Вадим Эйленкриг о том, почему джаз — это свобода, секс и глубина

5 Апреля 2016 Автор: Екатерина Сырцева Фото: Вячеслав Шишкоедов
Вадим Эйленкриг о том, почему джаз — это свобода, секс и глубина

В рамках фестиваля музыкального юмора, который с блеском и, не поверите, юмором и неподдельными улыбками зрителей прошел в Челябинской филармонии, свое мастерство игры на трех клапанах показал яркий российский музыкант Вадим Эйленкриг.

Речь, конечно же, о трубе. Инструмент этот известен каждому. В голове сразу возникают ассоциации и с юными пионерами, и с бравыми кавалеристами, и с вагнеровским «Тангейзером», в котором одновременно прозвучали 12 труб. А вот что такое джазовая труба, в чем непредсказуемость и свобода джаза и как его «правильно» слушать? Об этом нам рассказал Вадим Эйленкриг.

Сочетание несочетаемого

— Почему вы выбрали трубу?

Вадим-Эйленкриг.jpg— Когда я учился игре на фортепиано, родители хотели, чтобы моим вторым инструментом был саксофон. Но он казался мне настолько технически сложным, там такая трудная аппликатура (способ постановки и переборки пальцев на музыкальном инструменте. — Прим. авт.). В отличие от трубы, которая, как я думал,  совсем простой инструмент, ведь там всего три клапана. Весь комизм ситуации в том, что я искал, где будет проще, а нашел, где тяжелее. Потому что впоследствии выяснилось, что то, что на саксофоне достигается с помощью аппликатуры, на трубе делается при помощи… магии. Так что каждый трубач немного волшебник.

— Когда возникает какая‑то сложная или безвыходная ситуация, обычно говорят: «Дело — труба». Не задумывались, почему?

— Я не знаю. Смотря, о какой трубе речь. Ведь есть еще печная труба, труба «Газпрома», в конце концов. Я для себя объясняю это тем, что труба — один из самых трудных для освоения инструментов. Поэтому — труба.

— У вас есть весьма неожиданные совместные проекты и с музыкантами, и с шоуменами, например, с Тимуром Родригезом. Вы сочетаете джаз и с роком, и с электроникой, и с другими стилями. Откуда такая тяга к экспериментам?

— Я вообще несочетаемый человек. Судите сами: джазовый музыкант, ведущий телеканала «Культура», который 30 лет ходит в тренажерный зал, качается и весь в татуировках. Все это  взаимоисключающие вещи. Такой вот мерзкий характер. Я люблю все, что не сочетается.

— Что нужно, чтобы стать хорошим джазовым музыкантом?

— Стремление к свободе. Джаз — это свобода сознания. У классического музыканта все написано в нотах. Его задача — разучить их и добиться идеального исполнения. Это прекрасно. Но, к сожалению, классический музыкант не может добавить к исполняемому произведению собственную индивидуальность, изменить ритм, темп, мелодию по своему желанию. И только джазовый музыкант может одно и то же произведение сыграть по-своему: быстрее, чем написано у автора, более грустно, может обыграть какие‑то моменты, где‑то  промолчать или заменить музыкальную фразу на цитату из другого произведения.

Сказочный джаз

— Какова роль музыки во время кризисов? И как кризис влияет на творчество музыкантов?

— Когда рушатся политические и экономические связи, культура — это то, что продолжает нас объединять. А вообще кризис — это прекрасное время для артистов, потому что это момент рефлексии, когда они могут придумать новые творческие проекты. В итоге кризис рано или поздно кончится, а у тебя будут новые идеи. В отличие от человека, который все это время тратил силы на поиски денег. Вот этот фестиваль юмора и джаза тоже ведь родился благодаря кризису.

— Раз уж мы вспомнили о музыкальном юморе — можно ли развить чувство юмора?

— Есть шикарная фраза: «С желчным пузырем рождается каждый, а с чувством юмора — далеко не все». Но, я думаю, развить можно. Чувство юмора свидетельствует об интеллектуальном развитии человека. Я уверен, что, если во время концерта кто‑то из музыкантов упадет и помнет инструмент, кто‑нибудь в зрительном зале обязательно засмеется. Но это же не чувство юмора. Чувство юмора появляется после того, как человек прочитал определенные вещи, пообщался с определенными людьми, пережил что‑то на своем опыте.

— Какими тремя словами вы бы описали джаз?

— Я могу это сделать одним словом. Свобода. Только свобода… Не знаю. Секс. Глубина. Чтобы понимать джаз, чувствовать его, нужно быть глубоким человеком, потому что каждый раз это что‑то новое. В джазе ты никогда не знаешь, о чем будут говорить музыканты своим выступлением, как это прозвучит на этот раз. На десяти разных концертах одна и та же композиция может быть исполнена джазовым музыкантом абсолютно по-разному.

— То есть джаз — это музыка для подготовленных слушателей?

— Как сказать… Джаз, как направление в музыке, что‑то взял от разных стилей и жанров. Он родился не на хлопковых плантациях, где работали афроамериканцы, как многие считают. Джаз появился, когда в Америку из Европы, в том числе из России, приехали величайшие классические музыканты, которые привнесли в джаз европейскую гармонию. Поэтому в этой музыке каждый находит что‑то свое. Кто‑то джаз чувствует, кто‑то его понимает. Но лучше его чувствовать, конечно. Это как детские сказки. Они необязательно должны заставлять ребенка думать. Они должны научить его чувствовать. Поэтому, когда неподготовленный слушатель приходит на джазовый концерт, ему нужно постараться почувствовать, а не головой пытаться понять. Вообще в жизни всегда нужно чувствовать.

Поделиться

Вчера | 18:17
Маша и ее роли. Звание и юбилей актрисы Камерного театра

В самом названии Челябинского камерного театра уже заложено, что он маленький. Это так, если брать в расчет количественный состав труппы и квадратные метры помещений.

26.04.2024 | 13:24
В Челябинске наградили победителей XV Премии «Андрюша»

Как одаренным детям помогают стать мировыми звездами.

30.10.2019 | 11:35
Выстрел в себя. Александр Черепанов ставит спектакль о лидере рок-группы Nirvana

Ноябрьскую премьеру «Курт» в драмтеатре имени Наума Орлова определяют как эксперимент. В спектакле, посвященном Курту Кобейну, не будет прямых указаний на его биографию.

21.10.2019 | 16:04
Пойти на риск. Что ждать челябинским зрителям от Камерного театра

С 17 по 23 октября в Челябинске прошел театральный фестиваль «Камерата». Проводится он с 1992 года. Начинался как фестиваль спектаклей только Камерного театра. Теперь это проект международного уровня, представляющий лучшие современные постановки из столиц и регионов России, из европейских театров.

Новости   
Спецпроекты