Пульсация PULSE. Пять дней фестиваля современного искусства

30 Сентября 2023 Автор: Светлана Демцура Фото: Людмила Ковалева
Пульсация PULSE. Пять дней фестиваля современного искусства


Пять дней пульсации, пять дней экспериментальных, иммерсивных спектаклей, перформансов, эскизов в режиме нон-стоп. В Челябинске завершился третий фестиваль современного искусства PULSE.

Он позволил зрителям погрузиться в глубь себя, исследовать родовые связи и наследие предков, соприкоснуться с личными и откровенными историями, судьбами людей, задуматься над животрепещущими вопросами.

Точка притяжения

Челябинск в очередной раз стал точкой притяжения для талантливых художников, режиссеров, актеров. В столице Южного Урала были показаны спектакли театральных коллективов из Тюмени, Новосибирска, Санкт-Петербурга. Все события насыщенной фестивальной программы объединила тема «Родъ». Образовалось единое живое пространство, позволившее обменяться энергией, размышлениями, эмоциональными всплесками, переживаниями, впечатлениями, почувствовать пульс времени. Эскизы, созданные в рамках режиссерской лаборатории, дали возможность оглянуться назад в прошлое, прогуляться по закоулкам памяти, подметить детали, увидеть прекрасное и уродливое, пленительное и отталкивающее, нащупать болевые точки, попытаться залатать ноющие душевные раны, испытать ностальгию по детству, а также краешком глаза заглянуть в неизвестное будущее.

Pulse_фото_Людмилы_Ковалевой_26552-Иван-Миневцев.jpg

— PULSE, безусловно, хочется повторять! Мне нравится, что в рамках фестиваля возникает какая-то искра. Лаборатория и фестиваль — это каждый раз проба себя, и зрителя в том числе. Когда ты видишь затраченные ресурсы, начинаешь по-другому мыслить, открываешь что-то новое в себе. В пульсации я черпаю творческие силы. Это и есть воздух, которым мы дышим, — признался главный режиссер Челябинского молодежного театра Иван Миневцев.

Избавление от боли

Особенной целительной силой обладает перформанс новосибирского режиссера Полины Кардымон «Коромысли», похожий на сеанс психотерапии. В Челябинске показали его вторую главу — спектакль «[Сыра земля]». Только представьте: четыре стула на голой сцене, полумрак, четыре девушки в черном, белоснежный экран, по которому бегут строчки, обрывки текста, режиссерские ремарки, и пространство зала, наполненное до краев протяжным пением. Громко на выдохе: «А-а-а-а-а-а!» Этот крик, плач, эти вибрации, причитания попадают прямиком в сердце, словно стрела пронзает мягкую плоть. Перед глазами проносятся важные жизненные события: рождение, свадьба, смерть. Каждый этап сопровождается особыми словами, присказками, вдохами и выдохами, целым вихрем эмоций.

Pulse_фото_Людмилы_Ковалевой_26571.jpg

«Кто не поет, того отпевают» — так говорится в спектакле. В процессе протяжного песнопения начинают вырываются наружу глубинные страхи. Они-то и сигнализируют через тело, через появляющееся в мышцах напряжение о внутреннем конфликте, который просится быть осознанным и разрешенным. «Боюсь ли я смерти? Как пережить потерю близкого человека? Как справиться с острой болью?» — возникают у зрителя ключевые вопросы.

И вдруг приходит понимание того, что ритуал оплакивания родственника — одно из эффективных болеутоляющих средств. Именно эти обрядные традиции позволяют коллективно пройти через горе, шаг за шагом выйти из депрессии.

Перформанс «[Сыра земля]» напоминает, что фольклор, древние песнопения и горевания — это спасительная соломинка, помогающая не захлебнуться в океане скорби, не растерять обломки себя, сохранить разум, найти внутренние силы.

Pulse_фото_Людмилы_Ковалевой_26620.jpg

Исповедь Аэлиты

Тема смерти и родовых связей отчетливо прослеживается в документальном проекте Карины Бесолти «Аэлита. Инвентаризация» по пьесе Аэлиты Садретдиновой. Тюменский «Космос» привез целую вселенную — историю взаимоотношений главной героини с отцом, которая складывается из череды событий, поступков, диалогов, фраз. С первых минут зрители попадают в полумрак, видят белые столики (каждый высвечен лучом софита), на которых гостей поджидают угощения: горячий и ароматный капучино в чашке, тыквенные семечки с запиской «Их любил мой папа. Угощайся!», маленькая шоколадка. Спектакль индивидуален: для каждого зрителя подготовлены персональные наушники, отдельное пространство, своя игрушка, а также исповедь, рассказанная на ушко. На большом экране мелькают кадры семейной хроники, проносятся слова, напечатанные с орфографическими ошибками, а также поступки людей с ошибками жизненными. Авторы проекта сумели создать идеальные условия для того, чтобы занырнуть в воспоминания, исследовать человеческую память, ее закоулки, закуточки, встретиться лицом к лицу с ушедшими людьми и прокричать им вслед: «Постойте! Подождите! Вернитесь!»

Удивительно, но обычный черный блокнот, стянутый тугой резинкой, оказывается проводником в прошлое. Открывая его, как дверь в портал времени, неожиданно переносишься на 30 лет назад. В наушниках уверенно звучит голос Аэлиты, он ведет по страницам личного дневника, в который вклеены вязаные лоскутки, заметки из тетради по труду, рецепты, вышивка крестиком, картины из бисера, «косички» на полях, таблички с английскими словами, фотографии, на которых запечатлены дорогие люди и важные судьбоносные моменты. Каждый жизненный этап, каждый лист блокнота — часть одной большой истории, очень личной, сокровенной. Аэлита честно, без прикрас рассказывает про родных, про их привычки, характеры, особенности, про свои надежды и разочарования, про муки, предсмертную агонию отца, про любовь сквозь боль.

Pulse_фото_Людмилы_Ковалевой_26625.jpg

И тут к зрителям приходит понимание: а ведь каждому человеку требуется подобная инвентаризация. Иногда полезно навести порядок в вещах и мыслях, разложить их по полочкам, проверить свои активы, багаж за плечами. Благодаря определенным предметам (документам, бумажечкам, лоскуткам, ниточкам, сухим цветочкам, монеткам, пуговкам), мы ощущаем неразрывную связь с прошлым. Прикасаясь, тактильно взаимодействуя с ними, мы потихоньку достаем из закромов воспоминания, забытые ощущения, мысленно обнимаем ушедших родственников, таких далеких, но все же близких.

Искусство поджидает за углом!

Фестиваль современного искусства PULSE помогает не только погрузиться в глубь себя, но и выйти за границы привычных пространств, дает возможность прогуляться по незнакомому Челябинску. Оказывается, город, которому недавно исполнилось 287 лет, вовсе не старый, а молодой, яркий, современный и довольно разговорчивый. Сколько необычных месседжей, посланий, обращений и разных смыслов таит в себе городская среда! Заглядывая в укромные уголочки дворов, скверов, прислушиваясь к гулу улиц, их звучанию, всматриваясь в мелкие детали на столбах, зданиях, сооружениях, ограждениях, разгадывая графические изображения, можно задавать городу каверзные вопросы и получать подробные ответы.

Pulse_фото_Людмилы_Ковалевой_26560.jpg

Перформативная экскурсия по выставке малых форм стрит-арт, организованная Алисой Жихаревой, доказала, что картины, скульптуры, арт-объекты — органичная часть уличной экосистемы. Они могут неожиданно встречаться нам в любое время суток, в любых локациях. Только вдумайтесь: искусство, сбежав из выставочных залов и галерей, поджидает нас за каждым углом!

— Современная городская среда настолько закована в камень и гранит, что даже какому-то сорняку, одуванчику, любой травинке, проросшей сквозь асфальт, мы оказываемся безгранично рады: «Боже, наконец-то живое! Что-то нежное, зеленое, необычное возникло посреди каменной пустыни». Так же и с арт-объектами. К примеру, посмотрите на это растение, напоминающее плющ, — говорит Алиса Жихарева, указывая на стрит-арт, расположившийся на стене старого дома. — При разном освещении кажется, что арт-объект живой, ползет по кирпичам. И мы, проходя мимо, останавливаемся, чтобы разглядеть его листья, изгибы, понаблюдать за игрой теней.

Особый интерес вызвала финальная точка маршрута — «Манифест Ляйсан Азаматовой». Груда текста, распавшегося на мелкие части, камушки, слова и буквы, привлекла внимание всех участников пешей прогулки. «А можно кусочек искусства забрать себе, унести домой?» — сразу же появились вопросы. «Да! Вот... Берите!» — улыбнувшись, ответила Алиса. И многие с радостью взяли частичку PULSE III, частичку тепла, отдельные слова, напечатанные на камушках, чтобы попытаться сформулировать собственный манифест, а потом, может быть, через годы провести инвентаризацию артефактов, как это делала Аэлита.


Пульс-фото_Людмилы_Ковалевой_26562.jpg

«ДНК Двора»

Путешествие во времени совсем неожиданно позволило вернуться в детство, в счастливые и беззаботные дни. Режиссер Игорь Бармасов свой эскиз «ДНК Двора» продумал до мелочей и деталей. Собравшиеся зрители, свернув зонтики (дело в том, что за несколько минут до начала действия чудесным образом закончился проливной дождь) и надев наушники, услышали приглашение прогуляться по окрестностям, заглянуть в старый советский двор, поймать светлые ускользающие воспоминания, посмеяться и погрустить над узнаваемыми ситуациями и событиями.

«Следуйте за человеком с красной табличкой!» — подсказал приятный голос, увлекая в прошлое. Без сомнений и долгих раздумий участники аудиопроменада отправились в путь, встречая по дороге случайных прохожих, задающих вопросы: «А кто вы такие? Куда направляетесь?», и неслучайных танцующих людей: водителя мусоровоза по прозвищу Чих-пых, кошатницу Тамару Николаевну, тетю Нюру (женщину-шофера), дядю Мишу (рассказчика религиозных историй), мелкую, остроглазую красивую девчонку Таньку, ставшую актрисой, таксиста дядю Женю (обладателя черных очков и серебристой «Волги»), скромную юную балерину, а также местного авторитета Шишу.

Pulse_фото_Людмилы_Ковалевой_26556.jpg

Советский двор — неповторимый мир со своей особой жизнью. Двор, где дети играют в вышибалы, казаки-разбойники, резиночку, где на скамейке у подъезда сидят сердобольные бабушки, обсуждающие соседей, где мальчишки-хулиганы стреляют из рогатки или бросают «бомбочки» с водой. Двор, где все друг друга знают, понимают с полуслова, где слышны «А Маша выйдет погулять?» или «Пора домой!». Место, где по-иному течет время, нет забот, нет суеты, слышится звонкий смех друзей и душа твоя распахивается от ощущения абсолютного счастья.

— В одном из дворов Челябинска мы с обалденной командой артистов Молодежного театра показали эскиз-исследование «ДНК Двора». Спасибо всем, кто вместе с нами создавал атмосферу тех самых дворов! Спасибо Ивану Миневцеву за приглашение, спасибо экспертам, а также команде актеров, с которой мне повезло работать. Мощные! По-моему, ДНК двора существует, мы убедились в этом в тот вечер, — поделился режиссер театра «Манекен» Игорь Бармасов.

PULSE оказался уникальным событием, поднявшим табуированные и острые темы, заставившим встряхнуться, обнаружить причинно-следственные связи между прошлым и настоящим, освободиться от тяжести болезненного опыта, вздохнув полной грудью.

Поделиться

26.04.2024 | 13:24
В Челябинске наградили победителей XV Премии «Андрюша»

Как одаренным детям помогают стать мировыми звездами.

25.04.2024 | 11:23
В Челябинске откроют первую выставку из фондов Пушкинского музея

Во время «Российской креативной недели – Урал» достигнуто предварительное соглашение о сотрудничестве Челябинского музея изобразительных искусств со знаменитым Пушкинским музеем.

06.09.2023 | 15:29
«Сливки» экспериментов. В Челябинске покажут необычные спектакли

В Челябинск приедут театральные коллективы из Тюмени, Новосибирска, Санкт-Петербурга, чтобы показать перформансы, необычные спектакли, эскизы в рамках третьего фестиваля-лаборатории современного искусства PULSE.

02.06.2023 | 09:19
Аниматроны в полный рост. Антон Болкунов создал масштабный мир «Дон Жуана»

В Челябинском театре кукол состоится премьера спектакля «Дон Жуан». Четырнадцать огромных кукол с «человеческими» лицами, деревянный планшет сцены, автономная акустическая система. Мы говорим с художником спектакля Антоном Болкуновым о механике необычных кукол, цветовых решениях и идеях, об актуальности истории самого известного в мире соблазнителя, похитителя сердец, безжалостного распорядителя чужих душ и судеб.

Новости   
Спецпроекты