«Надо быстрее строить». На форуме ЕАЭС в Челябинске обсудили строительство ВСМ Челябинск — Екатеринбург

28 Октября 2016 Автор: Станислав Смирнов Фото: Вячеслав Шишкоедов
«Надо быстрее строить». На форуме ЕАЭС в Челябинске обсудили строительство ВСМ Челябинск — Екатеринбург

«Надо быстрее строить» — к такому выводу пришли участники международного форума «ЕАЭС-2016: итоги работы и перспективы» в ходе обсуждения проекта высокоскоростной магистрали Челябинск — Екатеринбург. О чем еще говорили на съезде представителей стран-участниц Евразийского экономического союза — в нашем материале.

Новые реалии

Международный форум ЕАЭС проходил в Челябинске впервые, в нем приняли участие более 100 человек, в том числе делегаты из Москвы, Армении, Казахстана, Беларуси, Узбекистана и Киргизстана. Программа мероприятия состояла их трех тематических секций: «политика», «экономика» и «безопасность». Впрочем, это разграничение было весьма условным, поскольку о безопасности — в контексте возрастания давления на ЕАЭС со стороны Запада — много говорили на разных площадках форума. «ЕАЭС становится центром потоков мировой торговли, и это, конечно, беспокоит наших западных (Пауза.) партнеров», — заметил депутат национального собрания республики Армения Айк Бабуханян.

«Вопросы безопасности сегодня оказывают сильное влияние на успешность экономической интеграции. Помимо этого, не следует забывать и о двух новых понятиях, которые вошли в наш обиход, — «гибридная война» и «цветная революция». Они помогают правильно описать те реалии, в которых мы живем», — сказал координатор аналитической ассоциации ОДКБ, профессор Игорь Панарин на открытии пленарного заседания форума. По его словам, в связи с этим значимость таких мероприятий, как этот форум, многократно возрастает, ведь он является экспертной площадкой для анализа событий и процессов. «Результаты деятельности и экспертные оценки мы будем передавать исполнительной власти всех заинтересованных сторон, а также Европейской экономической комиссии», — добавил профессор.

«Долгие» барьеры

Исполнительный директор Союза промышленников и предпринимателей Челябинской области, региональный бизнес-омбудсмен Александр Гончаров обратил внимание на необходимость удаления административных барьеров, сдерживающих экономическое сотрудничество между странами. Он рассказал, что в союз обращаются предприниматели из-за задержки грузов на таможне, которая может продолжаться четыре месяца из-за экспертизы. «Это не содействует увеличению товарооборота между странами, сдерживает инвестиционные процессы и деловые практики, принятые в разных странах, — сказал он. — Например, в Казахстане очень трудно российскому резиденту открыть компанию, если ее директор не будет гражданином данного государства. Такие традиции вряд ли можно назвать катализатором усиления деловой активности и интеграции».

Позже в рамках экономической секции спикеры неоднократно обращали внимание на статистику, которую привел Александр Гончаров со ссылкой на данные ТПП: с 2013 года снижение товарооборота между Россией и Казахстаном составит около 60 % (товарооборот между Южным Уралом и соседней республикой за три года снизился с 2 млрд 800 млн долларов до одного миллиарда). «Вместе с тем интерес к Казахстану со стороны российского бизнеса весьма значителен», — подчеркнул Гончаров.

Александр Шевченко, ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований (РИСИ) называет шокирующими эти цифры, особенно с учетом того, что между Россией и Казахстаном нет таможенных пошлин, фитосанитарного контроля, практически отсутствуют нетарифные виды контроля. «Предстоит еще разбираться, в чем причины, но факт, конечно, очень неприятный, — говорит Шевченко. — На мой взгляд, одной из таких причин может быть излишний акцент на специализацию, на одни и те же отрасли промышленности — и со стороны Казахстана, и со стороны Челябинской области. И там, и там металлургия, тяжелая промышленность, топливно-энергетический комплекс. Где точки соприкосновения? Думаю, проблема создания таких точек, проблема сопрягаемости экономических механизмов Южного Урала и Казахстана очень актуальна».

Наша ветка

Экономическая секция была во многом посвящена вопросам перспектив ЕАЭС в контексте китайского проекта «Экономический пояс Шелкового пути» и значимости логистических проектов для усиления экономической интеграции. В частности, эксперты обсудили проект высокоскоростной железнодорожной магистрали Челябинск — Екатеринбург и перспективы строительства высокоскоростной ветки до Астаны.

Напомним, трехстороннее соглашение о стратегическом партнерстве по реализации проекта ВСМ Челябинск — Екатеринбург было подписано главами Челябинской и Свердловской областей Борисом Дубровским и Евгением Куйвашевым, а также директором ФЦПФ Александром Баженовым на международной выставке «Иннопром-2016» в июле.

«Необходимо повышать роль действующего транспортно-логистического комплекса «Южноуральский» в грузопотоке между Россией, Казахстаном, Китаем и Европой. Челябинская область географически удачно расположена для транзита грузов и хорошо вписывается в международный проект «Шелковый путь», — отметил председатель оргкомитета форума Сергей Вайнштейн. — Считаю, что неотъемлемой частью проекта является не только строительство высокоскоростной магистрали между Екатеринбургом и Челябинском, но и продление ее до Астаны и Пекина».

Самый известный критик этого проекта, директор консалтинговой компании ООО «КЭМП» Яков Гуревич в очередной раз озвучил сомнения относительно строительства ВСМ. По его словам, на транспортной выставке в Челябинске были представлены документы РЖД по транспортному коридору, который соединяет Россию и Китай. «В них указано, что ВСМ пройдет через Курган и Екатеринбург, а что касается ветки Челябинск — Екатеринбург, то она не предусмотрена», — заметил Гуревич.

Просьба прокомментировать эти расхождения была адресована заместителю министра экономического развития Челябинской области Антону Бахаеву, однако представитель Центра организации скоростного и высокоскоростного сообщения РЖД Владимир Короткевич поспешил заверить участников форума, что транспортный коридор идет через Челябинск и ВМС будет построена отдельно от грузового движения.

Более того, как отметил Антон Бахаев, региональные власти нацелены на то, чтобы построить ВСМ Челябинск — Екатеринбург до того, как будет завершено строительство ветки Москва — Казань. «Когда мы построим нашу ветку, альтернативы — куда дальше тянуть ВМС — уже не будет», — сказал замминистра.

«Чем быстрее начнем строить, тем лучше», — подтвердил Владимир Короткевич.

Организатором форума ЕАЭС выступил Фонд развития евразийского сотрудничества при поддержке РИСИ, аналитической ассоциации ОДКБ, Союза промышленников и предпринимателей Челябинской области, губернатора Челябинской области.

экспертиза
О вызовах ЕАЭС

Александр Шевченко,
ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований (РИСИ):

«Сегодня усилия западников направлены на создание двух партнерств вокруг ЕАЭС — уже создано Транстихоокеанское партнерство (ТПП), в которое вошли 12 стран Азиатско-Тихоокеанского региона (США, Япония, Новая Зеландия, Вьетнам, Канада, Австралия, Малайзия, Перу, Бруней, Сингапур, Чили и Мексика). И все идет к тому, что появится также Трансатлантическое торгово-инвестиционное партнерство (ТТИП). Чем грозят ЕАЭС инициативы Вашингтона, который, конечно же, не радеет о наших интересах? Когда оба проекта — ТТП и ТТИП — будут реализованы, по периметру Евразийского экономического союза возникнут две огромные зоны свободной торговли, на которые придется до 86 % от мирового ВВП. «Силовыми центрами» обоих торговых объединений станут США, что, несомненно, прибавит им амбиций в усилиях за мировое лидерство. Это реальная угроза. Что мы можем этому противопоставить? Сейчас идет много разговоров на тему создания большого евразийского партнерства, в которое помимо действующих участников вошли бы Китай, Иран, Афганистан и Пакистан. Может быть, кто-то еще. Но мне бы хотелось предостеречь от излишней эйфории по этому поводу, так как экономические механизмы России и перечисленных стран крайне разнотипны, и как сопрягать эти экономики, надо еще подумать. Существуют и другие риски, в том числе политические. Иран, Пакистан, Афганистан, а теперь еще и Индия, на севере которой созданы структуры ИГИЛ, лежат в так называемом поясе нестабильности. И это будет осложнять нашу работу по созданию партнерства. И тем не менее доминанта прослеживается — нам нужно идти по этому пути».

ЕАЭС начал работу с 1 января 2015 года, союз призван создать необходимые условия для стабильного развития национальных экономик стран-участниц объединения, формирования единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов, а также содействовать всесторонней модернизации и повышению конкурентоспособности национальных экономик в условиях международной экономической глобализации.

Поделиться

05.04.2024 | 12:22
Алексей Текслер озвучил инициативы по поддержке российских регионов

Глава региона принял участие в совещании, которое провел Владимир Путин.

29.03.2024 | 14:38
Как обеспечивают развитие горнодобывающей отрасли на Южном Урале

Промышленники, ученые и представители власти обсудили перспективы по добыче полиметаллов в России.

31.03.2024 | 12:28
В Челябинской области смогут устанавливать правила работы для «наливаек»

Госдума расширила полномочия регионов для борьбы с такими торговыми точками.

06.03.2024 | 15:33
Юрист объяснил, что ждет «дробильщиков» бизнеса после послания Путина

В послании президента Федеральному собранию были затронуты три вопроса, связанные с правом и предпринимательством.

Новости   
Спецпроекты