Праздник без границ. Бажовский фестиваль собрал почти 30 тысяч гостей
В минувшие выходные возле села с поэтическим названием Демарино, что в Пластовском районе, в чистом поле на берегу речки Кабанки в 26-й раз проходил Бажовский фестиваль.
- Алексей Бетехтин: «В культуру приходят работать лишь 20-30 % выпускников профильных учебных заведений»
На вопрос, почему Бажовка переселилась из окрестностей Миасса именно сюда, ответили несколько гостей фестиваля, разодетых в русские расписные рубахи. Собравшиеся не сразу узнали в них вице-губернатора региона Вадима Евдокимова, вручившего символический ключ главе Пластовского района Александру Неклюдову, а также министра культуры Алексея Бетехтина и ректора ЧГАКИ Владимира Рушанина.
Для многих стало открытием, что фестиваль проводится на необычной территории, исторически связанной с золотодобытчиками. Кроме того, земля пластовская считается географической серединой Челябинской области. И вот вам еще одна из причин переселения: в этих местах бывал сам сказочник Павел Бажов, именем которого и зовется фестиваль.
Глядя на гигантский размах этого масштабного веселья, длившегося три дня, и представить трудно, что еще каких-нибудь полтора десятка лет назад праздник этот был, скорее, местечковым. Сегодня же он уверенно заслужил международный статус, что красноречиво подтверждается рекордным количеством участников и гостей праздника — более 28 тысяч.
Вот только что на сцене «Уральского поселения» состоялась литературная гостиная «Малахитовая шкатулка». Стоит лишь посмотреть в сторону речки Кабанки, тотчас услышишь, как на берегу тут и там сильными и сочными голосами распевают казачьи песни. Возле палатки под звуки гармони две девушки в национальных костюмах весело и заразительно исполняют старинную башкирскую плясовую. И вдруг в людских потоках наметился новый, «женский», вектор: оказывается, на одной из площадок начался показ мод. Зрители переселились в XIX, а может быть, даже и XVIII век, когда женщины-то и красовались в таких вот праздничных платьях.
И вкус австрийских булочек
Сюрпризов на фестивале было множество. Одним из них стало кулинарное шоу, во время которого можно было наблюдать, как на ваших глазах рождались необычные булочки, источавшие дивный аромат. Утверждению, какими же необыкновенно вкусными были эти булочки от австрийских кондитеров, оставалось поверить лишь на слово, поскольку тех, кому посчастливилось ими угоститься, оказалось гораздо меньше, чем требовал неуемный аппетит бажовцев. Как утверждают сами гости из Австрии, этот хлеб, напоминающий по вкусу наш кекс, они изготовили по старинным народным рецептам, но на основе уральских продуктов.
А вот услышать необычное пение и музыку австрийских певцов и музыкантов в весьма колоритных национальных костюмах уж точно могли все участники фестиваля. В этом году на Бажовку из Австрии приехала огромная делегация из 45 человек. В ее составе вместе с искусными кондитерами и мастерами резьбы по кости и по дереву были три коллектива: духовой оркестр Eisbacher Musi, ассоциация Almrausch Semriach и фольклорная танцевальная группа Friesach.
Напомним, что нынешнему приезду гостей предшествовала встреча, состоявшаяся еще в октябре прошлого года, во время которой Челябинская область заключила соглашение о сотрудничестве с культурным ведомством правительства земли Штирия и Австрийско-Русско-Азиатской культурной ассоциацией. Тогда же президент этой ассоциации Вольфганг Казич привозил в Челябинск молодежный оркестр Фронляйтена.
Этнографический калейдоскоп концертной программы дополняли выступления Государственного русского оркестра «Малахит», ансамбля танца «Урал», группы «Ариэль». Всего на четырех сценических фестивальных площадках выступали сотни творческих коллективов, участвовавших более чем в 20 концертных программах.
«Напейся — не облейся»
Трудно сказать, кто пользовался большей популярностью у гостей фестиваля — выступавшие артисты или манившие к себе словно магнит торговые ряды на «Мастеровой слободе». Вот уж где воистину собралась настоящая сокровищница талантов чуть ли не со всех уголков страны! Тут были мастера из Перми и Тольятти, Екатеринбурга и Кургана, Санкт-Петербурга и Москвы.
Чего здесь только не увидишь! Тут и разноцветные славянские куклы, и обереги на все случаи жизни. Вот Берегиня и Крупеничка: они пригодятся для сохранения благополучия дома, семьи, детей. Масленица и Купавка — это уже ритуальные куклы. А вот настоящая забава для детей — валяные куколки. Семилетняя Катя, надев зайчиков-на-пальчике, устроила настоящий кукольный театр. Миниатюрные горшочки-шептуны обещают исполнение ваших желаний.
Егор Прохоров из Тольятти охотно демонстрирует перетянутые сыромятной кожей шаманские бубны, которые любой уважающий себя шаман должен изготовить для себя сам. Невольно подумалось, что его вполне здравые суждения о шаманизме не идут ни в какое сравнение с теми фанатичными историями, которыми так богаты фестивальные площадки на Аркаиме.
И вообще здесь, на Бажовке, практически не встретишь никаких особенных проявлений мистики или эзотерики — все, как говорится, натуральное! И уж самым экзотичным товаром, который можно было увидеть в торговых рядах, были разве что магические амулеты, руны и обереги древних славян.
Подыскивая для себя подарки, иные женщины заинтересованно разглядывают кружечки, которые называются «напейся — не облейся». Одна из них пробует испить из нее, но содержимое проливается ей на грудь. Мастерица, изготовившая кружку-шутиху, смеясь, объясняет: «Такую подавали в былые времена на пирах, чтобы гости были начеку. Коли потекло из такой посуды, значит, перебрал…» «Ге-ен! — кличет мужа заботливая жена. — Это я тебе куплю, чтоб не пропился, слышь?»
Кстати, за весь фестивальный день не встретил ни одного пьяного человека…
Кузнечная свадьба
…Глазом не охватить всю фестивальную площадку: широкой лентой уносится она в густую чащу пластовских лесов. На втором круге попытался насчитать количество открытых мастерских, но благополучно сбился. Кажется, более полусотни.
Сами мастера щедро делились секретами своих ремесел. Да и где еще, скажите, можно увидеть, чтобы на твоих глазах из брусочка дерева и берестяной ленты рождались узнаваемые герои сказок, а из прута, черемухи и камыша сплетались дивные вазочки и удобные корзинки?
Народные умельцы не только выставляли на суд зрителей свои изделия, но и охотно делились секретами своего искусства на специальных мастер-классах.
Хотите, например, за каких-нибудь полчаса вас обучат тому, как на гончарном круге своими руками вылепить из красной глины вполне себе симпатичный горшочек с инкрустацией? А в другой мастерской могучие кузнецы помогут изготовить ни больше ни меньше настоящую кольчугу!
Но вот мастера на время вдруг оставили своих учеников и устроили битву гончаров. Все участники конкурса, который, к слову, проводился впервые, находились в равных условиях. У каждого в руках было три килограмма глины, один гончарный круг и 40 минут — для того, чтобы успеть сотворить такое изделие, которое поразило бы воображение не только зрителей, но и товарищей по цеху.
А уже под вечер на площадке «Мастеровой слободы» состоялся уникальный старинный обряд — «Кузнечная свадьба», реквизитом для которой стали горн, наковальня и кузнечные клещи с молоточком. Все это вскоре пошло в дело, и на глазах изумленных зрителей произошло символическое заковывание сердец молодоженов, за крепость брачных уз которых отныне будут отвечать железо и жар кузнечного огня…
Демарино — Челябинск
Поделиться