Спектакль Spocky Noki назвали лекарством от хандры
Театр «Манекен» на межрегиональном фестивале «Ирбитские подмостки» получил два диплома.
- Все мы немного Толики. «Молодежка» завершает театральный сезон
- На сцене челябинского «Манекена» устроят театр абсурда
В этот раз команда театра «Манекен» вернулась с фестиваля с двумя наградами: дипломом лауреата в номинации «Лучшая работа художника» и дипломом за лучший спектакль для детей. О первых впечатлениях от поездки на фестиваль, о чудесах и фантазиях, добре и зле, о том, как рождался спектакль Spocky Noki, мы поговорили с Алексеем Тетюевым.
Большая сцена
— Алексей, расскажите, каким образом спектакль Spocky Noki попал в афишу фестиваля «Ирбитские подмостки»?
— Дело в том, что после просмотра видеозаписи спектакля председатель жюри фестиваля, член секции критики Свердловского регионального СТД Елена Ильина сказала, что у челябинского «Манекена» очень яркая, тонкая и запоминающаяся работа, которая достойна войти в фестивальную афишу. Организаторы «Ирбитских подмостков» проявили неподдельный интерес к Spocky Noki и пригласили нас на фестиваль.
Благодаря этому в июне мы выступили на большой сцене Ирбитского драматического театра имени А.Н. Островского. После конкурсного показа члены жюри отметили, что Spocky Noki — это спектакль не регионального, а международного уровня, постановка, которая может быть смело показана в других странах, потому как язык, на котором общаются главные герои, близок каждому человеку. Нам пожелали дальнейших успехов, признавшись, что фамилия Тетюев стала открытием «Ирбитских подмостков-2021». Пообещали, что будут внимательно следить не только за судьбой Spocky Noki, за жизнью театра «Манекен», но и за моими дальнейшими режиссерскими работами.
Члены жюри фестиваля по достоинству оценили работу художника-постановщика Антона Сластникова и великолепные костюмы Елены Сластниковой, отметив художественную целостность спектакля. Благодаря художественному восприятию выстраивается откровенный и живой диалог со зрителем.
— Как ирбитские зрители отреагировали на спектакль?
— Отлично! Сразу было видно, что они приятно удивлены, так как впервые столкнулись с таким театральным языком и жанром. Дети живо реагировали: смеялись, хлопали в ладоши, отвечали на вопросы, помогали главным героям. А в конце спектакля дети окружили Spocky и его друзей, обнимались, фотографировались. Кто-то из зрителей даже сказал: «Это просто волшебство! Сказка откликается в сердцах не только детей, но и взрослых, надолго западает в душу»
— А как актеры освоились на новой площадке? Как спектакль Spocky Noki встал на сцене театра драмы в Ирбите?
— Безусловно, мы столкнулись с некоторыми трудностями. Площадка была незнакомой, отличающейся от того пространства, в котором мы привыкли работать. Ведь камерная сцена театра «Манекен» в разы меньше сцены Ирбитского драматического театра имени А.Н. Островского. Перед поездкой в Ирбит по совету художественного руководителя театра «Манекен» Юрия Ивановича Бобкова мы сделали репетицию на похожей площадке. Благодаря этому прогону удалось понять, какие сложности нас ожидают. И мы заранее эти проблемы решили.
— Вы довольны фестивальными итогами?
— Да, я безумно рад, что мои мысли, идеи были восприняты зрителями и членами жюри таким образом; что они оказались понятны и доступны каждому. Признаюсь, для меня это было в какой-то степени неожиданностью!
Ощущение чудес
— Спектакль Spocky Noki поставлен по вашей любимой детской книжке «Маленькое привидение» немецкого писателя Отфрида Пройслера. Расскажите, пожалуйста, о своих детских впечатлениях от соприкосновения с этой историей.
— Дело в том, что мне мама постоянно говорила и до сих пор говорит: «Ты настоящий фантазер!». В детстве мне никогда не было скучно с самим собой. Я всегда фантазировал, сочинял, придумывал что-то. Мама могла спокойно уйти на работу на сутки, зная, что со мной ничего не случится. Я всегда любил читать книги! И любимых книг у меня много, помимо «Маленького привидения». Лет в двенадцать я увлекся Толкином и открыл для себя удивительно красивый мир, целую вселенную!
А насчет «Маленького привидения»… Для спектакля требовалась какая-то драматургия, выстроенная история. Именно тогда я подумал про сказку Отфрида Пройслера. Хотя в том жанре, в котором мы на сцене сделали этот спектакль, мне кажется, история вторична. На первом месте — ощущение чудес, которые происходят вокруг, которые заложены в каждом из нас и просыпаются только тогда, когда человек смотрит на звезды.
Из книги же был взят образ милого Spocky. Он наивный, добрый, доверчивый, иногда суровый, упрямый, бесстрашный. Но в большей степени он милый. Признаться, я сперва хотел сделать из него большого проказника… Но в процессе работы акценты сместились. И в итоге к зрителям вышел милейший, обворожительный сказочный герой. Я не знаю, чем меня эта книга так зацепила... Но всегда возникало необъяснимое желание возвращаться к ней. Наверное, сработала интуиция. Я почувствовал, что сказка найдет отклик у зрителей. После прочтения появилось желание размышлять, придумывать, фантазировать.
— Почему вы решили уйти от названия «Маленькое привидение» и пойти другим путем, придумав совершенно необычное Spocky Noki?
— О! Почему Spocky Noki? А почему Snow Show? Я не знаю… У «Лицедеев» был чудесный спектакль под названием «Чурдаки». Почему? Да потому!
Признаться, сначала было рабочее название Spocky. Просто Spocky. В честь главного героя. А потом вся ночная история стала оживать на сцене… И замечательный, уважаемый мною коллега Валерий Павлович Жеребцов подсказал: «Леша, а может, спектакль назвать Spocky Noki?». И я так: «Ой! А круто звучит!». И мне это зашло!
Станиславский как-то сказал, что театр начинается с вешалки… Для меня театр начинается с афиши и названия спектакля. Когда я натыкаюсь на что-то цепляющее, я загораюсь желанием это увидеть.
Магия спектакля
— В марте 2019 года вы закончили писать инсценировку к спектаклю. Расскажите, долго ли рождался текст?
— Когда фантазия в тебе бушует, когда ты действительно спектакль вынашивал долгое время, основная задача — создать на сцене чувственную историю, рассказанную практически без слов. Да, 20 лет назад я впервые увидел Snow Show, познакомился с Вячеславом Ивановичем Полуниным и страстно захотел создать спектакль, в котором бы присутствовала эта магия!
Конечно, я не против художественных произведений и литературы. Но театр гораздо обширнее всех слов, взятых вместе! Именно поэтому спектакль Spocky Noki говорит со зрителем микровзглядами, ироничными и глубокими паузами. Возьмите немое кино Чарли Чаплина. Люди же без слов понимали его. И не требовалось каких-то комментариев, объяснений. Все было понятно по глазам, по действиям. И люди смеялись, умилялись, становились добрее.
Кстати! На одном из показов Spocky Noki на поклонах дети, не сговариваясь, встали и побежали по очереди обнимать Spocky и актеров. Детям никто не подсказывал, не советовал так делать. Это было совершенно неожиданно и безумно приятно! Такой искренний, естественный порыв, самое настоящее проявление любви и доверия! Потому что «разбудили», потому что получилось вызвать неподдельные эмоции! Потому что артисты смогли достучаться до детских сердец.
— Хотели бы вы повернуть стрелки часов назад и что-то исправить в спектакле?
— Сразу скажу: нет предела совершенству. Но что-то менять в Spocky Noki, конечно, не намерен. Теперь это не в моей власти. Спектакль принадлежит актерам, он полностью в их руках. Теперь они главные герои.
— Зрители, увидев Spocky Noki, пишут: «Такой спектакль врачи должны прописывать от хандры!» В связи с этим вопрос: чувствуете ли вы себя изобретателем эликсира, который исцеляет человеческие души?
— Наверное, да. Есть такое. От показа к показу особенно. Повторюсь: дети, побежавшие к Spocky на сцену в едином порыве, это ли не доказательство магии спектакля?
— В чем секрет Spocky Noki?
— Здесь секрет один — любовь! Все должно происходить по любви. Особенно театр. Вячеслав Иванович Полунин правильно сказал: «Нельзя насильно заставлять человека заниматься искусством или творчеством». Любой творческий процесс — это процесс занятия любовью. Если нет взаимности, нет магии и любви, то театр невозможен.
Поделиться