Прилетевший на облаке. Самый именитый клоун мира вышел на челябинскую сцену
Не правда ли, странное наблюдение: пятидесятилетний Андрей Жигалов с лицом, вдруг напоминающим… двадцатилетнего Владимира Высоцкого. Но это вовсе не потому, что он лицедей.
- Марк Лейвиков: «У меня есть что-то общее с Мюнхгаузеном»
- Евгений Гельфонд: «Мы начинаем верить собственной лжи»
Хотя именно так нередко называют клоунов. Но слово это менее всего подходит Андрею Жигалову. Он просто живет так. Ведет себя так. Видит мир так. И маски ему никакой не нужно. И потому во всем мире он известен как «клоун без грима». В истории кинематографа были известны такие уникальные случаи «не игры». Вспомните гений Иннокентия Смоктуновского, позволявший ему просто существовать в кадре — без какой либо искусной актерской игры!
Но спектакль предполагает все-таки игру, актерство. Неслучайна перекличка с названием фильма Николая Досталя «Облако-рай». И так же, как в той трагикомедии, ставшей визитной карточкой Жигалова, клоун становится органической частью спектакля «А у нас во дворе. Облако-рай», поставленного режиссером Вячеславом Харюшиным по пьесе завлита Челябинского молодежного театра Юрия Сычева.
Но так же, как и всегда, он и здесь выступает без грима, в своих узнаваемых нелепо огромных бежевых штанах и в своем коротеньком черном пиджачке. Сцена увязывает его в одной упряжке с Михаилом Яковлевым. Ведущий артист Челябинского камерного театра, заслуженный артист Российской Федерации Михаил Яковлев на протяжении полутора часов пребывает в роли Деда Мороза.
Коля, он и есть Андрюха
По замыслу Юрия Сычева, два основных героя почти братья. В своем старом родном дворе они встретились, чтобы отпраздновать день рождения своего общего папы. Но папа лишь ключик к воспоминаниям, которые уже потекли рекой, как только открылись шлюзы. Из-за пазухи появляется поллитровка, под грибком в песочнице привычно нашаривают стакан, но он почему-то не найден («сейчас перестали пить»). Его услужливо подает третий персонаж пьесы, словно известный булгаковский герой, соткавшийся из воздуха. Правда, это не «прозрачный гражданин», а гражданка, надеющаяся заполучить в обмен на стакан пустую бутылку, «чтобы потом сдать».
Вжиться сразу в несколько женских в образов: соседки по двору, зрелой учительницы, девчонки из советских 60-х — сложненькая задачка для молодой немецкой актрисы Зои Рифиниус. Но ее челябинский дебют с полузабытым советским колоритом и на довольно сносном русском языке был похвально смелым и, кажется, вполне удался.
Но что-то не пьется ребятам, несмотря на душевную ностальгию, которая уже захлестывает их, словно яркие вспышки магния, в виде картинок из общего прошлого: шумный сосед-милиционер, первая гитара с сигаретой в зубах, и одноклассница, в которую они были оба влюблены… Узнаваемый город (конечно же, Челябинск!), до боли узнаваемые песни… При этом автор предупреждает, что «спектакль основан на реальных событиях, но все совпадения с действительностью случайны». Вот как? Так ли уж случайны?
Между тем многое по сюжету пьесы совпадает с реальной жизнью Андрея Жигалова, родившегося в 1966 году Челябинске и здесь же учившегося в профессионально-техническом училище, работавшего сварщиком на заводе. Потом были два года в армии. А потом в спектакле Коля (то есть это и есть сам Жигалов) отправляется в столицу, чтобы стать клоуном. А соседские бабули во дворе потешались: «Кто, Коля? Да кому он там нужен-то, в Москве!» Но вот, значит, нужен оказался: из 400 абитуриентов со всей страны в столичное эстрадно-цирковое училище приняли только двух. В том числе и Колю из Челябинска…Точнее, Андрюху Жигалова. И это в начале 1990-х, в самое смутное время…
Клоун, он как ребенок!
Так вот и пел свои песни и вспоминал вместе с челябинскими зрителями те уже далекие годы этот дворовый парнишка с ЧТЗ Андрей Жигалов. Пел и вспоминал, плакал и смеялся…
Особенно хорош он был в двух эпизодах спектакля, которые можно было бы воспринимать как совершенно самодостаточные номера пантомимы. Вот здесь-то он блистал во всем своем великолепии! И оставалось только позавидовать сидевшим в первых рядах — тем, кто наслаждался филигранной, просто мультипликационной жестикуляцией и уморительной мимикой Андрея. Какой шикарный актер немого кино мог бы получиться, родись он в начале прошлого века! Но при этом со всей очевидностью становилось понятно: это все-таки больше клоун, чем актер. Значительно больше!
Да и сам герой Андрея Жигалова вопрошает: а что, разве клоун чем-то хуже других? Клоун — это двойное лицо.
Это отражение нормального человека. Ты смотришь на него и смеешься над собой. И становишься лучше. Клоун, он же как ребенок — чистый и светлый. И совершенно незащищенный. Таким в жизни труднее всего…
Поделиться