Владимир Хомяков: «И это приносит людям что-то настоящее»

13 Января 2022 Автор: Ирина Дурманова Фото: Людмила Ковалева
Владимир Хомяков: «И это приносит людям что-то настоящее»


Одним из самых значимых событий музыкальной жизни Южного Урала минувшего года по праву считается присвоение звания «Органист года» хранителю челябинского органа.

На самом деле, когда в Челябинск пришла весть о том, что в Кафедральном соборе Калининграда Владимир Хомяков получил награду «За вклад в профессию», ни для кого эта новость не стала неожиданностью. А кто же еще? Он заслужил!

В этом году челябинскому органу исполнится 35 лет. И все эти годы Хомяков — повелитель и слуга признанного одним из лучших в мире уральского «короля инструментов». Надо признать, что Владимир Хомяков не только потрясающий музыкант, всегда разный и всегда совершенный. Он тот, кто, благодаря фестивалям и гастролям его друзей, познакомил челябинцев с миром органного искусства в целом, и мы увидели и услышали органистов со всего света. И даже узнали, что есть «Джаз на большом органе», который, по словам одного из участников традиционного международного фестиваля, понравился бы даже Баху.

Признание для старомодного музыканта

— Важно ощущение себя в центре событий, — отвечает на вопрос корреспондента «ЮП» о значимости для него наград, премий и званий Владимир Викторович. — Я ведь живу далеко от культурных центров. Если такое ощущение исчезает, как-то себя чувствуешь неуютно, как будто жизнь проходит мимо. Это недолго продолжается, но иногда такое бывает. Если же смотреть на эту премию, приятно, что я в обойме, что меня помнят, ценят то, что сделано за все годы.

— А вы заявку отправили на конкурс?

—Это премия «за вклад в профессию». Как я могу сам оценить свой вклад? Конечно, заявку подавала филармония.

— Современных музыкантов такие условности не смутили бы, потому что премия престижная. Молодые люди озадачены собственным продвижением.

— Согласен, я представитель старой школы. Мне нравится, что звание заслуженного артиста России я получил раньше своих коллег по цеху, в 37 лет, а народного — в 50. А еще больше нравится, что мне не пришлось прилагать каких-то особых усилий, чтобы их получить. Я никого об этом не просил.

С другой стороны, людей ведь оценивают не по званиям, а по их делам. И никаких особых благ сегодня эти звания не приносят. В советское время, если ты народный артист, предоставлялись разные льготы по проезду, санатории бесплатные, право на дополнительную жилплощадь и еще что-то. Сейчас ничего этого нет. Идет небольшая доплата к зарплате, и все. Единственное — афиша выглядит более нарядно.

Хомяков_Ковалева_170147860_зал-органной-и-камерной-музыки-Родина.jpg

После Москвы, Одессы и Крыма

— Вы родились в Москве, жили в Тульской области, в Новомосковске, учились в удивительном городе Одессе.

— Учился в Феодосии, Симферополе и Одессе. В Феодосии — последние полтора года музыкальной школы, в Симферополе — музыкальное училище. Но основная учеба, конечно, была в Одесской консерватории. Там же я начал учиться игре на органе у замечательного музыканта Валерия Рубахи. С его подачи параллельно с учебой проработал два года в филармоническом ансамбле старинной музыки «Пастораль» как клавесинист. Эта работа помогла лучше разбираться в барочной музыке, почувствовать ее дух, что очень пригодилось в органном классе.

— Помотало вас, прежде чем Челябинск стал основным городом. Вы же сделали попытку перебраться в Калининград, но через год вернулись?

— Да, так получилось. И я верю в какие-то знаки судьбы, в интуицию. То, что там не сложилось, было не зря, как оказалось позже. Спустя несколько лет после возвращения в Челябинске начались достаточно драматические события, требующие моего активного участия. Я говорю о ситуации с переносом органа, когда угроза потерять навсегда один из лучших инструментов в России была более чем реальна. Слава богам, что все благополучно завершилось и у органа появился новый, достойный его дом.

— Вы себя ощущаете достоянием Челябинска? И насколько это важно для вас?

— Конечно, приятно, когда с тобой здороваются в магазине, на улице и желают тебе всего хорошего. Сколько раз такое было: где-нибудь в «Ашане» подходит человек, жмет руку и говорит спасибо.

— Для вас это важнее званий?

— Я думаю, да. Ты себя чувствуешь в этом городе уютно. Это здорово помогает в жизни.

Орган — сложный механизм

— Вы следили за установкой органа с самого начала?

— Я участвовал в монтаже, начиная с распаковки ящиков.

— Да, я читала, помимо того, что вы музыкант, вы еще и органный мастер. Это редкое сочетание?

— Таких немного, но есть. Самый известный пример — Наталья Малина, органистка и главный органный мастер Московской консерватории. Кстати, в 1987 году именно Наталья Владимировна сыграла первый концерт, когда открывали наш орган. Она была куратором этого проекта и членом приемочной комиссии. Я бы рекомендовал всем органистам частично овладеть профессией органного мастера. Когда ты знаешь, что творится внутри инструмента, помогает лучше играть. Орган — это достаточно сложный механизм. Хочется сказать: организм. Он и вправду дышит, как живой.

— Сложно было привыкнуть к Челябинску?

— Мне — нет. Семье, жене и маленькому сыну, конечно же, было очень сложно привыкнуть к Челябинску. А я этого просто не замечал, потому что сутками пропадал в органном зале. Сначала это было строительство, затем работа органного мастера, затем меня тарифицировали как органиста, и началась концертная работа. При этом я еще ассистировал гастролерам по 15-20 концертов в месяц. Каждый из них играл не один, а 3-4 концерта. А ведь еще надо было самому заниматься и настраивать орган… Популярность органных концертов была невероятная. Народ валом валил. И все сравнивали с органом Домского собора в Риге. Да-да! Сейчас в это сложно поверить, но в Советском Союзе очень многие побывали в Риге как туристы, и посещение Домского было в обязательной программе.

Хомяков_фото_Людмилы_Ковалевой_2550.jpg

Просто люди

— Это да, я помню. Есть такой феномен у этого инструмента, он притягивает даже далеких от искусства людей.

— Самая неискушенная публика — это органная. Условно говоря, на фортепианные концерты ходят пианисты, на скрипичные — струнники, а на орган — просто любители. Я вам скажу больше: у нас были люди, которые случайно оказались на органном концерте и это их спасло. Одна женщина, из постоянных слушателей, как-то призналась, что пришла в зал в момент безысходности и орган вернул ее к жизни. И это очень хорошо. Значит, что-то есть настоящее в том, что делаю я и другие музыканты.

— Органист — это же больше, чем профессия, это и ремесло, и еще что-то.

— Ремесла здесь выше крыши. В отличие от офисной или заводской работы, когда пять дней рабочих и два выходных, это здесь не проходит. Время, проведенное за инструментом, далеко не всё. Работа идет постоянно — и дома, и ночью. Ты думаешь, ты слушаешь, ты читаешь. Кроме того, игра на органе гораздо в большей степени, чем на других инструментах, требует дополнительных знаний по истории органостроения, по различным исполнительским школам и направлениям. Если посмотрите в ноты любого барочного произведения, вы увидите только голый нотный текст. Нет никаких указаний, как играть — быстро или медленно, тихо или громко, связно или отрывисто, наконец, какие органные регистры нужно использовать. Чтобы понимать, как обращаться с этим текстом, нужно много чего изучить, кроме сольфеджио. Ну и еще органист — это, наверное, образ жизни. Впрочем, так можно сказать о любой музыкантской профессии. В первые годы я говорил: «Это же просто кайф! Ты получаешь удовольствие, а тебе еще и деньги платят за это».

— Небольшие деньги, надо отметить. Огромного состояния вам не удалось заработать. Так что удовольствия больше, чем денег?

— Я Каминскому (Маркс Каминский руководил челябинской филармонией в 1980-2000 гг. — Прим. авт.) сразу сказал: «Мне нужна квартира. Можете не платить мне большую зарплату». И он сделал это. В Челябинск моя семья приехала в августе, а в январе мы уже въехали в свою двухкомнатную квартиру в новом доме. Я в ней до сих пор живу. Были порывы перебраться ближе к центру, но где мы найдем таких хороших соседей? А у нас такие замечательные люди живут, которые выдержали время, когда сын много занимался. Представляете, рояль в панельном доме! Это не только внизу и наверху, но и в соседних подъездах слышно. Я вот этого боюсь: попадешь в какой-нибудь престижный, элитный дом, а рядом с тобой неизвестно кто с деньгами поселится. И он будет отравлять жизнь каждый день.

— Ваш сын стал музыкантом, потому что вырос в семье музыкантов?

— Пожалуй, да. Когда у тебя мама-папа, дядя и дедушка профессиональные музыканты, сложно избрать другой путь. Он долго учился. До 32 лет. Сначала это было музыкальное училище и пять лет в консерватории в Питере. Потом аспирантура в Москве. После одного из конкурсов его заметил и пригласил учиться в Университет Южной Калифорнии в Лос-Анджелесе знаменитый пианист Дэниел Поллак, чем и определил его будущее. Володя очень серьезный музыкант. Солидный багаж знаний, кроме успешной карьеры концертного пианиста, позволяет ему, к примеру, прочитать на хорошем уровне лекцию для университетской аудитории, провести открытый урок, после которого количество желающих заниматься в его классе, как правило, увеличивается. Кроме того, он умеет еще много чего: может встать за дирижерский пульт симфонического оркестра или сделать сведение многоканальной аудиозаписи на приличном уровне, без проблем справиться с обязанностями церковного органиста или хорошо настроить рояль. Может, в конце концов, устранить серьезную неисправность в автомобиле. Мы с женой очень гордимся нашим сыном и зачастую учимся у него жизни. Очень надеемся скоро увидеть его в Челябинске. На 25 марта запланирован симфонический концерт в зале им. С. Прокофьева с его участием.

— Ему комфортно в Америке?

— Да, ему там нравится.

Хомяков_дополнительное_фото_Людмилы_Ковалевой_2548.jpg

Не мешайте органисту

— Не знаю, насколько вам, но Челябинску-то с вами повезло… А у вас все равно же были мысли уехать и до Калининграда?

— В 90-х годах пытался уехать, в том числе и за рубеж. Но, по всей видимости, не на сто процентов был уверен, что правильно делаю. Если бы я был уверен, я бы уехал. В то время здесь был мрак, и зарплату не платили по полгода. Но вот парадокс: в эти же трудные годы мы жили очень интересной, наполненной событиями музыкальной жизнью. Одни только фестивали «Нового органного движения» чего стоят! Кстати, в этом году будет 30 лет, как мы придумали этот фестиваль. 12 марта мы собираемся отметить эту дату органным марафоном. Приедут мои «однополчане» из Уфы, Казани, Петербурга и Москвы.

— Согласна, жизнь органа в Челябинске насыщенна и интересна. А с другой стороны, музыканту престижно жить в Европе?

— Престиж — это немного обывательский взгляд. У нас замечательные музыканты живут и в Томске, и в Омске, и в Красноярске с Иркутском. В разных городах, уральских, сибирских, есть прекрасные очаги культуры. И я не уверен, что если бы я в Москве делал свою карьеру, то получилось что-то толковое. Там люди, как мне кажется, привыкли работать локтями. Ведь органов гораздо меньше, чем органистов. Надо быть постоянно начеку, никому не позволять себя подсиживать. Все очень жестко. А я достаточно ленивый в этом плане товарищ. Я бы не стал воевать за место под солнцем. Тем более все эти усилия мало связаны с профессией, с музыкой. Для меня провинция — оптимальный вариант. Здесь я могу сделать многое, и никто мне не мешает.

— Вы сейчас комфортно живете? Вопрос в меньшей степени касается быта, я о душевном комфорте.

— Если новости не слушать, то все прекрасно. Да, все хорошо. Даже иногда кажется, что я незаслуженно имею такую жизнь.

Поделиться

22.04.2024 | 16:19
Музыка моря. В Челябинске прозвучали шедевры великого русского композитора

В Концертном зале им. С. Прокофьева состоялся концерт из цикла «Двадцать музыкальных шедевров, изменивших мир», посвященный величайшему русскому композитору Николаю Римскому-Корсакову.

21.04.2024 | 18:04
Нравится или нет. Лучшую пьесу о буллинге представили в Челябинске

В Челябинском молодежном театре состоялась премьера спектакля по пьесе Игоря Витренко «Яна всем нравится (нет)». Произведение сильное, непростое, повествует о спорах за влияние в молодежной среде.

22.04.2024 | 16:19
Музыка моря. В Челябинске прозвучали шедевры великого русского композитора

В Концертном зале им. С. Прокофьева состоялся концерт из цикла «Двадцать музыкальных шедевров, изменивших мир», посвященный величайшему русскому композитору Николаю Римскому-Корсакову.

15.04.2024 | 11:07
В Челябинске чествовали стипендиатов фонда «Новые имена»

Народный артист России Денис Мацуев, фестиваль которого только что завершился на Южном Урале, назвал церемонию, посвященную юным талантам, главным событием своего музыкального форума.

Новости   
Спецпроекты