Реконструкция оперы. Что готов предложить зрителям челябинский театр оперы и балета в новом сезоне

17 Июля 2017 Автор: Екатерина Сырцева Фото: Владлена Шваб
Реконструкция оперы. Что готов предложить зрителям челябинский театр оперы и балета в новом сезоне

Одним из самых ожидаемых творческих подарков, который Челябинский театр оперы и балета им. М.И. Глинки преподнесет своим зрителям в новом сезоне, станет балет «Пахита» в постановке Юрия Клевцова.

Напомним: литературной основой либретто является новелла Мигеля Сервантеса «Цыганочка», главные музыкальные темы написаны в 1846 году Эдуаром Дельдевезом и Людвигом Минкусом. Хореография балета в ее изначальном виде не сохранилась. Поэтому целиком — в трехактном варианте — «Пахита» предстает перед зрителями редко.

Самую знаменитую сцену балета — «Гран па» на музыку Минкуса, апофеоз спектакля — артисты челябинского оперного театра представили в 2008 году в рамках проекта «Золотой век русского императорского балета». Спустя более 10 лет, в феврале 2017 года, началась большая работа по созданию совершенно новой «Пахиты», за которую взялся главный балетмейстер театра Юрий Клевцов. Его версия будет кардинально отличаться от того, что было показано Пьером Лакоттом в Grand Opéra в 2013 году и Юрием Смекаловым в Мариинском театре в марте 2017 года.

Авторы премьерного спектакля обещают зрителям уникальную хореографию, оригинальное либретто и композиции Дриго и Сен-Санса, которые дополнят музыку Минкуса и Дельдевеза. Над визуальным воплощением художественного замысла работает академик Российской академии художеств Дмитрий Чербаджи.

Что еще ждет нас в новом сезоне, чем живет челябинский театр оперы и балета, что делают в нем дети, почему в Челябинск едут молодые артисты из столицы, что изменилось с появлением попечительского совета — обо всем этом мы узнали у директора челябинского оперного Владимира Досаева.  

Экспериментальная классика

— Владимир Александрович, какие еще новинки украсят афишу в новом сезоне?

— Мы начали «реконструкцию» оперы «Князь Игорь». Это будет совершенно новый спектакль, который, надеемся, заживет другой жизнью. Будет изменена сценография, режиссерское решение. Екатерина Василева уже приступила к работе. Новую оперу представим в ноябре.

— В связи с чем было принято такое решение?

— Мы понимаем, что желание зрителей приходить к нам в театр зависит от качества спектаклей. И мы над этим работаем. Еще один момент: наш зритель помолодел, что нас очень радует.

В плане репертуарной политики мы сохраняем приверженность классике, за что нас не то чтобы ругают, но высказывают замечания по поводу того, что у нас мало современного направления. С другой стороны, мы оставляем место и для экспериментов. В нашем репертуаре нет кондовой советской классики, представлена и неоклассика. Поэтому мы и решили обновить и улучшить оперу «Князь Игорь». Параллельно Екатерина Василева работает над еще одной новой постановкой — оперой «Дон Паскуале». Опять-таки это тоже не будет чистая классика. Екатерина Василева тем и отличается, что создает оригинальные, экспериментальные вещи, в чем мы убеждаемся на примере «Фауста» и «Жанны д’Арк».

— 8 декабря состоится премьера детского мюзикла, работу над которым возглавила Екатерина Василева. Это первый подобный опыт для театра?

— Мы действительно никогда ранее не ставили мюзиклов в чистом виде, тем более с таким количеством детей. Проект реализуется при поддержке попечительского совета и дирекции Челябинского трубопрокатного завода. Юные участники проекта набирались в ходе кастинга, который проводился детской студией под руководством Бориса Каплуна. Он же и приглашенные им педагоги будут заниматься с детьми. Со взрослыми артистами работает Екатерина Василева и ее команда из Москвы: художники, балетмейстеры, композиторы, аранжировщики. Специально для мюзикла будут написаны оригинальные музыкальные вариации и либретто. Это современная история про девочку, которая попадает в разные сложные ситуации, связанные с вхождением во взрослую жизнь, взаимоотношениями с другими людьми. Если продолжить разговор о детских проектах, то стоит добавить, что хореограф Юрий Выскубенко готовит балетную сказку — либо «Буратино», либо «Доктор Айболит».

Расширяя границы

— Вы упомянули попечительский совет. Что дает это сотрудничество? Реальная ли это поддержка?

— Процесс взаимодействия еще отрабатывается, но уже два крупных проекта запущены в работу. Это детский мюзикл, о котором мы только что говорили, и строительство нового помещения театра — двухэтажного пристроя на месте старых железных ангаров, где раньше в совершенно неприемлемых условиях хранились декорации. На первом этаже нового здания будет располагаться склад для декораций, оборудованный системой противопожарной безопасности, приспособлениями и оборудованием для сухого хранения. На втором этаже будет цех росписи тканей, который сегодня занимает второй репетиционный балетный зал. Это позволит нам высвободить пространство для занятий артистов, потому что сейчас им приходится репетировать в фойе.

— В этом году артисты челябинского оперного театра полгода были на гастролях. Творческая поездка прошла успешно?

— Не уверен, что еще какой-то российский государственный театр был на таких длительных гастролях. Перед поездкой мы реализовали совместный с французами проект — балет «Ида. Любовь и страсть Иды Рубинштейн» (у иностранных коллег он шел под названием «Болеро»), показы которого за границей длились три месяца. Также в рамках гастролей мы показали балеты «Щелкунчик» и «Баядерка». Наши артисты выступали в самом центре Парижа — во Дворце конгрессов, где прошло более 30 спектаклей. Думаю, ни у одного из российских театров не было такого представительства на площадке такого уровня. Закрывали гастроли балетом «Лебединое озеро». При этом показы в Челябинске не прекращались.

— Охотно ли иностранные артисты соглашаются приезжать в Челябинск для ответных выступлений и обмена опытом?

— Все упирается в деньги. Но, к примеру, в прошедшем сезоне нам удалось пригласить коллектив из Израиля «Иерусалимский балет», который принял участие в IX Международном фестивале «В честь Екатерины Максимовой». Опыт оказался успешным: довольны были и зрители, и сами артисты. В рамках подготовки к десятому фестивалю ведем переговоры еще с двумя зарубежными коллективами. Такой опыт всегда важен, потому что современный балет — это совершенно другие работы в отличие от классики.

Театральная эволюция

— Сильно ли изменится труппа театра в новом сезоне?

— Недавно мы провели набор и впервые в нашей практике берем сразу 10 новых молодых артистов из разных городов — Москвы, Казани, Екатеринбурга. У нас серьезные вливания молодежи в оперную труппу. В балете новых артистов будет меньше, но это связано с тем, что у нас был хороший набор в прошлом году. Все это должно стать стимулом для развития театра, должны появиться новые постановки, которые ранее мы не могли ставить из-за отсутствия артистов.

— Если попробовать провести аналогию с человеком, то как бы вы описали портрет челябинского театра оперы и балета?

— Сложный вопрос… Когда зритель приходит в театр, он видит конечный результат работы. Но на разных этапах в этом процессе задействованы самые разные, скажем так, части театрального организма. Оркестр — это своя история, свой мир. Балет — другой мир. Оперная труппа, хор, техническая группа, миманс (артисты, участвующие в массовых сценах оперных и балетных постановок. — Прим. авт.) тоже отдельная история. Качество результата зависит от того, насколько хорошо себя чувствует каждая из этих частей. Когда во всех коллективах все хорошо, то и творчество, которое мы показываем, наши спектакли получаются, вызывают у зрителей радость от посещения театра. Я думаю, что на данный момент все хорошо, мы развиваемся, решаем многие вопросы. Идет ремонт балетных гримерок, в прошлом году отремонтировали большой балетный зал, общежитие для артистов балета, получили 9 служебных квартир для приглашенных артистов балета. Я спокойно смотрю в ближайшее будущее и думаю, что театр выходит на новый уровень своего развития.

Поделиться

Вчера | 18:17
Маша и ее роли. Звание и юбилей актрисы Камерного театра

В самом названии Челябинского камерного театра уже заложено, что он маленький. Это так, если брать в расчет количественный состав труппы и квадратные метры помещений.

26.04.2024 | 13:24
В Челябинске наградили победителей XV Премии «Андрюша»

Как одаренным детям помогают стать мировыми звездами.

30.10.2019 | 11:35
Выстрел в себя. Александр Черепанов ставит спектакль о лидере рок-группы Nirvana

Ноябрьскую премьеру «Курт» в драмтеатре имени Наума Орлова определяют как эксперимент. В спектакле, посвященном Курту Кобейну, не будет прямых указаний на его биографию.

21.10.2019 | 16:04
Пойти на риск. Что ждать челябинским зрителям от Камерного театра

С 17 по 23 октября в Челябинске прошел театральный фестиваль «Камерата». Проводится он с 1992 года. Начинался как фестиваль спектаклей только Камерного театра. Теперь это проект международного уровня, представляющий лучшие современные постановки из столиц и регионов России, из европейских театров.

Новости   
Спецпроекты