Unifest’ация жанра
В Челябинске прошел Unifest-2010 — третий международный фестиваль студенческих театров.
В Челябинске прошел Unifest-2010 — третий международный фестиваль студенческих театров.
«ЮП» проследила за тем, как это происходило.
— Гуд сквиррл!
— Мм… «хорошая белка».
— Хо-ро-шая бэл-ка?
Пока актеры английского студенческого театра Bath Spa University около ЮУрГУ посредством своего переводчика проходили ускоренный курс изучения русского языка, в том же ЮУрГУ вскорости должна была начаться пресс-конференция, приуроченная к открытию Unifest’a-2010.
Ее участниками стали представитель СТД России Владимир Чумаченко, режиссер уже упомянутого английского театра Мэри Стидмен, художественный руководитель студии-театра «Манекен» Владимир Филонов, который наравне с Союзом театральных деятелей, Международной ассоциацией любительских театров, администрацией города и ЮУрГУ выполнял функцию учредителя мероприятия, и другие. Университет представлял начальник УВР ЮУрГУ Андрей Шмидт.
Как выяснилось, в этом году в фестивале приняли участие 16 театров из 12 городов — всего порядка 240 участников. Было организовано жюри, чтобы оценивать спектакли и впервые вручить коллективам призы.
— Хочу обратить внимание на то (и это, наверное, в первую очередь будет интересно журналистам), что лучшие молодые режиссеры профессионального театра России — выпускники Unifest’а и Ассоциации студенческих театров, — заметил Владимир Чумаченко. — Поэтому разговаривать на тему, нужен на Урале Unifest или не нужен, по-моему, бессмысленно.
Вход в «Красную комнату»
Открылся фестиваль в ЮУрГУ — постановкой студии-театра «Манекен» «Женщина. Сказки». Его режиссер — Владимир Филонов. Говорят, что диалоги были отменены еще на этапе создания спектакля (а он поставлен по пьесе Марии Рыбкиной), так что пластика (как всегда, впрочем, у Владимира Федоровича) тут была превыше всего. Ряд пластических миниатюр не столько рассказывал, сколько показывал женское подсознание в действии в пространстве куба, который выполнял функцию этакой микровселенной. Постановка «Женщина. Сказки» уже месяца как четыре идет в студии, но я, к стыду своему, видел ее в первый раз.
Что сражает в спектакле, так это визуальные решения: яркие костюмы, куб этот, опять же. Что касается драматургии, то лично мне больше понравились юмористические миниатюры, нежели драматические.
Главные, наверное, все-таки гости фестиваля — англичане — тоже показывали физический театр. Их спектакль назывался «Красная комната» (Le Chamber Rouge) и, как было написано в синопсисе, суммировал под своей эгидой два произведения: «Кровавую камеру» Анджелы Картер и сказку «Синяя Борода». Молодая и экспрессивная девушка с печатной машинкой приезжает к своему жениху в поместье, среди стен которого бродят призраки трех его умерщвленных жен. Поскольку спектакль шел на английском (без субтитров), я понял сюжет так: помимо истории, происходящей в настоящем времени, мы видим три одновременных флешбэка из прошлого жен так называемой «Синей Бороды». Девушки одеты в белые ночнушки, а хозяин поместья — в белую майку и черные штаны с подтяжками. Синюю Бороду играют разные парни, но подобраны они так, что складывается впечатление, будто это один и тот же человек, который для этих девушек выглядел все равно по-разному.
Декорации «Красной комнаты» были нарочито скупы: стол для печатной машинки плюс барная стойка (она же пианино). Живая музыка, кстати, стала одним из украшений спектакля, безысходные танцы девушек — его лейтмотивом, а один из актеров отлично спел, хотя за сценой постоянно лились здорово подобранные и просто очень крутые джазовые композиции.
Пластика без слов также была и в Театре современного танца. И если о постановке «Утро красит нежным цветом» независимой «Группы НеНормативной Танцевальной лексики» (Уфа), показавшей бытовую технику танца, говорить как-то не хочется, то вот о спектакле Zodiac молодежного театра Kazus (Москва) стоит сказать пару слов.
Он был очень энтропичным. Причем его энтропия проявлялась не только в плане хаотичного подбора музыки, но и в отношении цветоделения. У всех артистов, исполняющих роль знаков зодиака, на черных костюмах были разнообразные яркие цвета (синие, красные, зелено-коричневые) — в силу этого спектакль производил какой-то одурманивающий, психоделический эффект. В конце его перед глазами стали даже появляться слепые пятна.
История отношений
Самое, пожалуй, сильное впечатление традиционно произвел тюменский театр «Мимикрия». В 2008 году он привозил трагифарс «Тень» по Евгению Шварцу. В качестве сценографии это был интересный эксперимент. После же «М/Ж. Игра без правил», который тоже удивил сценическим построением, я готов записаться в фанаты ребят.
Площадка НХТ, на которой игрался спектакль, была поделена на две части. Парни сидели по одну сторону сцены, девушки — по другую. И это пространство, как верно заметил Владимир Филонов, как будто бы образовывало арену для их битвы. Актеры «Мимикрии» — пять юношей и три девушки — разыгрывали скетчи из области отношения полов: мужчин и женщин. И если эти скетчи сначала были комедийного характера, то потом все сильнее стали принимать трагический уклон. Пока в финале не произошел настоящий взрыв чувств. Некоторые пары после спектакля принялись обниматься. Так что с полной уверенностью можно сказать, что спектакль «М/Ж» был тем видом искусства, после которого из театра уходишь немного другим.
Закрытие же фестиваля прошло там, где и открытие, — в ЮУрГУ. Напоследок был показан «пластический спектакль-фантазия» «Твой мой мир» кемеровского театра «Карман». И это была первая постановка со спецэффектами, которую я увидел на Unifest’е и вообще в жизни.
В общем, как видно из тех спектаклей, что я видел, в них по большей части не было классической драматургии. Многие из них были экспериментальными. Но в этом и прелесть Unifest’а — в попытках освоения нового языка театра.
Награда нашла героя
На официальной церемонии вручения все участвовавшие в фестивале театры получили «золотые» дипломы. На неофициальной (по итогам голосования) лучшим, как не трудно догадаться, был назван спектакль театра «Мимикрия». «Лучшая женская роль» отошла Лорен Годж из «Красной комнаты». А награду за «лучшую мужскую роль» получил Евгений Исхаков — спектакль «А.П. Чехов. Рассказы» в постановке ОСТ УГУ имени Горького (Екатеринбург).
ЕВГЕНИЙ ТКАЧЕВ, johny18_06@mail.ru
МАКСИМ СУХАГУЗОВ (фото)
Поделиться