Любовь к чуждому. Проект Landscape челябинского художника Анастасии Богомоловой
Речь пойдет не о мастер-классе и не о том, что делать, если дома накопилось много старых вещей, а выкидывать их рука не поднимается.
- Степени свободы. В картинной галерее Челябинска представили уникальные объекты Николая Панафидина
- Космос сверху. В галерее современного искусства ОkNо показали уральские красоты с высоты птичьего полета
- В Челябинске в арт-галерее ОкNо проходит выставка «Оболочка свободы. Сломано / Сделано»
Ландшафты памяти
Идея проекта неожиданным образом возникла после переезда Анастасии Богомоловой в дом к родителям мужа.
— В тот момент я оказалась в окружении вещей (а вместе с тем и опыта), которые были мне чужими, даже чуждыми, непонятными, — рассказывает автор проекта. — Тогда я сделала эти вещи объектом моего исследования. По ходу работы я с ними сроднилась, мне стало комфортно в их окружении. Я их действительно полюбила. Хотя сначала у меня был критический взгляд на накопительство. Поэтому для меня этот проект не только о конкретном архиве, о понятии архива вообще, но это исследование ландшафта чужой памяти. В конечном счете для меня это проект о любви.
В финальном варианте выставка-инсталляция получила название Landscape (с англ. «пейзаж, ландшафт»). Изначально проект назывался иначе, да и концепция его была другой, более жесткой и критичной. Окончательно содержательная и смысловая части сформировались перед самым открытием экспозиции, которое состоялось в галерее современного искусства «ОкNo». С этим культурным пространством Анастасия Богомолова сотрудничает уже несколько лет.
— В первый раз я пришла сюда в 2007 году, — вспоминает художник. — Именно здесь я увидела инсталляцию «Оцифровка воды» екатеринбургской арт-группы «Куда бегут собаки». По сути, это было мое первое знакомство с современным искусством, привлекшее внимание к этой среде и форме высказывания.
При этом еще с детства у Анастасии Богомоловой проявился интерес к исследованию темы архива. Она с увлечением разглядывала старые семейные снимки, пытаясь разгадать стоявшие за ними истории. В 2010 году простое рассматривание фотографий превратилось в настоящее исследование с интервьюированием родственников, изучением темы памяти, а также формата фотокниги.
Все не так просто
У Анастасии Богомоловой особое отношение к фотографии. Вот как она сама говорит об этом:
— Мне неинтересно работать с фотографией как таковой, как с отдельным отпечатком. Мне все время хочется преодолеть плоскость фотографического изображения. Поэтому я работаю с инсталляцией, которая позволяет мне дополнить и оживить фотоизображение, преодолеть его рамку.
На выставке Landscape крупноформатные фотографии, интересные сами по себе, размещены вместе с реальными объектами — теми самыми вещами родственников мужа. Среди них — пластмассовые фигуры слонов и бегемотов, сушеный крокодил, аквариум, ковры, старая и новая одежда… Все эти вещи как будто вываливаются из фотографий, оказываясь в трехмерном пространстве. В то же время сам автор проекта помещает себя в фотографическую плоскость, оказываясь на снимках в окружении чужих для нее когда-то вещей.
— Если смотреть поверхностно, то может показаться, что художник просто зафиксировал часть своей жизни на фото и дополнил это реальными бытовыми предметами, — говорит о концепции инсталляции куратор проекта, арт-директор галереи современного искусства «ОкNo» Светлана Шляпникова. — Казалось бы, в чем здесь смысл? А смысл в том, что автор превращает простые жизненные ситуации в материал искусства. Вещи перестают быть только материальными, бытовыми ценностями и, попадая в новый контекст, трансформируются в объекты искусства. Это тот же принцип, по которому реальный пейзаж становится картиной у художника-живописца, только в других формах изобразительного искусства.
В проекте Landscape Анастасия Богомолова наделяет привычные предметы новыми смыслами и утверждает, что сделать это возможно даже в самом обыденном контексте — в пространстве своего дома.
— Один из фрагментов инсталляции — это фотография комнаты в том состоянии, в котором она была, когда я с мужем только переехала в общий дом семьи, снимок того самого чуждого мне когда-то пространства, — рассказывает Анастасия Богомолова. — Сейчас там находится моя мастерская. Тем самым я хотела показать, что мы сами можем изменить внутренний ландшафт нашего дома, решить, каким он будет, и сделать его интересным.
Увидеть инсталляцию Landscape можно до 3 декабря в галерее современного искусства «ОкNo» (ул. Сони Кривой, 79а). Во время работы выставки в дни своего пребывания в галерее Анастасия Богомолова осуществит перформанс в пространстве экспозиции. В финальной его части, которая состоится на финисаже, смогут принять участие и посетители выставки.
Еще одним специальным событием станет лекция Анастасии Богомоловой «Маленькая вера: фотография как инструмент мистификации», которая состоится 25 ноября. В центре внимания — работы фотографов, которые искусно подвергают сомнению фотографическую правду и осознанно манипулируют зрителем. Автор лекции представит конкретные примеры проектов-мистификаций, называемых документальным фикшеном.
Галерея работает с понедельника по пятницу с 15:00 до 19:00 и в субботу с 14:00 до 18:00.
Поделиться