Челябинский «Дебаркадер». За первую неделю фестиваля краеведческий музей побил рекорды посещаемости
3 ноября состоялось открытие первого в Челябинске фестиваля современного искусства «Дебаркадер». И для музея, и для города это большой эксперимент.
Дерево художников
О разрозненности творческой среды в Челябинске говорит заведующая выставочным отделом Челябинского краеведческого музея Марья Аникина, куратор экспозиционных площадок фестиваля «Дебаркадер».
— Наши художники сами признают, что в Челябинске очень сложная, тяжелая творческая среда. Некоторые считают, что ее нет вообще. Мы хотим опровергнуть это убеждение. Да, у нас своеобразная культурная среда, но она есть. И художники, которые выживают в ней и творят, — это настоящие герои.
Что же такое современное искусство сегодня? Выставка «Пристань», одна из пяти экспозиционных площадок фестиваля «Дебаркадер», представляет его срез. Здесь собраны работы художников, которые в настоящее время активно занимаются искусством в Челябинске. Некоторые из них известны широкому кругу зрителей — Татьяна Сусь, Виктория Питиримова, Любовь Серова, Борис Чернышев. Есть и те, кто выставляется впервые.
— Мы не делали различий — мэтры или не мэтры, — добавила Марья Аникина. –Главный критерий при отборе — ярко выраженное творческое начало, индивидуальность. Эти художники творят не от случаю к случаю, а занимаются этим постоянно. У них есть свой подход, стилистика, они не подстраиваются под чьи‑то ожидания.
Возрастной разбег авторов — от 11 до 60 лет и старше. Самый молодой участник выставки — Егор Варгот. Его картины — «Африканский натюрморт» и «Мексиканский натюрморт» — соседствуют с работами родителей — Татьяны Варгот и Дениса Варгота. Это не единственная творческая династия на фестивале. Среди них — Борис и Иван Тряпицины, Леонид и Илья Надеждины, Николай и Артем Левшичи. Это говорит о том, что современное искусство в Челябинске имеет прочные корни, хорошую школу и родилось не на пустом месте, считает Марья Аникина.
Корни есть, а вот ветви, похоже, смотрят в разные стороны. Одна из отличительных черт выставки — полнейшая эклектика — и в плане форм, и в плане тематики работ. На фестивале представлены работы в самых разных техниках — инсталляции, мозаика, скульптура, живопись, графика. Темы тоже разнообразные, но понятные и близкие всем — дом, семья, любовь, природа, человек и среда.
Возвращаясь к среде
Как выяснилось, современные южноуральские художники не склонны к единству — каждый творит отдельно. Эта тенденция начала формироваться примерно в конце 80-х и особенно в тяжелые 90‑е годы прошлого века. Так что разговор о проблемах творческой художественной среды в Челябинске назрел давно. Именно поэтому организаторы фестиваля «Дебаркадер» планируют провести круглый стол с участием представителей других музеев города, Союза художников, самих авторов.
— Многие художники сегодня находят прикладное применение своему творчеству, — обозначила Марья Аникина один из вопросов предстоящей встречи. — Это оформление интерьеров, книг, эскизы, дизайн, куклы, мозаики — то, что можно коммерциализировать. Сегодня никто не может себе позволить просто творить для себя. Особенно это видно у молодых художников. Обучаясь, они уже ищут способы зарабатывать на своем творчестве.
Одним словом, поговорить будет о чем. Еще один вопрос, на который хотелось бы, если не найти ответ, то, по крайней мере, попытаться это сделать, связан с востребованностью современного искусства в Челябинске. Или спроса нет, потому что нет предложения? На этот вопрос попытаются ответить участники круглого стола.
Поделиться