Была ли Вера? Челябинские эксперты разгадывают тайну картины любимой художницы Сталина
Наталья Козлова, старший научный сотрудник Музея изобразительных искусств, ведет работу по определению авторства живописного произведения, которое с 2001 года хранится в запасниках музея.
- Мистическое откровение. Уральская художница представила свое видение древнерусских сказаний и легенд
- Известность неизвестного. Челябинским искусствоведам удалось определить автора безымянной картины
Картина была передана музею вдовой уже ушедшего из жизни челябинца, в прошлом руководителя одного из челябинских предприятий. Женщина поведала искусствоведам, что эту работу ее мужу подарила сама Вера Мухина, выдающийся советский скульптор, автор известного монумента «Рабочий и колхозница», ставшего ярчайшим символом своей эпохи. Теперь специалистам предстоит выяснить, так ли это на самом деле.
Натюрморт без подписи
По словам Натальи Козловой, которая возглавила работу по атрибуции картины, для художественного мира эта находка имеет особое значение. Дело в том, что до сих пор не было известно о живописных работах Веры Мухиной 1930-1950-х годов. Подобных произведений нет ни в Третьяковской галерее, ни в Русском музее, где широко представлено творчество известного скульптора. Также сотрудниками Челябинского музея изобразительных искусств был отправлен запрос в Феодосию, где Вера Мухина жила в девичестве и училась в художественной гимназии. Но ответа пока нет.
Удалось выйти и на правнука художницы Алексея Веселовского. Сегодня он сам художник, но загадочная история с натюрмортом особого интереса у него не вызвала, и в разговоре он высказал сомнения в том, что эта работа может принадлежать кисти его прабабушки. Но челябинские искусствоведы уверены в обратном.
Предположительно данная работа была написана Верой Мухиной в годы Великой Отечественной войны, когда она вместе с другими московскими художниками была эвакуирована на Урал, в Каменск-Уральский. Там Мухина работала в клубе при Уральском алюминиевом заводе. И там же состоялась встреча скульптора с человеком, который помог ей и ее семье. И которому в благодарность она написала и подарила этот натюрморт. Но для окончательного подтверждения этой версии еще потребуются дополнительные изыскания.
Почти детектив
Судьба Веры Мухиной заслуживает особого внимания. По имеющимся воспоминаниям можно сказать, что художница с особым трепетом относилась к своей семье. Муж, военный врач Алексей Замков, если верить открытым источникам, консультировал таких видных политиков и деятелей культуры, как Климент Ворошилов, Семен Буденный, Вячеслав Молотов, Михаил Калинин, Клара Цеткин, Максим Горький. Выдающийся специалист, разработчик уникального гормонального препарата для мужчин, в сталинскую эпоху Алексей Замков, как и многие другие талантливые и неординарные люди, подвергался гонениям со стороны власти. Поэтому, пользуясь своим неофициальным статусом любимой художницы Сталина (у Мухиной было пять Сталинских премий), Вера Игнатьевна делала все, чтобы защитить своего мужа и семью. Так что вполне вероятно, что на Урал Мухина попала не в связи с эвакуацией, а из-за ссылки любимого мужа.
Рассказывая о личной и творческой биографии Веры Мухиной, Наталья Козлова отметила, что художница удивительным образом сочетала в себе монументальность и женственность. И это, безусловно, нашло отражение в ее творчестве. Вера Мухина — уникальная женщина-художник, которая творила в экстремальных условиях, оставаясь при этом и заботливой матерью, и женой, и хранительницей семейного спокойствия и благополучия.
Чтобы не было соблазнов…
Но все имеющиеся на сегодняшний день версии событий только предстоит выяснить и подтвердить. Наталья Александровна добавила, что друг семьи бывших владельцев этого натюрморта (их лечащий врач) подтвердил версию дарения Верой Мухиной намеренно не подписанного натюрморта. Он также утверждает, что картина была передана со словами: «Чтобы не было соблазнов…».
— Я могу остановиться на том, что перед нами картина, которая, по устной семейной легенде, написана Верой Мухиной, — завершила нашу беседу Наталья Козлова. — И все же множество нюансов происхождения этого эксклюзивного подарка взывают к тому, чтобы разобраться до конца с этой историей. И это важно с точки зрения не только искусствоведческой науки, но и исторической.
Первые результаты этого полудетективного исследования Наталья Козлова представит на Всероссийской научно-практической конференции «Музей и война: судьба людей, коллекций, зданий», которая проводится Екатеринбургским музеем изобразительных искусств совместно с Государственным Эрмитажем. В рамках этого мероприятия старший научный сотрудник Челябинского музея изобразительных искусств обсудит с коллегами возможности дальнейшей атрибуции картины.
Поделиться