Железный путь в Европу. Челябинские рельсы нацелены на европейский рынок

2 Марта 2016 Автор: Андрей Темников
Железный путь в Европу. Челябинские рельсы нацелены на европейский рынок

В 2016 году Челябинский металлургический комбинат (ЧМК, входит в группу «Мечел») планирует отгрузить в адрес РЖД 150 тысяч тонн 100-метровых рельсов. Но, разумеется, этим возможности универсального рельсобалочного стана — важнейшего инвестпроекта комбината — не ограничиваются. О том, как изменилась жизнь ЧМК после сертификации 100-метровых рельсов, об отношениях с банками и немцами, о «газовых» долгах и ситуации в отрасли рассказал в интервью «ЮП» управляющий директор ЧМК Рашид Нугуманов.

Цены на минимуме

— Рашид Фасхиевич, как оцениваете результаты работы ЧМК в 2015 году?

04_Нугуманов-2_марочка.jpg— Сработали хорошо, особенно с учетом того, как ситуация на рынке менялась весь прошлый год. В 2015 году комбинат улучшил показатели и по объемам производства (2-3 % роста по отношению к 2014 году), и по выручке. Но ситуация начала прошлого года кардинально отличается от сегодняшней: в январе-феврале 2015-го потребители скупали всю продукцию со складов, причем по стопроцентной предоплате, так как опасались повышения цен. Сейчас цены на металлопродукцию минимальные, что, казалось бы, должно стимулировать продажи. Но платежеспособность потребителей при этом снизилась.

— Это не влияет на параметры производственной программы-2016?

— Если говорить о физических объемах, то снижения производства мы не планируем. Ориентиры примерно те же, что и в 2015 году. При этом мы намерены продолжать работу по диверсификации товарной линейки, увеличивать сортамент рельсобалочного стана, осваивать производство другой высокомаржинальной продукции, например, новых сплавов в листопрокатном производстве, сплавов для предприятий оборонно-промышленного комплекса. Год назад мы поставили перед собой задачу за два года освоить 50 новых видов профилей на универсальном рельсобалочном стане. Сегодня производим уже 28 профилей проката, включая два типа рельсов, один из которых — для РЖД. В текущем году будем продолжать работу в этом направлении. Мы провели ресертификацию арматуры, с которой можем выходить на экспорт: с учетом курсовой разницы цена поставки, например, в Польшу и Германию получается выше, чем на российском рынке.

— Сильно выросла загрузка рельсобалочного стана с началом поставок 100-метровых рельсов РЖД? Какие договоренности с железнодорожниками на этот год?

— Мы начали поставки рельсов в промышленных объемах, поэтому загрузка стана, разумеется, возрастает. Только за январь-февраль 2016 года мы отгрузили рельсов столько же, сколько суммарно за весь прошлый год. В этом году РЖД готовы закупить у нас 150 тысяч тонн 100-метровых рельсов.

Приятная визуализация

— Намерения поставлять рельсы немецкому железнодорожному оператору Deutsche Bahn остаются в силе?

— Конечно, в силе, с нашими рельсами можно уверенно выходить на экспортный рынок. Но процесс сертификации достаточно трудоемкий и занимает немало времени. Процедура получения сертификата у железных дорог Германии настолько же непростая, как и в России. Например, для получения сертификата соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза (который позволяет нам поставлять продукцию РЖД) нашим рельсам нужно было пройти тест по накатке 150 миллионов брутто-тонн на километр на экспериментальном полигоне. Похожий процесс и у Deutsche Bahn, с той лишь разницей, что они ставят рельсы не на экспериментальное кольцо, а сразу укладывают в железнодорожные пути. По механическим свойствам наши рельсы удовлетворяют требованиям Deutsche Bahn, до конца текущего года планируем освоить на нашем рельсобалочном стане европейский профиль рельсов.

— Недавно на комбинат приезжали топ-менеджеры «Газпромбанка», одного из крупнейших кредиторов «Мечела». У ЧМК нет трудностей по погашению долгов?

— Есть долговая нагрузка и у ЧМК, и в целом по всей Группе «Мечел», и работа по реструктуризации задолженности продолжается на уровне головной компании — в этом направлении достигнуты серьезные успехи. Нынешняя финансовая устойчивость ЧМК не вызывает вопросов, предприятие работает стабильно. Что же касается визита, представители «Газпромбанка» приезжали к нам на комбинат лично убедиться в том, что их финансовые вложения получили реальное воплощение и уже приносят прибыль (строительство нашего рельсобалочного стана велось на привлеченное с участием банка финансирование). По словам самих представителей «Газпромбанка», в результате визита они «получили приятную визуализацию» инвестиционных вложений в реальный сектор.

— В прошлом году ЧМК погасил задолженность перед газовиками в размере 3,6 млрд рублей, и еще оставалось 2,8 млрд рублей долга. Вентиль не перекроют, как это было на ЧТЗ?

— Долги перед поставщиком газа действительно есть. Мы находимся с ним в постоянном диалоге, согласовываем графики платежей, платим пени. Но взять и полностью погасить долг мы сейчас не можем, учитывая непростое финансовое положение Группы «Мечел» и продолжающийся процесс реструктуризации задолженности перед банками, а также ситуацию на рынке сырья и металлов. Мы благодарны нашим партнерам за конструктивный подход к этой проблеме.

Нужны оборотные средства

— Не так давно ЧМК сообщил о выплавке миллионной тонны нержавеющей стали. Это, наверное, не так много, учитывая, что в советские времена комбинат выпускал по 220 тысяч тонн нержавейки в год?

— Это юбилейный результат не всего комбината в целом, а электросталеплавильного цеха № 6 с момента его пуска. В 2010 году мы провели коренную реконструкцию ЭСПЦ-6 с вводом в строй нового комплекса по производству качественных и нержавеющих сталей. Мы видим на рынке потребность в нержавейке: есть отрасли, которые не должны и не будут работать на импортном сырье, тем более с учетом сегодняшнего курса доллара.

Надеюсь, в результате реструктуризации задолженности перед банками у нас появятся дополнительные оборотные средства и, соответственно, возможность увеличить объемы выплавки нержавейки и нарастить объемы импортозамещающей продукции. Хороший пример такой продукции — это, конечно, наши рельсы. Если еще два года назад РЖД импортировали рельсы из Австрии и Японии, то сегодня уже нет такой необходимости, и это большой плюс для развития железнодорожной инфраструктуры России.

— Повышение зарплат на комбинате не планируется?

— Средняя зарплата на комбинате в 2015 году выросла по отношению к 2014-му на 11 % — так, как мы и планировали. Общее понимание, что зарплата должна расти, есть и у руководства предприятия, и у профсоюза, и у трудового коллектива. Может быть,  сейчас для этого и не самое благоприятное время, учитывая сложности на рынке, проблемы с кредитованием. Но при этом у нас нет и намерений снижать зарплату, переходить на короткий рабочий день или сокращать рабочую неделю, как это происходит на некоторых других предприятиях. Стараемся обойтись без таких кардинальных мер и сохраняем социальные гарантии для наших работников.

— Сколько ЧМК тратит на экологию?

— В целом за последние 12 лет (с момента вхождения в Группу «Мечел») на комплекс экологических мероприятий предприятие выделило более 9 млрд рублей, а в последние три года мы тратим по 700-800 млн в год. В первую очередь средства идут на капитальные и текущие ремонты имеющегося оборудования, чтобы поддерживать его в рабочем состоянии. При этом каждый новый объект, будь то машина непрерывного литья заготовки, рельсобалочный стан или нагревательная печь, оборудуется современной системой очистки отходящих газов и замкнутым оборотным циклом водоснабжения, который исключает сбросы технической воды во внешние источники.

— Сегодняшняя нервозность челябинцев по поводу экологии — адекватная реакция на происходящее?

— Обеспокоенность людей очевидна, и возникает она не на пустом месте. В общий фон загрязнения, я считаю, немалую лепту вносят неорганизованные источники, такие как свалка или автотранспорт, количество которого в Челябинске за последние 20 лет выросло в два раза. Что касается ЧМК, то в России пять таких комбинатов полного цикла, и только один — наш — расположен в городе-миллионнике. Жители Металлургического района могут сравнить, как предприятие работало 25 лет назад и какое оборудование мы используем сейчас: с 1989 года комбинат сократил выбросы в четыре (!) раза. И работа в этом направлении продолжается, ведь мы здесь живем и понимаем свою ответственность.


Комплекс по производству рельсобалочной продукции (включает в себя комплекс внепечной обработки стали, машину непрерывной разливки стали (МНЛЗ) и универсальный рельсобалочный стан (УРБС) на ЧМК был запущен в июле 2013 года, объем инвестиций составил около $900 млн. Оборудование УРБС позволяет выпускать фасонный прокат и рельсы длиной до 100 метров.

Поделиться

20.03.2024 | 15:41
В Челябинске показали новый трамвай со звездным названием

Модель Усть-Катавского вагоностроительного завода с февраля испытывают на улицах областного центра.

06.03.2024 | 09:03
Челябинской молодежи рассказали, как начинать бизнес без ошибок

Со школьниками и студентами пообщался Александр Калинин, президент «Опоры России».

Вчера | 15:51
Вячеслав Володин рассказал, какие законы вступают в силу в апреле

Спикер Госдумы опубликовал в своем телеграм-канале традиционную подборку изменений в законах.

25.03.2024 | 13:05
Южноуральские металлурги в 2023 году взяли банковских кредитов на 174 млрд рублей

Металлургические компании модернизировали старые мощности и открывали новые производства с ориентацией на выпуск инновационной продукции и импортозамещающего оборудования.

Новости   
Спецпроекты