Кисть «белых ворон». В челябинской галерее «Шиз-арт» есть работы и бездомных, и детей миллионеров
В феврале выставка галереи «ШизАрт», организованная Центром современного искусства, отправится в очередное путешествие по России. Создатель проекта, руководитель ЦСИ, детский психиатр Игорь Милованкин рассказал нам, с чего все начиналось, почему первые выставки проходили в заброшенных зданиях и для чего полезно выражать свои фантазии в рисунке.
- Ренессанс реальности. Галерея «ШизАрт» представит челябинцам новых авторов и их «взгляд со стороны»
- Живопись с нарушениями. Уральская суровость вдохновляет художницу из Магнитогорска больше, чем зелень Монмартра
— Не совсем так. Тогда появилось движение «Шизобразительное искусство» — социальный проект, призванный поддержать «белых ворон» — творцов, не принятых в академическом и массовом искусстве и — шире — в обществе в целом. Галерея «ШизАрт» как бренд появилась позже.
— Первая выставка, организованная движением, состояла из работ пациентов психиатрической больницы. Как вам удалось получить этот материал?
— Не всем известно, что в Челябинске есть музей истории психиатрии, созданный уникальным врачом, профессором Ларисой Александровой. В прошлом веке она использовала в своей работе прием, который сегодня назвали бы модным термином арт-терапия. Лариса Вячеславовна просила своих пациентов рисовать их переживания. С 1949 по 1981 год сформировалась коллекция почти из 300 рисунков. Большинство из них представляли интерес только для специалистов, но некоторые работы имели художественную ценность.
Я впервые увидел эту коллекцию в 1998 году и во время собственной психиатрической практики начал заниматься чем-то подобным. Впервые идея показать материал широкой публике возникла в 2010 году. Мы собрали выставку, которая состояла из 124 рисунков людей с психиатрическими диагнозами.
— В одном из интервью вы говорили, что «большинство ярких, творческих людей не имеют диагноза по одной простой причине: их еще не поймал психиатр». Это была шутка?
– Доля шутки в этом есть. Но уже на первой выставке ко мне стали подходить некоторые посетители, которые признавались: «Я рисую примерно так же. Я ненормальный?» Но это, конечно же, не так. Своими работами художники выражают чувства, эмоции, переживания, открывают душу. И каждый, кто смотрит на эти работы, может увидеть в них себя, признаться себе в чем-то, что отрицал раньше. Это большая внутренняя работа.
— Насколько востребовано такое творчество в Челябинске?
— Судите сами. На официальные площадки нас пустили далеко не сразу. Первая выставка прошла в заброшенном, полуразрушенном здании в промзоне на ЧМЗ. Помогли местные сталкеры. Потом мы выставлялись в бомбоубежище благодаря неожиданной помощи представителей МЧС. Только потом нас стали воспринимать серьезнее на уровне городской администрации. Не сразу, но удалось организовать выставку в краеведческом музее, после которой мы уехали в гастроли по России и до сих пор не можем остановиться.
— Почему такие сложности? Разве в Челябинске не воспринимают неформатные виды искусства? Краеведческий музей в декабре провел же фестиваль современного искусства «Дебаркадер». И вполне успешно.
— Да, но это все равно академическое искусство, признанное. Нас же критикуют, обвиняют в непрофессионализме, в том, что мы занимаемся глупостями, что такое искусство не приносит пользы. Но, знаете, порой смотришь на некоторые образцы академического искусства — вроде все правильно, технично, но чего-то не хватает. Жизни в этом нет. А ведь эти люди учат молодых художников и должны, по идее, вдохновлять молодых творцов. Но я не всегда вижу это в академическом направлении.
— Но ведь и у вас должен быть какой-то отбор. Есть ли критерии, по которым вы определяете художественную ценность авторов?
— Главный критерий, который мы используем при отборе, это, как мы его называем, «мурашки». Если картина будоражит, вызывает эмоциональный отклик, это к нам.
— Что участие в этом проекте дает молодым художникам помимо самовыражения?
— Самовыражение в данном случае самое главное. Мы не стремимся прославиться или прославить кого-то, сделать на этом деньги. Участникам проекта самовыражение помогает решить какие-то внутренние противоречия. К примеру, один из наших авторов, Олег Султанов из города Учалы, страдает пороком легких. Молодой человек просто не может выйти из дома: любая нагрузка или стресс могут привести к смерти. Он с детства находился на домашнем обучении, много рисовал. Врачи были уверены, что мальчик не доживет и до 18 лет. Сейчас ему 30, и он прекрасно себя чувствует. Творчество помогает ему жить.
Другой пример — челябинская художница, дочь одного авторитетного в Челябинске человека. Девушка отучилась в Кингстонском университете в Лондоне, окончила факультет дизайна, но при этом является нашим постоянным автором. В этом ее принципиальная позиция. Она не хочет, чтобы ее воспринимали только как дочь миллионера, и выражает себя неформатным способом, не боится быть собой.
— В заключение об итогах: что было сделано за эти годы и что еще хочется сделать?
— За пять лет существования нашей галереи мы собрали коллекцию более чем из 2000 работ художников из разных городов России. Кстати, стоит отметить, что в Уфе, Казани, Екатеринбурге, Ярославле нас встречают даже радушнее, чем в Челябинске. К нам поступали приглашения из Словакии, Венгрии, Прибалтики на фестивали современного искусства и различные совместные выставки. В данный момент две работы нашего автора Павла Яковлева выставлены в Лондоне на выставке «Россия без политики».
Одна из особенностей нашей выставки — это проходной билет, с которым вы сможете возвращаться к просмотру неоднократно. Картины на выставке очень глубокие и эмоциональные, поэтому психологически бывает сложно воспринять их суть за один раз. Такой билет позволяет посещать выставку в разные дни.
До конца зимы мы снова будем «гастролировать». А по возвращении планируем провести автомобильный фестиваль. Мы уже организовывали подобную акцию. В проекте были представлены необычные автомобили, которые отличаются от своих сородичей, сошедших с конвейера. Также в рамках наших выставок мы обязательно проводим поэтические и литературные вечера, творческие встречи, концерты и даже экспериментальные театральные постановки. Кто-то умеет рисовать, кто-то пишет стихи или музыку, а мы открыты для любого творчества.
Поделиться