«Скажите как, и мы это сделаем». Глава южноуральского миндора Дмитрий Микулик — о дроблении лотов

7 Апреля 2016 Автор: Андрей Темников Фото: Вячеслав Шишкоедов
«Скажите как, и мы это сделаем». Глава южноуральского миндора Дмитрий Микулик — о дроблении лотов

Ситуацию вокруг дорожных контрактов на 13 млрд рублей, результаты которых дважды были аннулированы по требованию ФАС, в середине апреля рассмотрит московский арбитраж. О споре с антимонопольщиками, о контрактах жизненного цикла и о плохих дорогах мы поговорили с министром дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области Дмитрием Микуликом.

Как уже писала «ЮП», результаты двух аукционов на содержание дорог Челябинской области общей стоимостью 13,4 млрд рублей были отменены по требованию ФАС. Поводом для отмены стали жалобы на слишком крупный заказ; в один лот было объединено выполнение работ по содержанию дорог на 411 объектах региона, и обеспечительные суммы по контрактам не позволяли участвовать в конкурсах другим предприятиям.

30 марта на сайте госзакупок появились уведомления о публичных слушаниях по новым аукционам.

Раздробить область

— Дмитрий Сергеевич, какие прогнозы на третий этап торгов? Кто будет претендовать на контракты, кому они достанутся?

— Подрядчика определит конкурс, третья процедура уже началась. На первом этапе у нас был один подрядчик, на втором два — местный и, если не ошибаюсь, московский. Что будет на третьем этапе, я не готов сказать.

— В региональном УФАС говорят о необходимости дробить лоты, чтобы в торгах могло участвовать больше компаний. Намерены вы это делать?

— Если ФАС говорит, что нужно дробить лоты, то наш ответ: «Скажите как, и мы это сделаем». В ФЗ № 44 о контрактной системе говорится, что объект закупки должен быть сформирован объективно, и точка. Ключевое слово «объективно». Чтобы сформировать объект объективно, мы, как законопослушные люди, должны взять, условно говоря, некую отраслевую инструкцию, федеральный или региональный закон, и по этой методике раздробить область.

Вообще, обсуждалось пять вариантов, как можно это сделать — в субъективном ключе. По территориальному принципу, исходя из климатических условий и так далее. Ну хорошо, давайте попробуем разделить дороги по территориальному принципу, то есть по районам. Но ведь дороги у нас сквозные проходят, как с этим быть? Значит, мы должны какие‑то лоскуты дорог нарезать, а потом каким‑то образом это стыковать? Думаю, разговоры такого рода были бы больше уместны за чашкой чая на кухне. Мы же должны работать в правовом поле. В соответствии с ФЗ № 257 о дорожной деятельности мы отвечаем за региональные и межмуниципальные дороги, они стоят на балансе минимущества и находятся в нашем оперативном управлении. Это я и называю объективностью. Приведу еще пример, немного обывательский, чтобы было понятно, о чем я говорю. Вот у вас есть трехкомнатная квартира, и перед вами стоит задача нанять клининговую компанию. Сколько клининговых фирм вы наймете?

— Одну, скорее всего.

— Почему? У вас же три комнаты. Тогда, может быть, три компании? Или еще больше, потому что есть еще кухня, ванная комната, коридор, балкон?

Дороги не брошены

— Стоит ли опасаться, что из-за этой неопределенности сдвинутся сроки строительства и в результате дорожники не успеют выполнить необходимый объем работ?

— Что значит «сдвинутся»? Известно же, что эта проблема фактически решена. Продлен срок действия старых контрактов, пока на месяц (договор продлен с действующим подрядчиком, компанией «Южуралмост», которая и была ранее признана победителем торгов. — Прим ред.). Потому что 12-14 апреля у нас будет первое судебное заседание, исходя из результатов, будем принимать решение, как действовать дальше. Дороги ни в коем случае не брошены.

— Сумма нового дорожного аукциона снизилась с 12,43 млрд до 11,8 млрд рублей. С чем это связано?

— Мы ведь работаем в бюджетных лимитах, и изначально рассчитывали на период два года девять месяцев. Сейчас мы уже формируем контракт на два года и семь месяцев, соответственно, и сумма снижена.

— Насколько жесткая позиция у антимонопольщиков?

— Мне сложно это комментировать. Идут рабочие процессы, мы стараемся найти с ними точки соприкосновения, выстроить конструктивный диалог. При формировании этого контракта мы учли все замечания и территориального УФАС, и центрального аппарата, убрали все вещи, которые их не устраивали. Теперь суд решит, кто прав, кто не прав. Решение суда будет аргументом и для нас, и для антимонопольного органа.

— Какие‑то ограничения по продлению старых контрактов существуют? Какие меры могут быть предприняты, если и третья попытка окажется неудачной?

— Не хочется сейчас рассматривать худшие сценарии. Потому что с правовой точки зрения, я подчеркиваю, мы все делаем правильно. Серьезных претензий к нам со стороны проверяющих и правоохранительных органов по этому вопросу быть не должно. Могу сказать, что при следственном комитете создан дорожный отдел, мы с ними плотно сотрудничаем, просим прокомментировать те или иные нюансы, учитываем их замечания и рекомендации.

Пятьсот красных километров

— Дефицит средств на содержание областных дорог сколько сейчас составляет?

— На коллегии «РАДОРа» в Москве 31 марта приводили цифры в целом по РФ — так, по региональным и межмуниципальным дорогам обеспеченность средствами на содержание дорог составляет 13 % от необходимых объемов. По области, думаю, такая же картина. Но мы не говорим, дескать, дайте нам сейчас же столько‑то денег, поскольку трезво оцениваем свои силы. У нас есть понимание, какие работы мы сможем четко и грамотно выполнить в 2016 году, но с учетом краткосрочного строительного сезона, который у нас длится всего пять-шесть месяцев, освоение денежных средств — тоже для нас вопрос номер один. Освоение должно быть максимально качественным, качественным с точки зрения качества выполненных работ. И это одна из главных задач министерства.

— Раньше договоры на содержание дорог заключались на год, теперь — на три. В чем логика?

— Мы приветствуем такой подход, потому что трехлетний контракт позволит установить гарантийные обязательства, предполагающий устранение недостатков за счет подрядчика в течение всего срока действия договора. Мы пытаемся, по сути, внедрить элементы контрактов жизненного цикла. Этот принцип позволит осуществлять контроль за работой подрядчика на всех этапах выполнения договора, что особенно актуально, учитывая новые стандарты безопасности дорожного движения. Сейчас перед нами стоит задача сохранить то, что есть. В прошлом году мы проанализировали текущее состояние дорожной сети и сделали ряд неутешительных выводов.

Микулик_Карта_Шишкоедов.jpg(Экспресс-анализ текущего состояния дорог в области проводился летом и осенью прошлого года. Дмитрий Микулик показывает карту региона, которая была разработана по результатам мониторинга — на ней изображены дороги в трех различных расцветках. Красные — очень плохие дороги, которым нужен капремонт, синие требуют как минимум ремонта, желтые отвечают эксплуатационным требованиям.)

— Сколько в регионе дорог, нуждающихся в капремонте? В километрах.

— Красного цвета у нас порядка 500 км, синего — 1000, желтого (дороги, которые мы, в принципе, еще можем сохранить) — около 400 км. Это та величина проблемы, которую мы будем решать всеми доступными нам средствами и ресурсами. Я имею в виду средства дорожного фонда Челябинской области.

Чтобы предотвратить очередную порцию критики в наш адрес, отмечу, что дороги, требующие капремонта, нуждаются в тщательной проектной подготовке. Они должны быть запроектированы с учетом состояния грунтов, затем должна пройти госэкспертиза, и только после этого появляется возможность внести этот объект на торги и определить подрядчика. Это я говорю к тому, что на подготовку, к сожалению, уходит достаточно много времени. В этом сезоне мы сможем запроектироваться, но приступить к реконструкции дорог сможем не раньше 2017 года. Таковы процедурные особенности и, думаю, люди должны это понимать. При этом мы стремимся к тому, чтобы 52,5 % дорог области, которые еще находятся в нормативном состоянии, сохранить за счет внедрения долгосрочных контрактов. Потому что восстанавливать гораздо дороже, а ведь бюджетных денег, мягко говоря, не так много. Итак, первая задача — сохранить то, что есть, вторая — постараться максимальными темпами привести в соответствие то, что уже разрушено.

— Как вы лично оцениваете состояние дорог в Челябинске?

— Знаете, все познается в сравнении. Конечно, я не могу оценить состояние дорог в Челябинске на «отлично», но отрадно, что в администрации города понимают проблематику, с которой они столкнулись и которую нужно решать. Областной дорожный фонд тоже не отворачивается от этой проблемы, рассматривается вопрос о выделении субсидий городу на решение этих вопросов. Сейчас эта цифра составляет 100 млн рублей, в дальнейшем при появлении дополнительных лимитов будем также помогать Челябинску.

Поделиться

Сегодня | 14:38
Как обеспечивают развитие горнодобывающей отрасли на Южном Урале

Промышленники, ученые и представители власти обсудили перспективы по добыче полиметаллов в России.

20.03.2024 | 15:41
В Челябинске показали новый трамвай со звездным названием

Модель Усть-Катавского вагоностроительного завода с февраля испытывают на улицах областного центра.

Вчера | 15:51
Вячеслав Володин рассказал, какие законы вступают в силу в апреле

Спикер Госдумы опубликовал в своем телеграм-канале традиционную подборку изменений в законах.

25.03.2024 | 13:05
Южноуральские металлурги в 2023 году взяли банковских кредитов на 174 млрд рублей

Металлургические компании модернизировали старые мощности и открывали новые производства с ориентацией на выпуск инновационной продукции и импортозамещающего оборудования.

Новости   
Спецпроекты