Челябинское УФАС хочет лишить владельца шлаковых отвалов в Карабаше «антикризисного» иммунитета

25 Ноября 2016 Автор: Станислав Смирнов
Челябинское УФАС хочет лишить владельца шлаковых отвалов в Карабаше «антикризисного» иммунитета

Антимонопольная служба предложила внести изменения в закон «О защите конкуренции», чтобы пресечь деятельность собственника шлаковых отвалов в Карабаше. Ранее дело в отношении компании «Урал-Мегаполис» о монопольно высоких ценах на шлак было закрыто из-за поправок в антимонопольном законодательстве.

Иммунная поправка

ФАС России рассмотрит предложение челябинского регионального управления антимонопольной службы о внесении изменений в закон «О защите конкуренции», которые позволят предотвратить практику манипулирования ценами на локальных рынках оптовой торговли шлаком. Соответствующее письмо, как сообщили «ЮП» в челябинском УФАС, направлено в центральный аппарат ведомства.

Напомним, дело в отношении ООО «Урал-Мегаполис» из Карабаша было заведено весной этого года по результатам рассмотрения жалобы компании «Катух», владельца части территории на шлаковом отвале в Карабаше. По данным заявителя, компания «Урал-Мегаполис», основной владелец шлакоотвалов обанкротившегося в 2010 году Карабашского медеплавильного комбината, блокировала технику конкурента, чтобы единолично продавать сырье по монопольно высокой цене. Руководитель «Урал-Мегаполиса», в свою очередь, заявлял о попытке рейдерского захвата со стороны «Катуха».

Челябинское УФАС установило, что «Урал-Мегаполис» занимает доминирующее положение на рынке оптовой торговли шлаком Карабашского городского округа. Пользуясь этим, компания за три года почти втрое повысила отпускные цены на шлак, в результате чего в сложной ситуации оказался Карабашский абразивный завод, основной потребитель сырья. Собственники абразивного завода рассматривали вариант закупки сырья у ОАО «Уфалейникель», однако из-за высоких затрат на перевозку сочли приобретение у этого поставщика невыгодным, и тоже обратились с жалобой в УФАС. Ситуацию усугубило то, что  «Урал-Мегаполис» продавал шлак не напрямую, а только через торговые дома, что привело к еще большему увеличению цен.

Ситуация, сложившаяся в результате конфликта поставщиков сырья, рассматривалась и на уровне регионального правительства: после личного обращения руководства Карабашского абразивного завода к губернатору Борису Дубровскому к решению проблемы подключились специалисты минэкономразвития региона. Специалисты УФАС уже занимались этими вопросами, однако во время рассмотрения дела вступили в силу поправки в антимонопольное законодательство, направленные на защиту малого и среднего бизнеса. Они предусматривают введение иммунитета в отношении субъектов малого бизнеса с выручкой менее 400 млн рублей, а также компаний, учредителями которых являются физлица. То есть положение таких предприятий не может быть признано доминирующим. Проверка показала, что «Урал-Мегаполис» относится к этой категории хозяйствующих субъектов, поэтому дело было прекращено.

Цепная реакция

Однако, судя по результатам детального изучения рынка оптовой торговли шлаком, которое было проведено челябинским УФАС, точку в этом деле ставить еще рано.

«Этот рынок, казалось бы, ничем не примечателен, поскольку ограничен пределами муниципального образования, а взаимоотношения его участников специфичны, — отмечает руководитель челябинского управления Федеральной антимонопольной службы Анна Козлова. — Однако его уникальность заключается в том, что он сопряжен с множеством других, так называемых смежных рынков, куда более глобальных и масштабных, оказывающих влияние на экономику не только отдельного муниципального образования, но и на экономику региона и даже страны. Например, шлак гранулированный от плавки меди может использоваться в целях дальнейшей переработки до абразивного порошка, который применяется в таких областях, как нефтяная и газовая отрасли, судоремонтное дело и строительство. Следовательно, рост цены шлака, реализуемого на локальном рынке, напрямую влияет на цену абразивного порошка, который изготавливается из шлака и реализуется по всей стране. А цены на абразивы оказывают влияние на конечные товары».

Специалистами УФАС была выявлена следующая взаимосвязь: повышение цены одной тонны шлака ООО «Урал-Мегаполис» в два с половиной раза привело к сопоставимому удорожанию абразивного порошка, реализуемого ООО «Карабашский абразивный завод», — в два раза.

Решающее влияние

В УФАС отмечают, что уникальная сырьевая база в виде шлака свидетельствует о наличии рыночной власти у владельца этого ресурса. По словам г-жи Козловой, в зарубежном конкурентном праве США и Евросоюза феномен рыночной власти в ситуации, когда имущественный комплекс либо ресурс (без доступа к которому вход на товарный рынок невозможен) находится в частном владении, описан в так называемой концепции необходимой инфраструктуры.

«В отличие от актов конкурентного права зарубежных стран, российское антимонопольное законодательство не содержит положений концепции необходимой инфраструктуры, — продолжает руководитель управления. — Складывается уникальная ситуация, когда феномен рыночной власти, описанный в зарубежной концепции, присущ владельцу ресурса, действующему на локальном рынке шлака в Карабаше. Эта ситуация стала возможна ввиду того, что значительная часть шлаковых отвалов доминанта — компании «Урал-Мегаполис» — была сформирована в 90-х годах прошлого столетия и в настоящее время не пополняется. Ситуация уникальна вдвойне тем, что все признаки концепции необходимой инфраструктуры, описанные в зарубежной практике, обычно присущи субъектам естественных монополий, а в нашей ситуации — участнику локального рынка, который таковым не является».

Аналогичные локальные рынки шлака существуют по всей стране. Каждый из них в отдельности, может быть, и не оказывает решающего влияния на «смежные» рынки, но в совокупности действия обладателей рыночной власти могут приносить серьезный ущерб.

Челябинское УФАС предлагает дополнить пункт 2.1 статьи 5 закона «О защите конкуренции» перечнем субъектов, на которых не распространяется иммунитет, введенный «антикризисными» поправками. Это компании, которые имеют рыночную власть и необходимую инфраструктуру на локальных рынках и могут существенно влиять на состояние конкуренции на «смежных» рынках. Это позволит сделать более прозрачной деятельность хозяйствующих субъектов, обладающих рыночной властью, и предотвратить необоснованный рост цен, считают в антимонопольной службе. Кроме того, челябинское УФАС подготовило поправки, направленные на ограничение влияния торговых домов.

Поделиться

20.03.2024 | 15:41
В Челябинске показали новый трамвай со звездным названием

Модель Усть-Катавского вагоностроительного завода с февраля испытывают на улицах областного центра.

06.03.2024 | 09:03
Челябинской молодежи рассказали, как начинать бизнес без ошибок

Со школьниками и студентами пообщался Александр Калинин, президент «Опоры России».

06.03.2024 | 15:33
Юрист объяснил, что ждет «дробильщиков» бизнеса после послания Путина

В послании президента Федеральному собранию были затронуты три вопроса, связанные с правом и предпринимательством.

01.03.2024 | 09:01
По новым правилам. Какие законы заработают с марта 2024 года

В России начал действовать закон, предусматривающий конфискацию имущества за преступления против безопасности России. Об этом 28 февраля заявил председатель Госдумы Вячеслав Володин, сообщается в телеграм-канале палаты.

Новости   
Спецпроекты