Вне компетенций. «Союз промышленников и предпринимателей» обсудил проблемы подготовки кадров
Основные работодатели Южного Урала обсудили проблемы подготовки кадров для промышленных предприятий. В минувшую пятницу, 3 июня, на площадке индустриального парка «Станкомаш» состоялось объединенное заседание правления региональной общественной организации и ассоциации работодателей «Союз промышленников и предпринимателей» (СПП).
- Нерабочая обстановка. Как в Челябинской области справляются с кадровым кризисом
- Технологии без кадров. Челябинской области снова нужны инженеры
Под диктовку работодателя
Одним из вариантов решения проблемы может быть обучение сотрудников внутри компании с учетом специфики бизнеса и с контролем за применением полученных знаний, умений и навыков. Многие предприятия действительно ориентированы на создание собственных «кузниц кадров», причем это касается специалистов различного профиля. Крупные компании также могут договариваться с учебными заведениями и даже вносить некие коррективы в образовательные программы. Однако небольшим предприятиям это не под силу. «По крупным предприятиям понятно: они выбрали какой-нибудь университет и, по сути, создали при нем базу для подготовки кадров, ресурсы им это позволяют. Но средний и малый бизнес остается один на один с этой проблемой, они не понимают, где взять специалистов», — говорит депутат Госдумы, гендиректор «УК «Промышленные инвестиции» Сергей Вайнштейн. По его мнению, наряду с разработкой неких стратегических планов по решению этой проблемы необходимо составить план действий для работодателя, который нуждается в кадрах. «Нужна понятная история, простой путь, чтобы было понятно, куда идти работодателю и что делать», — отметил Вайнштейн.
Ответом на эту реплику стал доклад министра образования Челябинской области Александра Кузнецова, который рассказал о формировании сети многофункциональных центров прикладных квалификаций (МЦПК). МЦПК — это структурные подразделения профессиональных учебных заведений, где обучение ведется на основе квалификационных требований, согласованных с работодателями. В таких центрах работодатели, включившись в состав наблюдательных советов, могут выполнять функции корпоративных заказчиков кадров, отвечать за целевое трудоустройство выпускников, вести рекрутинг, создавать совместные участки, лаборатории, мастерские. Президент РФ Владимир Путин еще в 2012 году рекомендовал регионам создавать такие центры. «Работодателю нужно лишь дойти до учебного заведения и внятно сформулировать свой запрос», — сказал Кузнецов.
По его словам, на сегодняшний день уже создано восемь МЦПК, в общей сложности предполагается создать 17. «Общий перечень профилей, по которым эти центры будут действовать, уже составлен. Цель их деятельности — обеспечение подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров с учетом актуальных запросов рынка труда», — отметил министр и призвал пользоваться этим потенциалом. «Я не скажу, что на таком уровне работают все наши колледжи и техникумы, но по крайней мере та восьмерка, которая уже создана, она сделана на достойном уровне. Нам не стыдно за тех специалистов, которых она выпускает».
Кроме того, Кузнецов упомянул о том, что на базе 22 профессиональных образовательных организаций созданы специализированные центры компетенций по стандартам «Ворлдскиллс», и в рамках этой системы челябинские студенты уже продемонстрировали высокое качество подготовки.
Жизнь заставит?
Одна из апробированных моделей подготовки кадров — дуальная система образования, предусматривающая сочетание обучения с периодами производственной деятельности на тех предприятиях, где студенты хотели бы работать после получения диплома. Семен Мительман согласен с тем, что такая система (например, в соотношении теории и практики 40 на 60 %) имеет право на существование, но есть спорные нюансы. «Во-первых, далеко не все определяют будущее место работы, во-вторых, не всегда предприятие может спланировать подготовку рабочих кадров за два-три года», — отмечает он.
Вице-президент СПП, зампред регионального Заксобрания Семен Мительман предлагает развивать систему общественной оценки и аккредитации квалификаций в соответствии с новыми профессиональными стандартами. «Если, допустим, на работу устраивается сварщик пятого разряда, у него должно быть соответствующее подтверждение от специально подготовленных экспертов, — поясняет он. — Чтобы я, как работодатель, был уверен в том, что это действительно специалист пятого разряда по новому профстандарту». По его словам, уже в июне в Челябинске будут сертифицированы первые 35 экспертов по различным направлениям в промышленности.
Кроме того, как считает Мительман, уже сейчас необходимо брать на вооружение высокие технологии, потому что «через пять лет жизнь сама заставит». «Ресурсные центры, которые развивает минобр, ситуацию как-то разбавляют, но нужно смотреть в завтрашний день и думать о возможности внедрения технологий виртуального обучения. Предприятия сегодня регулярно переоснащаются, ставят новейшее оборудование, и учебные заведения за ними, конечно же, не успевают, — отмечает он. — Создавать свои учебные центры и регулярно их переоснащать могут только самые крупные компании, средний и малый бизнес не могут себе этого позволить. Бюджет такие расходы тоже не потянет. Технологии виртуальной реальности активно используются на Западе и позволяют обучать специалистов работе на самом новом оборудовании, не тратя при этом денег на его приобретение».
Поделиться