«Контур» идей. Молодежный театр покажет эскизы спектаклей

1 Июля 2021 Автор: Светлана Демцура Фото: пресс-служба Челябинского молодежного театра
«Контур» идей. Молодежный театр покажет эскизы спектаклей


В Челябинском молодежном театре проходит вторая режиссерская лаборатория «Контур», посвященная советской детской литературе.

Зрители смогут совершенно бесплатно (по предварительной регистрации) увидеть эскизы спектаклей, созданных в рамках лаборатории. Показы запланированы на 3 и 4 июля. О том, как будет проходить мероприятие, какие сюрпризы ждут челябинскую публику, мы поговорили с идейным вдохновителем лаборатории, главным режиссером Молодежного театра Иваном Миневцевым.

Вторая лаборатория

— Иван, можно ли утверждать, что «Контур» — это традиционное событие?

— Да, конечно. Мы хотим, чтобы лаборатория «Контур» стала доброй традицией. Это уже второе подобное мероприятие, организованное нашим театром. Хотим, чтобы «Контур» превратился в мощный долгосрочный проект, стал центром притяжения новых людей, идей, открытий, режиссерских находок. Вообще, проведение таких лабораторий я считаю очень важным для современного театра.

— Почему?

— Ну, во-первых, это поиск успешных репертуарных решений. Павел Руднев неоднократно озвучивал эту мысль, и я полностью с ним согласен. Мы стремимся переосмыслить драматургический материал, который впоследствии может появиться в репертуаре театра.
А во-вторых, мы никогда не должны останавливаться в поиске. Если мы постоянно не будем вливать новую кровь, произойдет угасание, будет попросту скучно. Понятно, что полезно долго и упорно копаться внутри себя, но я считаю, что всегда нужен свежий ветер, «театральная форточка» должна быть открытой. И, мне кажется, «Контур» и есть та самая «форточка», которая должна быть постоянно приоткрыта, которая позволит нам установить связь с театральным миром, в которую будет струиться свежий воздух, а вместе с ним новые идеи. Мне кажется, это очень важно для театра. Я, откровенно говоря, удивлен, почему другие челябинские театры этого не делают. Я убежден, что чем больше в городе будет подобных лабораторий, тем лучше для всех. Ведь мы привлекаем тем самым не только новые идеи, мы привлекаем новых режиссеров, критиков, театроведов и зрителей.

Миневцев_Горя-бояться–счастья-не-видать_пресс-служба-Молодежного-театра.jpg

— Вторая режиссерская лаборатория «Контур» посвящена советской детской литературе?

— Да, все верно. Тема лаборатории обусловлена исследовательским интересом.

Признаюсь, у меня есть ощущение, что эту литературу недооценили в XXI веке. Я убежден, ее ни в коем случае нельзя терять. Понятно, что нам не хочется выносить ее на сцену таким же образом, как это делали в XX веке. Но ответить на вопрос, жизнеспособна ли она в театре сегодня, на мой взгляд, необходимо. Возможно, в рамках лаборатории обнаружатся какие-то силы, способные вывести ее в живом формате на сцену.

Сама по себе советская детская литература очень хороша. Это клад, сокровище русскоязычной культуры. Нельзя его терять, забывать, убирать в долгий ящик. Да, можно бесконечно говорить про современную драматургию для детей, про современные пьесы для подростков, но советская литература абсолютно точно, как мне кажется, должна присутствовать в нашей жизни, в репертуаре современного театра. Потому что это не литературный мусор. Это качественный, добротный, интереснейший материал. Поэтому, я уверен, мы найдем то, каким образом ее воплотить на сцене, и для этого подобралась отличная режиссерская команда, способная на многое.

— По каким критериям осуществлялся отбор режиссеров для участия в лаборатории? Среди них был конкурс?

— Нет, никакого конкурса и кастинга не было. Все происходило так, как и при формировании программы других лабораторий. Обычно существует круг режиссеров, с которыми хочется поработать театру, ведь мы постоянно следим за событиями в театральном пространстве страны. Часто «выстреливают» имена людей, которые любопытно и интересно проявили себя в творческом плане. Именно так приглашали меня на режиссерские лаборатории. Этим руководствовались и мы, составляя программу «Контура».

Войти в репертуар

— Каким образом формировался пул текстов для лаборатории?

— Пул текстов вместе со мной выбирал театровед, кандидат искусствоведения Павел Руднев. Естественно, Павел Андреевич руководствовался какими-то своими вкусами и предпочтениями. Лично я к этому вопросу подходил с позиции главного режиссера театра. И не буду скрывать, что надеюсь на интересные репертуарные решения.

В целом мы придерживались правила: главное, чтобы режиссерам нравились тексты, чтобы они находили в них себя.

Миневцев_От-двух-до-пяти_пресс-служба-Молодежного-театра.jpg— То есть эскизы могут перерасти в полноценные спектакли и войти в репертуар Молодежного театра?

— Конечно! Именно для этого лаборатория и проводится. «Контур» вполне может стать колыбелью для новых спектаклей. Признаюсь, мы к этому стремимся. Хотя существует вероятность того, что ничего не получится. Здесь нет никаких гарантий. На то она и лаборатория, понимаете? Результат совершенно непредсказуем.

— Будут ли проводиться обсуждения эскизов спектаклей? Как вы считаете, подобные обсуждения должны быть закрытыми или открытыми для обычных зрителей?

— Обсуждения обязательно будут! Мое глубокое убеждение: обсуждения должны быть открытыми для зрителей. Это диалог со зрителем, а не внутренний разговор с театром.

Когда обсуждаются готовые спектакли с критиком, то да, открытая беседа не всегда уместна. К примеру, в ноябре 2020 года к нам в Молодежный приезжала театровед, эксперт «Золотой маски», заведующая литературной частью Московского театра юного зрителя Владислава Куприна. Она обсуждала постановки не со зрителями. Это был разговор эксперта с театром, диалог профессионалов.

Обсуждения лабораторных эскизов, напротив, должны проходить в открытом формате. Понятно, что для зрителей это не «обязаловка»: кто хочет — обсуждает, кто не хочет — может уйти. Все интересные обсуждения на лабораториях, по моему личному опыту, были открытыми для публики. И когда возникает разность мнений, дискуссия, это самое интересное. В результате подобных споров приходит понимание того, нужен нам этот материал или нет.

Я часто вспоминаю интересное и живое обсуждение после читки пьесы Игоря Витренко «Я танцую как дебил». Было круто! Помню, после показа остались подростки лет 15-16. Важно было от них услышать отклик, получить обратную связь, понять, что их волнует и задевает за живое.

Миневцев_Чук-и-Гек_пресс-служба-Молодежного-театра.jpg

Советская драматургия

— Лаборатория «Контур» расширяет свои границы: в этот раз приедут режиссеры из Москвы, Нижнего Новгорода, Канска, Мирного. Впервые соорганизатором лаборатории выступит театровед Павел Руднев, который прочтет лекцию. Чем обусловлены эти изменения и нововведения?

— Первый «Контур» Молодежный театр организовывал самостоятельно, своими силами. После подведения итогов мы сделали соответствующие выводы, приняли к сведению все упрощения и недочеты. То, что нам не понравилось, мы решили переформатировать; то, что оказалось удачным, мы решили оставить, усилить. Это нормальный процесс.

Очень рады, что вторую лабораторию мы проводим вместе с Павлом Рудневым! Тем более эту идею мы с ним давно обсуждали: она заявлена в моей концепции развития театра. Ярким и значимым событием в рамках лаборатории станет лекция Павла Андреевича на тему «Магистральные темы развития послевоенной драматургии советского времени». Она пройдет 4 июля в 14:00 в Молодежном театре. (6+)

— На лабораторию в качестве гостей приглашены студентки Высшей школы сценических искусств Константина Райкина, обучающиеся по программе «Театроведение и драматургия», Екатерина Звягина и Екатерина Тимофеева.

Миневцев_Распределение_пресс-служба-Молодежного-театра.jpg

— Да, важно, что на лабораторию приезжают студенты. Я считаю, чем больше интересных молодых людей подтягиваются к процессу, тем процесс становится увлекательней и живей. Даже самые опытные, маститые профессионалы нуждаются в подпитке новой энергией, в обмене опытом. Я, как режиссер, это прекрасно знаю: всегда хочется получать какую-то свежую информацию, свежие идеи.

И, конечно, здорово, что студенты Павла Андреевича приезжают к нам. Понимаете, студенты — это люди XXI века, а мы берем советскую литературу. Концептуально важно и крайне любопытно узнать, как отнесутся они к этому материалу. Наше отношение к советской литературе давно понятно, ведь мы выросли на этих текстах, впитали их с молоком. Мы Чуковского наизусть вдоль и поперек знаем. А что скажет молодежь? Нужна ли такая литература современным детям, современному театру? Или мы ничего не смыслим в этом? Варимся в собственном соку, тешим себя иллюзиями...

Буду рад, если зрители разных возрастов и поколений придут на лабораторию, погрузятся в процесс, станут активно обсуждать эскизы спектаклей, открыто и честно расскажут о своих впечатлениях. Ведь лаборатория «Контур» — это настоящее театральное событие для города.

— Как хорошо, что у челябинцев есть возможность стать соучастниками процесса!

— Конечно! Благодаря подобным театральным событиям происходит живой диалог. Когда зритель понимает, что может прийти в театр, посмотреть не готовый спектакль, а эскиз, при этом обсудить его, выразить свое мнение и повлиять на репертуарное решение, это же здорово!

Поделиться

Сегодня | 11:23
В Челябинске откроют первую выставку из фондов Пушкинского музея

Во время «Российской креативной недели – Урал» достигнуто предварительное соглашение о сотрудничестве Челябинского музея изобразительных искусств со знаменитым Пушкинским музеем.

22.04.2024 | 16:19
Музыка моря. В Челябинске прозвучали шедевры великого русского композитора

В Концертном зале им. С. Прокофьева состоялся концерт из цикла «Двадцать музыкальных шедевров, изменивших мир», посвященный величайшему русскому композитору Николаю Римскому-Корсакову.

30.09.2023 | 15:48
Пульсация PULSE. Пять дней фестиваля современного искусства

Пять дней пульсации, пять дней экспериментальных, иммерсивных спектаклей, перформансов, эскизов в режиме нон-стоп. В Челябинске завершился третий фестиваль современного искусства PULSE.

06.09.2023 | 15:29
«Сливки» экспериментов. В Челябинске покажут необычные спектакли

В Челябинск приедут театральные коллективы из Тюмени, Новосибирска, Санкт-Петербурга, чтобы показать перформансы, необычные спектакли, эскизы в рамках третьего фестиваля-лаборатории современного искусства PULSE.

Новости   
Спецпроекты