Евгений Гельфонд: «Фестиваль «CHELоВЕК ТЕАТРА» практически единственный в России позволяет зрителям стать частью театрального процесса»
Накануне фестиваля-лаборатории спектаклей малых форм «CHELоВЕК ТЕАТРА» его художественный руководитель Евгений Гельфонд посвятил нас в некоторые подробности предстоящего события и рассказал, чем спектакль, «сделанный сердцем» отличается от спектакля, «сделанного головой».
- «Полный артхаус» в Челябинске. 15 событий кинофестиваля, которые нельзя пропустить
- Алексей Бетехтин: «В Челябинске появится свой Центр современного искусства»
- От Кустурицы до «Васенина». В Челябинске ждут автора документального проекта, потрясшего весь мир
— К сожалению, они не смогли приехать по финансовым причинам. Все-таки время сейчас непростое, и не только в России, а формат нашего фестиваля не предполагает оплату проезда участникам. Но заявленные от них спектакли — это мощные работы, которые заслуживают интереса театрального сообщества — и российского, и мирового. Поэтому мы ждем эти театры на юбилейный фестиваль в 2017 году. Многие из них уже просят точно подтвердить их участие и начинают готовиться.
— Тогда давайте поговорим о тех, кто все-таки приедет в Челябинск. Что ждет зрителей четвертого фестиваля «CHELоВЕК ТЕАТРА»?
— В этом году получилось так, что в афише много спектаклей, предназначенных для широкого круга зрителей, а не только для специалистов театрального дела. Несколько меньше, может быть, чем в другие годы, будет экспериментальных работ. Но от этого программа не слабее, чем обычно. Назову некоторых участников.
Прежде всего, это лауреаты премии «Золотая маска». Среди них Коми-Пермяцкий драматический театр им. М. Горького со спектаклем «Саня, Ваня, с ними Римас» по пьесе В. Гуркина. Наш традиционный участник, который снискал особую любовь челябинского зрителя, — театр «У моста» из Перми — представит спектакль «Череп из Коннемары». Академический театр драмы им. М. Гафури покажет свою совместную с казахским автором работу — пьесу «Джут», поднимающую проблему голода в Казахстане.
Будет ряд участников из Средней Азии. Артисты Молодежного театра им. Вахидова из Душанбе привезут спектакль по пьесе А. Камю «Недоразумение». Причем играть они будут на таджикском языке. Этот театр уже принимал участие в нашем фестивале и покорил нас необыкновенной актерской игрой, абсолютно самобытной и ни на что другое не похожей театральной школой. Театр из Узбекистана представит спектакль по пьесе французского драматурга Э. Ассу «Крутые виражи».
Челябинскую область в этом году будут представлять три театра: это златоустовский «Омнибус», озерский «Наш дом» и мы, Новый художественный театр.
— Встречи с критиками, которые будут проходить на следующий день после каждого спектакля, это отдельное представление…
— Да, и прийти на него могут и зрители, хотя разговор пойдет среди профессионалов и для профессионалов. Но в том и заключается идея нашего фестиваля: нам хочется, чтобы зрители, интересующиеся театром, ощутили причастность к нашей профессиональной среде, чтобы был взаимный процесс, обмен. На самом деле в России сегодня не так много таких фестивалей, где зрители могут прикоснуться к театральным технологиям актерской игры, войти в профессиональную среду, узнать, как делаются спектакли.
— Кто примет участие в «критических» баталиях?
— Во-первых, это Нина Мазур из Германии, театровед, театральный критик, вице-президент Международного форума монотеатра при Международном институте театра (ЮНЕСКО). Также к нам приедут Татьяна Котович из Беларуси, доктор искусствоведения, профессор, театральный аналитик, Нина Шалимова, доктор искусствоведения, профессор Российского университета театрального искусства, член Комиссии по театральной критике СТД РФ, Александр Вислов, председатель экспертного совета Национальной театральной премии «Золотая маска», старший научный сотрудник Государственного института искусствознания. Впервые в этом году к нашим экспертам присоединится Капитолина Кокшенева, профессор, литературный и театральный критик, старший научный сотрудник Института мировой литературы РАН.
— Зрители увидят 13 работ. Эти спектакли — лучшие из лучших. Какими критериями вы руководствовались при отборе?
— Главным критерием для меня и моих коллег является максимальное выражение режиссерского замысла через артиста: насколько актер виртуозен, тонок, как он проводит идею автора, режиссера через свою игру. Для нас это крайне важно. Я вижу, сделан ли спектакль сердцем или конъюнктурно — головой. Для меня это единственный критерий. Если спектакль сделан от сердца, значит, это имеет отношение к искусству, и актер сможет передать смысл пьесы своей игрой. В отношении конъюнктурных постановок, а таких сегодня довольно много, трудно говорить об искусстве. Эти работы нас уже не трогают. И это естественно, ведь если работа не трогает самих создателей, то она никого не заденет, и обсуждать будет просто нечего.
Поделиться