Русский мексиканец. Впервые в России «Ночь майя» прозвучала в Челябинске
Как дирижер Эдуардо Гарсиа Барриос с симфоническим оркестром Челябинской области покоряли публику.
- Соло на Страдивари. Челябинцам посчастливилось услышать скрипку знаменитого итальянского мастера
- Музыка мультиков. Китайский маэстро и челябинский оркестр исполнили саундтреки культовых аниме
У нас искушенный зритель, и удивить его довольно сложно. На этот раз получилось, благодаря незаурядному, яркому, талантливому дирижеру из Мексики. И, как всегда, молодой симфонический оркестр Челябинской области показал высокий класс, исполнив очень сложную сюиту знаменитого мексиканского композитора Сельвестре Ревуэльтаса «Ночь майя». Давайте оценим значимость события: довольно известное произведение, написанное в 1939 году, впервые прозвучало в России! На челябинской сцене! И это еще не все. В первом отделении играли Чайковского и Шостаковича. А нас бис музыканты подготовили особый подарок — попурри короля мамбо Переса Прадо. Эмоции зашкаливали, музыканты пели и танцевали, зрители едва удерживались на своих местах. Шквал аплодисментов, и никто не хотел расставаться с музыкантами.
И трагедия, и праздник
Эдуардо Гарсиа Барриас хорошо говорит по-русски. Что неудивительно: у мексиканского дирижера русская классическая школа, он окончил музыкальное училище, а потом и консерваторию в Москве.
— Я считаю себя обрусевшим мексиканцем, — говорит Эдуардо. — Россия для меня не просто другая страна, она в моем сердце. Поэтому в Челябинске звучала русская музыка. Вы понимаете русскую музыку, и я тоже ее чувствую. Я выбрал увертюру «Ромео и Джульетта» Чайковского и сюиту к кинофильму «Гамлет» Шостаковича. Первое отделение — это трагическая сторона истории. Любовь и смерть, предательство и боль. Есть темная сторона внутри человека. В какой-то момент надо это почувствовать. Во втором отделении прозвучала сюита «Ночь майя». И в России она никогда не исполнялась. Когда я еще жил в Москве, я сыграл почти всю камерную музыку Ревуэльтаса, и зрители были потрясены: что это за музыка! «Ночь майя» — это другая сторона. Это праздник. Культура индейцев майя — это же не мексиканская, а общечеловеческая культура. И мне хотелось играть музыку, где есть дух человеческий. Это очень красиво. Подарок на бис — оригинальное мамбо. Перес Прадо — это гениальный композитор, который создал этот жанр в 50-х годах прошлого столетия. Он кубинец, но потом переехал в Мексику. Это самая веселая, виртуозная музыка. Оркестр кайфует, танцует, смеется и поет. Это праздник на все времена, жизнь — это мамбо.
Шестнадцать ударных и морская раковина
«Ночь майя» — это классическое произведение с фольклорным, ритуальным колоритом. Очень необычное для русского оркестра звучание и состав инструментов: 16 ударных и морская раковина, для которой в сюите написано соло. Интересный опыт для музыкантов Челябинского симфонического оркестра.
— Я в восторге от вашего оркестра, — восхищается дирижер. — Я поражен: за три года маэстро Адик Абдурахманов собрал такой прекрасный коллектив! Я думаю, что будущее у этого оркестра очень светлое. Русская школа — это великая школа. Европейская —инструментальная, направленная на воспитание солистов. Но из тысячи музыкантов получается один солист. Не только по таланту, не только по способностям, не только по мастерству, потому что есть еще социальные отношения. В воскресенье у меня была встреча в детской филармонии. И я поразился тому, что в Челябинске есть детский оркестр. Значит, здесь видят, что есть особый талант у этих малышей.
— И вы послушали детский оркестр?
— Я даже дирижировал! Музыканты — это партнеры. Огромный талант — слышать друг друга, уважать друг друга. Музыка — невероятный инструмент. Там нет социальных классов. Там есть одна мелодия. Разные люди, разные инструменты, абсолютно разная манера производить звук. У кого-то есть главная тема, другая группа подчиняется и играет свое. Но они это делают вместе, и это жизнь. Но в жизни не получается жить в гармонии, а вот в оркестре можно этому научиться. Звук — это мост эмоций, а через коллективную эмоцию можно потихонечку дойти до сознания. Мы должны идти через эмоцию, через знания. И уже потом развивается инструментальная техника.
Однажды и на всю жизнь
— А я довольно поздно пришел к музыке. Правда, отец заставлял меня заниматься с семи лет, но не очень успешно. В Мексике нет серьезной системы обучения для детей. И мне было 15 лет, когда я пошел на концерт Государственного оркестра СССР, который сыграл симфонию «Манфред» Чайковского. Только после этого концерта я решил, что хочу стать дирижером. Настолько сильно меня тогда потрясла эта музыка. И мне повезло: я познакомился с потрясающим педагогом. Гелля Александровна Дуброва работала тогда в Мексике по программе культурного обмена между государствами. И она открыла мне глаза, показала, что такое настоящая музыка. И по ее рекомендации я получил стипендию на обучение в Москве. В консерватории я попал как раз к тому профессору, который дирижировал «Манфреда» в Мексике. Это Дмитрий Китаенко. Судьба, счастье, мечта!
За пределами Москвы
— Я вам открою секрет: никто за 9 лет жизни в Советском Союзе не мог угадать, что я мексиканец. Думали, что я с Кавказа. Нам было запрещено выезжать из Москвы, но я ездил. Я был в Азербайджане, в Армении. В Ленинград особенно часто приезжал. Там Эрмитаж! И еще бывал там на замечательных концертах профессора консерватории Равиля Мартынова. К сожалению, он умер молодым. У меня возникли дружеские отношения с ним. И он меня приглашал дирижировать. Потом уже в Мексике мы делали гастроли его оркестра. В Челябинске я впервые.
— Я надеюсь, вы открыли для себя очень музыкальный город?
– Конечно! Я знаю, что Адика Аскаровича три года тому назад поддержал ваш губернатор, и он создал свой оркестр! Маэстро Абдурахманов к нам приедет в июне. В Мехико он будет дирижировать «Шахерезаду» Римского-Корсакова. Отношения с русской культурой, с русскими людьми для меня очень много значат.
Я выбираю эмоции
— Интересно, какой вы человек, серьезный или любите шутить?
— У меня юмор есть, порой черный и не всегда уместный. Иногда шучу больше, чем нужно. Иногда люди не понимают, что я шучу. И мне нравится шутить с оркестром. Я стараюсь дирижировать как можно лучше. Но не мне судить, какой я дирижер. Я глубоко уважаю музыкантов — это очень важно. Они играют, а я не произвожу звуки. Поэтому я стараюсь всегда слушать, что они предлагают, не настаиваю на своем.
— Вы не авторитарный дирижер?
— Авторитарные дирижеры создали великие оркестры сто лет тому назад. Нужен был железный кулак. Сейчас другое время. Я очень эмоциональный человек. Я всегда ищу эмоциональную атмосферу.
— Авторитарному человеку проще, но ваш подход мне кажется более творческим. Это труднее, но отдача больше.
— Для меня это единственный путь. Можно отработать каждый такт, каждую деталь. Иногда слушаешь — есть все: гармония, баланс, все чисто, идеально, а ничего не происходит. Кому это нужно? Если меня спросить, что лучше: чтобы было чисто и хорошо или с ошибками, но эмоционально, я выберу второе.
— Мне кажется, то, о чем вы говорите, касается не только оркестра и музыки. С этих же позиций можно подходить к обществу, которое живет вместе.
— Да, но в жизни нет партитуры. А у нас она есть
Про счастье и тревоги
— Я счастливый человек. Мне повезло в жизни. Но я не современный, я человек ХIX века. Телефоны, компьютеры и социальные сети — это все не для меня. Когда люди теряют ощущение интимности, могут открываться всем, причем довольно банально, я это не приемлю. Так же как ложь, с помощью которой манипулируют людьми. У меня есть настороженность и боязнь, что что-то мы теряем. Настоящий контакт, взгляд, тело. Я ничего не читаю в социальных сетях, не хочу. В Мексике у меня трое сыновей. Не музыканты. Один из них сочинял электронную музыку, но стал педагогом по физкультуре. Другой сын — художник и писатель. Третий сейчас хочет поступить в институт кинематографии. Моя жена — хореограф и балерина. Мы все художники. И это настоящее счастье.
Для справки
Эдуардо Гарсиа Барриос родился в Мексике в 1960 году. С отличием окончил Московскую консерваторию им. П. И. Чайковского, является дирижёром с более чем 30-летним опытом работы с основными оркестрами Мексики и Латинской Америки, а также приглашённым дирижёром в оркестрах Европы.
С самого начала в качестве дирижёра оркестра он был твердым сторонником того, что музыкальная задача искусства, помимо артистической, является возможностью быть инструментом для построения сообщества, укрепления идентичности и создания коллективного осознания. С 2013 года он возглавляет «Национальную Систему Музыкального Развития» Министерства культуры Мексики, где продвигает Модель музыкального образования, которую нужно собрать на уровне всей страны.
Поделиться