Алексей Бетехтин: «В Челябинске появится свой Центр современного искусства»
Культурная жизнь в Челябинске не стоит на месте. Появляются новые проекты, развиваются традиционные направления, больше внимания уделяется современному, «неформатному» искусству.
- Двигатель искусства. Денис Мацуев привезет в Челябинскую область элиту академической музыки
- Евгений Левитан: «Музыкального конкурса такого уровня, как конкурс пианистов имени Нейгауза, на Урале еще не было»
— Алексей Валерьевич, хотелось бы вспомнить вопрос, который уже не раз поднимался на разных уровнях, но так и не получил развития: появится ли в Челябинске свой Центр современного искусства? Попытки сделать это предпринимались отдельными художниками еще в 90-х годах. Однако этому мешали разные факторы: то бизнес, то кризис, то невостребованность и равнодушие челябинцев. Сегодня что-то меняется в этом плане? Не было ли идеи создать новую площадку для современных творцов?
— Почему не было? Подобных идей как раз таки много. Вопрос в том, кто будет воплощать эти идеи. Я уже несколько раз говорил и повторяю снова, что министерство культуры — это не креативная организация, которая должна сыпать идеями. Но собирать и поддерживать их — наша обязанность. Опять же в силу возможностей. Вопрос о создании Центра современного искусства неоднократно обсуждался на разных уровнях — и с представителями бизнес-сообщества, и с властью. Все понимают, что это назревшая проблема. Современный мегаполис не может существовать без культурного пространства, на котором представлены самые разные направления. Были, к примеру, предложения переоборудовать в центр искусств троллейбусное депо. Но всегда находились причины, сдерживающие этот процесс. Думаю, что со временем количество желающих перерастет в качество и мы все-таки что-то сделаем в этом направлении.
— Не мешает ли реализации этих идей общая «инертная масса» — люди, которым не нужна культура как таковая? По сравнению с Екатеринбургом мы все-таки очень отстаем в отношении активности аудитории и качества культурной прослойки.
— Нам постоянно приводят в пример Екатеринбург. Но мы разные города с разным характером, разной историей и, к сожалению или к счастью, с разными возможностями. У нас другая ментальность, несмотря на то что между нами всего 200 километров. Я думаю, там больше возможностей для воплощения определенных культурных проектов. К примеру, у них есть концертный зал на 2-2,5 тысячи мест, а нам приходится задействовать для проведения эстрадных концертов театр оперы и балета и драматический театр. Это само по себе нонсенс. Эти площадки не приспособлены для таких выступлений. Из-за сравнительно небольшого количества зрителей предприниматели, которые организуют гастроли приезжих звезд, не могут снижать цены на билеты. А это, в свою очередь, не позволяет нам привозить таких артистов, которых могут позволить себе Екатеринбург и другие города.
— У нас и логистика другая…
— Именно. Если посмотреть с точки зрения расположения городов, у нас улицы шире, зато в Екатеринбурге культурных центров большей. Союз театральных деятелей у них располагается в отдельном здании. Так сложилось исторически. И в том же здании у них находится ресторан, где они проводят какие-то мероприятия для актеров, театральной богемы, для тех, кто поддерживает артистов. У нас такой возможности нет. У нас СТД ютится на втором этаже Камерного театра.
— А если судить по зрительской аудитории?
— Знаете, в каких-то позициях Екатеринбург изначально был сильнее, у него были более благоприятные условия для развития. Но по отзывчивости людей на культурные события у нас аудитория теплее. Это подтверждает опыт проведения таких проектов, как народный конкурс «Марафон талантов», Ильменский и Бажовский фестивали. В Екатеринбурге, кстати, пытались создать что-то подобное, но у них не получилось. При этом они постоянно ставят нам в укор то, что мы назвали наш проект именем Бажова. Я считаю, что эти претензии необоснованны, так как Бажов — это не свердловский, а уральский писатель и Южный Урал имеет к нему такое же отношение, как и Свердловская область.
Возвращаясь к аудитории, добавлю, что у нас люди отзывчивее, теплее, это видят авторы, поэтому сами мастера искренне и активно тянутся к нам, чтобы показать свое творчество, поделиться результатом своего труда с другими. Полтора года назад мы думали, что 500 участников Бажовского фестиваля — это предел. А в прошлом году их было в два раза больше. На этот раз мы планируем привезти зарубежных участников: из Чехословакии, Сербии. Фестиваль получит статус международного. Может, мы таким образом оправдываем название региона. Все-таки Урал у нас Южный. И люди у нас как-то теплее. Поэтому и некоторые проекты нам удаются лучше.
Поделиться