Театр на одного. Какие моноспектакли увидели челябинцы на «Камерате»

20 Октября 2015 Автор: Евгений Ткачев Фото: Вячеслав Шишкоедов
Театр на одного. Какие моноспектакли увидели челябинцы на «Камерате» Светлана Замараева в спектакле «Житейское море (вид из театра)»

Вчера в Челябинске завершился XII Международный театральный фестиваль «Камерата», в программу которого в этом году вошли исключительно моноспектакли. «ЮП» рассказывает о его самых примечательных постановках и лауреатах.

Пластмассовый мир победил

В истории русского рока много трагических фигур, одна из них Александр Башлачев. Важнейший представитель советского андеграунда, выпавший из окна восьмого этажа (наиболее вероятная версия смерти — самоубийство, однако истинные причины падения так до сих пор и не установлены).
Филипп Ефимов из Мытищинского районного театра драмы и комедии «ФЭСТ» в своем моноспектакле «Вечный пост» постарался максимально точно нарисовать портрет поэта-песенника, в том числе и на физиогномическом уровне. В итоге у него получилась литературно-музыкальная композиция по стихам и прозе Башлачева, после которой хочется сразу же бежать знакомиться с творчеством автора.

Нет ничего страшнее идеи фикс и мечты, которая так и остается мечтой. Главного героя моноспектакля «Хочу в Париж» (Нижневартовский городской драматический театр, режиссер — Вячеслав Зайчиков, исполнитель главной роли — Евгений Наумов) съедает, как коррозия металл, острое желание съездить в столицу Франции. Однако он не Железный человек, а простой советский гражданин: у него нет денег Тони Старка. Все, что он может, так это процитировать Уильяма Йейтса: «Я — бедняк, и у меня лишь грезы; я простираю грезы под ноги тебе; ступай легко, мои ты топчешь грезы». Но однажды, когда у героя появляется возможность махнуть в Париж, он не преминул ею воспользоваться. И тут спектакль (одноименный рассказ Михаила Веллера инсценирован в виде монолога) сворачивает от комедии в сторону трагедии, развенчивая еще один миф о советском прошлом. «Хочу в Париж» заканчивается так же, как пелевинский «Омон Ра», — полным крушением картины мира. И если бы большая часть спектакля не была такой смешной (Наумов делает все, чтобы влюбить зрителей в своего персонажа), эта трагедия, наверное, не выглядела так беспощадно, как она выглядит на круг. Пластмассовый мир здесь победил.

Игра воображения

Не то чтобы спектаклем, а скорее, аудио-визуальным перформансом оказался «Саундтрек моей жизни» в постановке и исполнение Элиаса Файнгерша (шведский театр КЕФ). Ловко управляющийся с тромбоном и идеально говорящий по-русски (на самом деле Элиас, или точнее Илья, родился в России) устроил на сцене что‑то вроде душевного эксгибиционизма. И та искренность, с которой он играл в постановке, точнее, даже не играл, а заново проживал мгновения своей жизни, не могла не подкупить. Плюс саундтрек в его исполнении получился действительно запоминающимся.

Не менее, впрочем, запоминающейся получилась сольная работа у лауреата «Золотой маски», актрисы екатеринбургского театра юного зрителя Светланы Замараевой в постановке «Житейское море (вид из театра)». Озвученная оркестром Виталия Владимирова ALPHA&Co игра артистки была соткана из воспоминаний, поэтических строк, поисков истины, смыслов и значений творчества, а также говорила о том, как важно уметь ждать и верить.

Закрылась нынешняя «Камерата» спектаклем «Восточный ларец» в постановке и исполнении Татьяны Хазановской из Независимого театрального проекта (Израиль, Тель-Авив). Эта навеянная арабскими сказками про дивный Восток, где царят чары и месть, отвага и честь, дворцы и песок, история повествовала о султане Гаруне аль Рашиде в сияющем дворце, его коварных слугах, неотразимом Дьяволе, настойчивой Истине, прекрасной Таис и чудаковатой островитянке.

Постановка прекрасно суммировала все впечатления от увиденных раннее моноспектаклей, несомненное достоинство которых заключается в том, что они аккумулируют твое воображение, заставляют его работать на полную мощность. И помимо театра, который играется на сцене, здесь возникает  еще один, который рождается в твоей голове.

Список лауреатов:

— спецприз «Надежда сцены» Филиппу Ефимову за «Вечный пост»;

— спецприз «За синтез искусств» Элиасу Файнгершу за «Саундтрек моей жизни»;

— диплом лауреата III степени получил Александр Тихонов за «Крейцерову сонату»;

— диплом лауреата II степени получил Евгений Наумов за «Хочу в Париж»;

— диплом лауреата I степени получила Ольга Хорева за «Аглаю»;

— Гран-при достался Светлане Замараевой за «Житейское море (вид из театра)».

Поделиться

Вчера | 11:07
В Челябинске чествовали стипендиатов фонда «Новые имена»

Народный артист России Денис Мацуев, фестиваль которого только что завершился на Южном Урале, назвал церемонию, посвященную юным талантам, главным событием своего музыкального форума.

10.04.2024 | 11:45
В Челябинске блистает фестиваль Дениса Мацуева

Знаменитый на весь мир пианист раз в году приезжает на Южный Урал и привозит с собой созвездие музыкантов, уже заслуживших славу, а также молодых и совсем юных артистов, делающих первые шаги на пути к музыкальному олимпу.

16.11.2016 | 14:21
Разведчики, эмигранты, маргиналы и другие герои фестиваля «Арт-сессия» в Челябинске

В Челябинске завершился фестиваль «Арт-сессия» — главное театральное событие осени, проходящее на базе Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета (ЮУрГГПУ). О поразивших «ЮП» спектаклях и кинематографичности современной драматургии читайте в этом обзоре.

09.03.2016 | 10:56
Черепа и осы. На театральном фестивале в Челябинске показали современную драматургию

На базе НХТ в четвертый раз прошел Международный фестиваль-лаборатория спектаклей малых форм «CHELоВЕК ТЕАТРА». Самыми громкими постановками, пожалуй, стали «Череп из Коннемары» по Мартину Макдонаху и «Летние осы кусают нас даже в ноябре» по Ивану Вырыпаеву. Подробности — в материале «ЮП».

Новости   
Спецпроекты