязательного страхования предполагают установление определенных коэффициентов, при расчете которых стоимость полиса не может составить 1200—1500 рублей. Однако определить местонахождение продавцов (а это, как правило, физлица) очень сложно, поэтому УФАС выходит на местные власти с просьбами принять меры. «Органы местного самоуправления, в общем‑то, реагируют — снимают такие баннеры», — говорит Соболевская.

Лови момент

Подробнее представитель антимонопольного органа остановилась на фактах нарушений рекламного законодательства на финансовом рынке Челябинска. Число таких нарушений продолжает расти, поэтому служба уделяет этому вопросу особое внимание.

Как заметила Соболевская, рекламироваться имеют право только те компании, которые включены в госреестр микрофинансовых организаций ЦБ, и поскольку эти сведения находятся в открытом доступе, рекламораспространители могут проверить статус фирмы. Судя по всему, легитимность клиента проверяют не всегда, поэтому реклама «серых» контор проходит в печатных СМИ, а иногда и на ТВ. Зачастую речь идет даже не о конторах, а о физлицах, которые, по логике, должны вызвать подозрение у распространителя.

В рекламе микрофинансовых компаний и потребительских кооперативов говорится о высоких процентах по вкладам (до 30 и более), но эти цифры не имеют ничего общего с реальностью. «Людям такие проценты не выплачиваются», — говорит Соболевская, призывая людей быть осторожнее в своих желаниях приумножить сбережения — каким образом компания будет распоряжаться этими деньгами, совершенно непонятно.

Похожими «затравками» грешат и легальные банки, отмечают в УФАС. Реклама гласит о привлекательных процентах по вкладам, но по факту отказывают в сотрудничестве на таких условиях — предлагают другие проценты, поменьше. «Например, «Совкомбанк» предлагал вклад «Лови момент» под 18 % годовых, но потребительнице отказали в заключении договора, предложив оформить вклад под 17 %, — рассказала Соболевская. — Анализ этого банковского продукта показал, что реклама не соответствует действительности».

По итогам госконтроля за соблюдением рекламного законодательства в 2015 году возбуждено около 100 административных дел, выдано более 50 предписаний, связанных с прекращением нарушения действующего законодательства. К ответственности привлечено около 40 юридических и 30 должностных лиц.

Поделиться

15.05.2024 | 15:22
Бизнес Южного Урала смотрит на Восток?

Эксперты назвали точки роста экономики и соцсферы региона на международной арене.

07.05.2024 | 16:04
Карьера в гору. Как челябинский комбинат влюбил в себя сотни работников

Изучаем опыт одного из самых молодых ГОКов региона.

Вчера | 10:45
Челябинским компаниям предложили площадки для локализации производств в Китае

В Харбине прошли переговоры южноуральской делегации с представителями министерства коммерции провинции Хейлунцзян.

Вчера | 10:30
В Челябинске прошли публичные слушания по отчету об исполнении бюджета за 2023 год

В 2023 году бюджет города был исполнен с профицитом в размере около 1 млрд рублей, что позволило городским властям выполнить все текущие расходные обязательства и взяться за реализацию новых социально-значимых инициатив.

Новости   
Спецпроекты