Ирина Евтеева: «Студенты боятся быть молодыми щенками, а не старыми райскими птицами»

4 Марта 2016 Автор: Екатерина Сырцева
Ирина Евтеева: «Студенты боятся быть молодыми щенками, а не старыми райскими птицами»

Челябинские киноманы на большом экране смогли увидеть анимационные шедевры, созданные санкт-петербургским художником и режиссером Ириной Евтеевой в особой технике светоживописи. Ее последняя работа — картина «Арвентур» — стала одним из победителей фестиваля авторского кино «Полный артхаус».

После премьеры челябинцы пообщались с Ириной Евтеевой, которая попыталась объяснить Евтеева-Ирина_.jpgхитросплетения своей особой техники перевода видеоизображения в цвет и картинку, рассказала о том, чем «грешат» студенты кинематографических вузов, и можно ли попасть в Арвентур — страну, созданную фантазией писателя Александра Грина, в которой жизнь настоящая соседствует с миром воображаемым.

Сон о пути

Откуда я беру эти образы? Я такие сны видела. В 22 года мне приснился сон, где было такое изображение — и живописное, и натуральное. Залив, скачущие кони, шиповник. А я все это наблюдала сверху. Мне понравилось. С тех пор я пытаюсь повторить то, что я тогда увидела. Пока не очень получается, но я стараюсь. Почему я стала художником? Так получилось. Когда я была студенткой, мне было лень ходить с камерой на улицу. Я все надеялась, что оно само как‑нибудь снимется, а оно не снималось. (Улыбается.) К тому же у меня была любительская камера, да еще без винта, которым ее можно было бы прикрепить к штативу, — приходилось приматывать эластичным бинтом. Я решила попробовать анимацию. Моя дипломная работа — картина «Черная дыра» — рассказывает о том, как на землю с неба упала звезда, и каждый человек пытался приспособить ее под себя. И только один из них знал, что с помощью звезды можно летать…

Фильмы-фантазии

Сначала идут съемки — натурные и павильонные. Это самый короткий период работы. Затем начинается основная, анимационная съемка самой картины. Я прорисовываю каждый кадрик, смешивая на стекле разные проекции, наношу краску на стекло, подсвечиваю получившееся изображение светом. Для этого я использую порядка 40 лампочек, различные фильтры, с помощью которых манипулирую изображением.

Анимация vs. Кинематограф

Я написала книгу «О взаимодействии киновидов», которая посвящена синтезу разных видов кино. В ней я показываю взаимосвязь между анимацией и кинематографом. Для меня это, по сути, одно и то же. Игровое кино заигрывает с документальным и наоборот. Анимация имитирует это, но делает все чуть-чуть по-своему.

Об ошибках молодых

Студенты кинематографических вузов, которые учатся сегодня на режиссеров и сценаристов, боятся быть самостоятельными, быть молодыми щенками, а не старыми райскими птицами. Они хотят сразу заниматься жанровым кино и зарабатывать деньги. А так не бывает. Каждый художник должен работать из себя, а не только потреблять. Поэтому очень ценно, если попадается человек, для которого искусство — это не продукт потребления, который можно съесть или которым можно голову помыть. Человек, для которого искусство — это форма восприятия мира, способ открытия себя. В кино можно сказать то, что в обычной жизни не произнесешь вслух, потому что это станет банальностью. Поэтому нужно быть честным и храбрым в профессии.

Безграмотные творцы

В наше время было престижно быть умным, читать книжки, хвастаться тем, что ты сумел достать «Мастера и Маргариту» или братьев Стругацких. Сейчас все доступно. Но студенты перестали читать. Зато больше смотрят видео, более креативно мыслят. Поэтому мне приходится уже от этого идти к книге. Неприятно, что студенты безграмотны, пишут с грамматическими ошибками. В одной рецензии на мультфильм «Ежик в тумане» студент постоянно писал «маленький еж», потому что, как потом выяснилось, он не знал, как писать правильно — «еженок» или «ежонок».

О волшебстве в реальности

Арвентур — это чудесная страна, куда не каждый может и не каждый достоин попасть. То, что я создала об этом фильм, не значит, что я выступаю за то, чтобы полностью отстраниться от реальности, уйти в иллюзии. Такого не бывает, и я не собираюсь этого делать. Да, мне не особо интересны социальные темы. Сегодня много людей, которые хорошо справляются с этими и без моей помощи. Но все-таки, мне кажется, люди должны верить в Арвентур. Если бы я не верила, я бы не делала свои картины.

О будущем

Сейчас я работаю над картиной, посвященной русскому поэту-авангардисту Хлебникову. Она называется «Творения, или 4 Ка Велимира Хлебникова». Там много птиц, деревьев. По сюжету, древнеегипетский фараон Эхнатон передает главному герою, Поэту, свое Ка — жизненную силу человека, которая существует отдельно от него, некая материализованная душа. Формально действие относится ко временам Первой мировой войны, но герои будущей картины, а вместе с ними и зрители, окажутся в Древнем Египте, в Сирии. А главный лирический герой пройдет через кармические перевоплощения. Этот 39-минутный фильм мы планируем выпустить в конце 2017 года.

Для справки

Ирина Евтеева — художник, режиссер, мультипликатор с мировым именем. Преподает кинодраматургию в Санкт-Петербургском университете культуры и искусств, профессор, кандидат искусствоведения. Является автором десяти фильмов, выполненных в смешанной анимационно-игровой технологии. Большинство работ Ирины Евтеевой отмечены престижными наградами и призами, самая крупная из которых — «Серебряный лев» 59‑го Венецианского фестиваля за фильм «Клоун» (2002 год).

Поделиться

26.04.2024 | 13:24
В Челябинске наградили победителей XV Премии «Андрюша»

Как одаренным детям помогают стать мировыми звездами.

25.04.2024 | 11:23
В Челябинске откроют первую выставку из фондов Пушкинского музея

Во время «Российской креативной недели – Урал» достигнуто предварительное соглашение о сотрудничестве Челябинского музея изобразительных искусств со знаменитым Пушкинским музеем.

30.10.2019 | 11:35
Выстрел в себя. Александр Черепанов ставит спектакль о лидере рок-группы Nirvana

Ноябрьскую премьеру «Курт» в драмтеатре имени Наума Орлова определяют как эксперимент. В спектакле, посвященном Курту Кобейну, не будет прямых указаний на его биографию.

21.10.2019 | 16:04
Пойти на риск. Что ждать челябинским зрителям от Камерного театра

С 17 по 23 октября в Челябинске прошел театральный фестиваль «Камерата». Проводится он с 1992 года. Начинался как фестиваль спектаклей только Камерного театра. Теперь это проект международного уровня, представляющий лучшие современные постановки из столиц и регионов России, из европейских театров.

Новости   
Спецпроекты