Иконописец Карташов

28 Января 2011 Автор: Чуносов Александр Александрович
Иконописец Карташов

С челябинским живописцем Владимиром Карташовым знаком пару десятков лет. Его творческая манера, темы холстов, техника исполнения совершенно особенные, не похожи на традиционные каноны.

С челябинским живописцем Владимиром Карташовым знаком пару десятков лет. Встречались на художественных выставках различных рангов, где всегда поражали его работы. Его творческая манера, темы холстов, техника исполнения совершенно особенные, не похожи на традиционные каноны. Если сказать кратко — здесь ни грамма буквалистики, «соцреализма», нет портретов передовых строителей БАМа, панорам заводов, «штамповок» пейзажа. Это — синтез философии, духовности, цвета…

Полотна художника на выставках с другими не спутаешь. Вдруг как-то имя художника исчезло из каталогов выставок, а его работы стали редкостью в экспозициях. Что случилось, в чем дело? К своему изумлению узнал, что художник отошел от мирского в сторону духовности, стал одним из крупнейших иконописцев региона, брался за роспись стен новых храмов, писал иконостасы, реставрировал иконы… Работа эта тонкая, нужная для духовного начала, хотя труда требует громадного. Кроме всего она совершенно не нуждается в какой-либо публичности, либо саморекламы для удовлетворения личных амбиций.

«Будешь путником»

Свое детство и юность Владимир Карташов провел в поселке-станице Тарутинской Чесменского района. С малых лет его поражала великая гармония мира, которым он живо интересовался. «Похоже, будешь путником», — так сказала однажды его мама. И действительно, с младых ногтей стал Володя путешественником, познающим мир. Вызвал некоторое недовольство мамы, отвечал ей: «Ты же сама меня напутствовала на эту стезю». С его товарищами по Свердловскому художественному училищу, наверное, все замечательные места Урала посетил.

Однажды ребята пешком отправились из Свердловска к вершинам Таганая. Маршрут определяется не столько километрами, сколько объемами красоты мира, природы, которые каждый из них унес в своей душе. Судьба путешественника, тем более художника в том познании Великой Гармонии природы неизбежно находят выход в грядущих полотнах. Кроме того, Карташов всегда считал и считает, что только в пути, в экстремальных ситуациях горных маршрутов, сплавов по бурным рекам, человек может познать самого себя, оценить свои силы духовные и физические. Ответить на извечные вопросы: «Кто ты? Какой ты? Как готов к жизни? Способен ли воспринять красоту?».

После окончания художественного училища Владимир Карташов в Челябинске стал преподавателем, работал в художественной школе. При этом стезю путника не бросал — на сплавах побывал практически на всех реках Урала. География постепенно расширялась — таежные, «медвежьи» уголки Сибири, Камчатка, хребет Сихотэ-Алинь, посверкивающий огнем вулкан Толбачик, Уссурийская тайга, Хабаровский край… Замечу, что никто катамараны для путешественников в верховья рек, в горы на вертолетах не забрасывал. Волокли все на себе, затем неслись вниз по бурным рекам.

Особенно поразили художника несколько моментов — ночевка в палатках на склонах вулкана Толбачик, который изредка «поплевывал» в небеса огненными струями. А на самом верху хребта Сихотэ-Алинь, оказывается, большое плато, на котором… громадное болото. Вроде по верхушке хребта идешь, а мшистое болото под ногами страшновато пружинит.

Все эти путешествия Владимир какой-то блажью не считает — это испытание духа, человек становится более терпимым, а в супернапряжениях всех физических сил дух очищается. Глубже приходит понимание и принятие Господа.

Энергетический «взрыв» 1993 года

С чего началась новая страница в творчестве художника Владимира Карташова? Реставрация старых икон, иконопись, алтарные росписи в храмах и часовнях, росписи куполов и стен соборов. Как-то Владимир подсчитал, ради любопытства, сколько же икон написал? Оказалось, несколько сотен! Многие дарил для монастырей, скитов, просто светлым душой людям.

Владимир полагает, что в 1993 году через Россию прошел очень мощный энергетический поток, многие люди пересматривали свои жизненные позиции, поскольку для большинства были утеряны жизненные ориентиры. Кто-то двинул в эзотерику, кто-то стал охотиться за НЛО и снежным человеком, а многие пришли в храм. Пришли к Богу, где и обрели опору. Именно этот путь и был «записан» в судьбе Карташова. Он стал человеком верующим, ему стали доверять, как человеку душой чистому, работы в храмах и над иконами.

Несколько изменился и стиль его картин для выставок — в каждой из них ставится извечный вопрос. В чем синтез физического начала человека, души и духа? Все это особенно видно на полотне, которые многие считают видом Таганая. Вовсе нет! Художественными средствами автор отразил связь телесного — формы, напоминающие горы, души, что навроде сказочных птиц по солнечному лучу уносятся в небеса и духа — нежные облачка в вышине.

Конечно, школу Андрея Рублева Володя знал еще по книгам, активно изучал сам. А потом, когда он пришел к церкви, священнослужители, монахи скитов доверяли ему реставрировать древние иконы школы Андрея Рублева. Это была учеба, постижение мастерства на высшем уровне. Если вглядеться в иконы кисти Карташова, несомненно, чувствуется влияние школы Рублева.

Это было оценено, Карташова просили расписывать восстанавливаемые и новые храмы. Так в поселке Платовка Оренбургской области несколько лет не могли найти достойного реставратора старых, покрытых копотью икон, написать новые для иконостаса, расписать купол и стены. Перед этим Карташова и его супругу-помощницу Татьяну благословил митрофорный старец Григорий из тамошней обителимилосердия. До этого весьма почитаемого старца дошла слава об иконописце из Челябинска. На роспись платовского храма Покрова Божьей Матери ушло более года работы четы Карташовых. О ее масштабах говорит хотя бы то, что в храме надо было написать более двухсот квадратных метров росписей, расписать купол. Причем все это на высоте в полтора-два десятка метров на шатких лесах.

Были и другие работы — полная роспись, изготовление икон для недавно построенного храма в поселке Новокаолиновый (Карталинский район), иконостас в храме в Карталах, иконостасы и иконы для Варненского района и так далее.

«Звезды — они живые»

У Карташова в активе участие во множестве выставок — областных, региональных, всероссийских. Его иконы, живописные полотна есть во множестве собраний в Германии, Казахстане, Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге. Для знаменитого Далматовского монастыря, для монастыря в Верхней Тече многое было сделано в дар.

Сейчас художник работает над «звездной серией». Четыре работы уже готовы, среди них чарующая «Кассиопея». По мысли художника все во вселенной взаимосвязано, даже дыхание далекой Кассиопеи мы ощущаем на Земле. Не говоря уже о ближайшей звезде — Солнце. Владимир уверен, звезда — это как живое существо. Здесь он ссылается и на опыт космонавтов, которые с орбиты убедились: Земля — это живое. Этот взгляд созвучен с теорией академика Владимира Вернадского, который век назад убедительно доказал, что все живое на Земле, сама Земля связаны с Космосом в единое целое.

Владимир уверен, только с приходом к духовности, у него появился дар, бесценный для художника. Во сне к нему приходит идея будущего полотна, даже видение, как картину написать…

Поделиться

01.05.2024 | 18:17
Маша и ее роли. Звание и юбилей актрисы Камерного театра

В самом названии Челябинского камерного театра уже заложено, что он маленький. Это так, если брать в расчет количественный состав труппы и квадратные метры помещений.

26.04.2024 | 13:24
В Челябинске наградили победителей XV Премии «Андрюша»

Как одаренным детям помогают стать мировыми звездами.

06.06.2013 | 10:14
Умом Россию поразила

Выпускница Челябинского лицея № 77 стала победительницей ХV Всероссийского конкурса интеллектуалов. Такого высокого результата уральская школьница в нашем регионе достигла впервые.

30.05.2013 | 09:39
Ангелы-хранители мегаполиса

Мало кто из земляков видел в работе взрывотехников, кинологов-саперов и минеров службы взрывобезопасности Челябинска ООО «Урал-Вымпел», этих истинно ангелов-хранителей нашего спокойствия, тишины, самих человеческих жизней…

Новости   
Спецпроекты