Грусть планеты Шелезяка. Только 15 % челябинских проектов в IT-сфере являются конкурентоспособными
Робототехника — это одно из передовых направлений современной инженерной мысли. За роботами, по мнению экспертов, вероятнее всего, значительный фрагмент будущего южноуральской промышленности.
О передовых направлениях в робототехнике и о том, как преуспеть в этой сфере челябинским предпринимателям, мы побеседовали с Альбертом Ефимовым, руководителем робототехнического центра фонда «Сколково», спикером прошедшего в областном центре стартап-тура для молодых инноваторов.
Скелет с интеллектом
— Альберт, какие направления в робототехнике сейчас актуальны?
— Существует несколько перспективных направлений. В первую очередь, речь идет о разработках, связанных с совершенствованием восприятия и понимания роботами окружающего мира.
Во-вторых, это развитие технологий взаимодействия робота с человеком, в том числе механизмов обратной связи, когда робот передает человеку определенную информацию, обходясь при этом без, например, бригады японских программистов, которые им управляют.
Развиваются технологии искусственного интеллекта, в том числе нейронные сети. Актуально также создание экзоскелетов для улучшения и восполнения возможностей человека, развитие медицинской робототехники.
— В Челябинской области удалось добиться определенных успехов в образовательной робототехнике. Южноуральские школьники регулярно становятся призерами крупных турниров. Насколько перспективно это направление и как в нем развиваться?
— Конкуренция в данном сегменте рынка сейчас огромная, поэтому для успеха нужно не просто придумывать что-либо новое, но и предлагать это за более низкую цену, чем у конкурентов.
Хорошо, что в вашем регионе есть квалифицированные кадры в этой сфере, но нужно не забывать и о правильном приложении усилий. Следует смотреть по сторонам, сравнивать свои разработки с проектами конкурентов.
К сожалению, несмотря на успехи, о которых вы говорите, интересных разработок не очень много. Многие ленятся даже подумать над вопросом о том, чем могут быть лучше других. Увы, но только 15 % заявок (в фонд «Сколково». — Прим. авт.) в IT-сфере, в том числе в Челябинской области, оказываются конкурентоспособны.
— В Магнитогорске существует предприятие, занимающееся андроидной техникой? Насколько перспективно это направление?
— Сейчас это направление перспективно в плане экспорта. Однако для тиражирования проектов нужны ноу-хау в части, например, того, как сделать робота, имитирующего движения человека. Речь идет о биомехатронике (в том числе киберпротезах. — Прим. авт.).
Кроме того, роботы сейчас, по сути, живут в клетках радиусом около полутора метров. Если человек подойдет к такому роботу, то тот его просто убьет, но в принципе роботы могут работать и рядом с людьми. Эти технологии также следует развивать.
Признак взрослости
— Насколько окупаемыми являются такие проекты, если у них не будет рынка сбыта в России? Многие южноуральские производители сетуют, в частности, на невостребованность роботов в Челябинской области.
— Если ко мне придет человек и скажет, что хочет делать роботов для предприятий Челябинской области, я просто покажу ему на дверь. Ориентироваться на региональный бизнес в данной сфере бессмысленно, это тупик. Необходимо смотреть в сторону мировых рынков, которые в этом сегменте стабильно растут.
Что же касается России, то сейчас у нас, к сожалению, всего только порядка 10 серьезных компаний, занимающихся, в частности, промышленной робототехникой. Конечно, данную отрасль необходимо создавать. Важно, чтобы в нее были вовлечены не сотни, а тысячи людей.
— Вы хотите сказать, что локализация бизнеса в сфере робототехники решающей роли не играет?
— Реализовывать проект нужно там, где может быть первый клиент или первый инвестор. Если, к примеру, начинающий предприниматель не может этого понять, то ему и не следует заниматься данным бизнесом. Это признак взрослости.
— Какие еще ошибки не следует допускать челябинским инноваторам в сфере робототехники?
— Я бы посоветовал им меньше слушать экспертов, больше думать собственной головой. Обращаться за советом только в случае, если они действительно видят, что делают что-либо неправильно.
Добавлю, что очень часто неудачи, вплоть до потери бизнеса, в этой сфере терпят из-за того, что не уделяют достаточного внимания клиенту, предлагают ему сырой продукт. Забывают о дизайне и психологическом аспекте.
Поделиться