Театральная бродилка. Бертольт Брехт прогулялся по челябинскому вокзалу в формате иммерсивного театра

19 Сентября 2017 Автор: Екатерина Сырцева Фото: Владлена Шваб
Театральная бродилка. Бертольт Брехт прогулялся по челябинскому вокзалу в формате иммерсивного театра

— Это был мощный экспириенс (с англ. experience — «опыт, переживание». — Прим. авт.), — говорит мой коллега, сняв наушники после почти двухчасового хождения по челябинскому железнодорожному вокзалу за актерами из Санкт-Петербурга Сергеем Волковым и Максимом Фоминым.

Подслушанный разговор

Не скажу, что для меня этот опыт был мощным. Но интересным. Спектакль-променад в Челябинске, по крайней мере на моей памяти и в таком формате, случился впервые. «Разговоры беженцев» по мотивам одноименной пьесы Бертольта Брехта создан Константином Учителем и Владимиром Кузнецовым в 2016 году в рамках фестиваля авангардных театральных форм «Точка доступа». Премьеру играли на Финляндском вокзале. Позже — на Ленинградском вокзале в Москве. Теперь в Челябинске, в рамках фестиваля современных искусств «Дебаркадер».

Суть спектакля-бродилки в том, что зрители получают наушники, в которых им слышен разговор персонажей, и следуют за ними. В данном случае это два случайных незнакомца, выброшенные за пределы привычной для них жизни, — господин Циффель и господин Калле, в образе которого угадывается сам Брехт. Неизвестно, как они оказались на вокзале, куда держат путь и что за обстоятельства заставили их встретиться. Бегут ли они от политического режима? Или это бегство от себя и своей судьбы? Мы можем только предполагать, отталкиваясь от названия спектакля.

Разговор «беженцев» неоднозначен. С одной стороны, это неспешная, интеллектуальная беседа двух умных людей. Обо всем: о сигаретах и пиве, кофе и порнографии, проститутках и тоталитаризме, Второй мировой войне, порядке и дисциплине, воспоминаниях из детства, героях и незначительных людях, религии и искусстве, мировых проблемах и бытовых неурядицах. С другой стороны, кажется, что, беседуя, немецкие господа не просто убивают время со скуки. Им не скучно — им страшно. Как минимум неуютно. Разговор о глобальных и в какой-то мере абстрактных темах помогает им уйти от своих собственных насущных проблем, которые решать все-таки придется.

Отвлекающий маневр

В первые минуты после просмотра возникает легкое недоумение: от текста в голове ничего не осталось. Все внимание и энергия — и физическая, и мыслительная — ушли на постоянное передвижение по вокзалу. Из-за отвлекающих факторов выхватывались только отдельные реплики: «Человек — это приспособление для ношения паспорта», «Именно прядок помогает выиграть войну», «Религия что алкоголь: нельзя его запретить, пока он кому-то нужен», «Войны нужны для того, чтобы сохранить мир», «Модернизм давно устарел. — Человек как таковой тоже давно устарел». Все эти фразы просят внимания, погружения, зрительской мысли. Но нет, нужно идти дальше — из центрального фойе в буфет, потом на второй этаж в зал ожидания, снова вниз и снова вверх, на эскалаторе и по лестнице. Актеры дают зрителям выбор — слушать их или не слушать, уткнувшись в экран телефона, выпить с ними пива, заказать себе кофе или скромно стоять в сторонке, внимательно вслушиваясь в их диалог. А потом персонажи незаметно растворяются в толпе, и зритель, оставшийся в здании вокзала, провожает взглядом их удаляющиеся фигуры в окне.

Это была замечательная прогулка, аттракцион для зрителей и для ожидающих/провожающих/сотрудников вокзала. Но спектакль ли? Со стороны — действительно занимательное зрелище: толпа сосредоточенных людей в наушниках ходит за молодым человеком с красным флагом или сидит и смотрит на беседующую пару также молодых обаятельных людей, один из которых с неособым аппетитом ест «Доширак», а второй поглощает M&M’s. Это действительно интересно и необычно. Но если вы идете на спектакль за глубиной и диалогом с Брехтом и его мыслями, то, скорее всего, разочаруетесь.

Шваб_DSC_6102.jpg

Немного предыстории


Считается, что импульс развитию иммерсивного театра (от англ. Immersive —  «создающий эффект присутствия, погружения») задала лондонская театральная компания PunchDrunk, созданная Феликсом Барретом в начале «нулевых». Их многочасовой проект Sleep No More — это театральная мистерия в духе инсталляции с отсылками к шекспировскому «Макбету» и хичкоковскому «Головокружению». Зрителям предлагается надеть белые театральные маски, которые нельзя снимать до конца участия в проекте, и прогуляться по пятиэтажному отелю, где они попадут в кафе, на кладбище, в лес, бальные залы, психиатрические палаты, архивные кабинеты. Это и путешествие, и как бы подглядывание за интимными, пугающими, непонятными, загадочными сценами, разыгрываемыми одетыми, полуголыми, а иногда и совсем обнаженными актерами.  

Подобный формат использовался и в европейском, и в американском театре еще до этого. До России же он дошел сравнительно недавно. Хотя и у нас можно было встретить элементы такого формата в постановках, например, авангардного театра Derevo (основан в 1988 году в Ленинграде Антоном Адасинским). В середине 2000-х они делали похожие перформансы в Глазго, Дрездене, Мангейме.

В последние же годы наблюдается какая-то мода на спектакли-променады, спектакли-бродилки, спектакли-квесты — каких только названий и разновидностей не появилось! Суть и цель иммерсивного театра — выйти за пределы театрального помещения, за границы сцены и зрительного зала. Кто-то для этого стал водить зрителей по пространству театра, кто-то в буквальном смысле ушел оттуда, не просто разрушив «четвертую стену», но отменив стены как таковые. Соответственно, поменялась и роль зрителя. Он уже не просто наблюдатель — он участник. И следит он не только и не столько за актерами и действием, которое они разыгрывают, но за окружающим пространством — за тем, как невольными «актерами» становятся случайные прохожие, удивленные происходящим, как их реакции вплетаются в ткань спектакля, изменяют его.

Как правило, зрителям в иммерсивном театре можно не напрягаться — просто ходить и слушать. Хотя иногда это откровенно утомляет. К примеру, в тех же «Разговорах беженцев» передвижений в какой-то момент становится слишком много, и они уже кажутся слишком бессмысленными. За смыслом текста ты уже не следишь. Невозможно полноценно и глубоко воспринимать непростой интеллектуальный «пинг-понг» персонажей, постоянно отвлекаясь на необходимость все время куда-то идти, на какие-то внешние факторы и «соблазны» в виде телефона, который здесь необязательно выключать и прятать, буфета с кофе и закусками и прочих явлений обычной, не театральной жизни.

Есть в иммерсивном театре спектакли, которые предполагают активное участие зрителя. Например, «Сталкер» в «Гоголь-центре» — интерактивный квест по первой версии сценария Стругацких к одноименному фильму Андрея Тарковского. Зрителям выдают не просто наушники — им предлагают одеться в химзащиту и вместе с актером, который играет роль героя компьютерной игры, сразиться с зомби и мутантами и пройти ряд препятствий на пути к «Золотому кругу» — пространству, где исполняются желания.

Еще дальше пошли в Центре им. Мейерхольда, где поставили спектакль «Норманск». Тоже, кстати, по Стругацким, только на этот раз по повести «Гадкие лебеди». Действие разворачивается на пяти этажах — в коридорах, служебных помещениях, залах, на лестницах. В спектакле задействовано 60 актеров. Увидеть всё целиком в принципе невозможно. Поэтому зрителю предоставляется свобода выбирать, куда он пойдет, где задержится, что досмотрит до конца.

Из более близких нам примеров можно назвать проект «Ночь в театре» озерского театра драмы и комедии «Наш дом». Он предполагает выбор со стороны зрителя, который заранее, при покупке билетов, решает, куда пойти, чтобы увидеть тот или иной спектакль из многочасовой программы мини-фестиваля.

В Екатеринбурге спектакли-бродилки можно увидеть в «Ельцин-центре». «Карусель» по пьесе Валерия Шергина — это не только путешествие назад в 90-е, но и прогулка по основной экспозиции самого музея. «Мой Екб» — уличный спектакль-променад, придуманный Марией Конторович, который начинается у «Ельцин-центра» и там же заканчивается. Зрители вместе с актером, играющим роль экскурсовода, совершают прогулку мимо площади 1905 года, по улице 8 Марта, набережной Исети и другим значимым местам в центре города, наблюдая за реальными и вымышленными событиями.

Что в итоге

Вернемся к «Разговорам беженцев». Это было интересное представление. Театральный аттракцион? Спектакль? Не знаю. Если считать, что спектакль — это когда актеры, то да. Актеры хороши: обаятельны, с отличной дикцией и поставленной сценической речью, которая просто ласкает слух. Они вовлечены в беседу и ненавязчиво вовлекают в процесс зрителей. Но второй раз я бы на такую двухчасовую прогулку по вокзалу не пошла. Лучше почитаю Брехта.

Поделиться

Вчера | 15:01
На юбилее хозяина особняка. Вполне правдивая челябинская история со странностями

В Доме Покровского зрителям показали необыкновенный спектакль «Ключи прошлого». Его премьера состоялась 4 ноября минувшего года в рамках всероссийской акции «Ночь искусств». На этот раз актеры и авторы проекта собрались 25 марта, чтобы сыграть спектакль снова и таким образом отметить Всемирный день театра.

24.03.2024 | 17:51
Послушать фильм. В Челябинске показали незримое кино

Состоялась премьера трех новых короткометражных фильмов, снабженных тифлокомментариями.

30.10.2019 | 11:35
Выстрел в себя. Александр Черепанов ставит спектакль о лидере рок-группы Nirvana

Ноябрьскую премьеру «Курт» в драмтеатре имени Наума Орлова определяют как эксперимент. В спектакле, посвященном Курту Кобейну, не будет прямых указаний на его биографию.

21.10.2019 | 16:04
Пойти на риск. Что ждать челябинским зрителям от Камерного театра

С 17 по 23 октября в Челябинске прошел театральный фестиваль «Камерата». Проводится он с 1992 года. Начинался как фестиваль спектаклей только Камерного театра. Теперь это проект международного уровня, представляющий лучшие современные постановки из столиц и регионов России, из европейских театров.

Новости   
Спецпроекты