Беседа со зрителем. Почему НХТ никогда не поставит спектакль про Томинский ГОК

4 Декабря 2017 Автор: Екатерина Сырцева Фото: Вячеслав Шишкоедов
Беседа со зрителем. Почему НХТ никогда не поставит спектакль про Томинский ГОК

Новый художественный театр — место в Челябинске особое. У нас много хороших, сильных творческих трупп, самобытных режиссеров, актеров со своей неповторимой харизмой и стилем игры. Никого не хочется обижать своими субъективными суждениям. И все-таки… НХТ — место особое.

Раскрывая секреты

Долгое время Новый художественный театр «путешествовал» по городу в поисках своего места. Сейчас он, кажется, определился с «пропиской», несмотря на то что условия там не самые лучшие. Первые спектакли в бывшем кинотеатре «Спартак» на пр. Ленина, 19 артисты НХТ играли на голом бетонном полу среди строительной пыли. Свой зритель, естественно, тоже сформировался не сразу. Первые показы иногда бывали на грани срыва из-за отсутствия людей в зале, часть из которых и вовсе заходила случайно, по привычке думая, что здесь кинотеатр.

Те времена давно прошли. В помещении, хоть и своими силами, но сделали ремонт, к новому году появятся новые удобные посадочные места в зрительном зале. Теперь зал НХТ всегда полон зрителей, среди которых немало преданных почитателей этого театра, готовых и по нескольку раз смотреть полюбившиеся постановки или выдержать семичасовой марафон — трехчастный спектакль «Бесы».

В чем же секрет? Для меня ответ однозначен. НХТ являет собой образец театра-дома, театра-семьи. Здесь нет случайных людей. Здесь за кулисами в благожелательном и творческом пространстве подрастают дети актеров, их внуки. Здесь все друг за друга горой, а уход хотя бы одного человека оборачивается невосполнимой потерей, настолько это единый организм.

Однако не так однозначно воспринимают НХТ в городе. Некоторые, как ни странно, и вовсе не знают о его существовании. Чтобы исправить ситуацию, газета «Вечерний Челябинск» организовала встречу с актерами НХТ Ксенией Бойко, Александром Майером и художественным руководителем театра Евгением Гельфондом. В формате свободной беседы гости редакции ответили на вопросы журналистов, пользователей социальных сетей и зрителей онлайн-трансляции. Побывала на этой встрече и «Южноуральская панорама». С удовольствием делимся с нашими читателями фрагментами состоявшейся встречи.

В поисках ответов

— Как в Новом художественном театре появился собственный оркестр, который часто используется в спектаклях?

Евгений Гельфонд: Мне нравится, когда в постановке звучит живая музыка, исполняемая актерами, а не в записи. На эту идею меня вдохновил Малый драматический театр, возглавляемый Львом Додиным, на семинары которого я долгое время ездил. Не зная даже точного состава духового оркестра, мы просто купили понравившиеся нам инструменты. Оркестр существует уже 8 лет. По 2-3 раза в неделю ребята занимаются с преподавателем. Это обязательное условие.

Ксения Бойко: Я помню, как вы вышли к актерам и сказали: «У нас будет оркестр. Подумайте, на чем вы хотели бы играть». Я, например, сразу назвала трубу. Почему? Не знаю. Захотелось. А вот для валторны долго не могли найти исполнителя… Начали с азов: Таня Кельман (актриса НХТ. — Прим. авт.) преподавала нам сольфеджио, объясняла, что такое нотный стан, какие есть ноты…

Александр Майер: Наши первые репетиции были похожи на сумасшедший дом: взрослые дяди и тети сидят и дудят, пилят, стучат. Первое время у нас ходила шутка: «Я слышу, что кто-то не фальшивит, но не пойму, кто».

— Есть ли уже план новогодних мероприятий? Занимаетесь ли вы с детьми в детских кружках?

Е.Г.: Ознакомиться с афишей новогодних представлений можно на нашем сайте и в группе НХТ «ВКонтакте». В этом году мы, наконец, уладили все вопросы с требованиями пожарной безопасности и теперь можем показывать новогодние спектакли непосредственно в театре, а не на выездных площадках, как раньше.

Что касается детской студии, то мы давно хотим реализовать этот проект. И у меня, и у некоторых актеров есть опыт работы с детьми в этом направлении. Но, к сожалению, пока для этого нам не хватает помещений.

— Узнают ли вас на улицах? Хочется ли «голливудской славы»?

А.М.: Когда еще в Свердловске я работал на телестудии «Континент» в программе «Анекдот» (что-то вроде «Городка»), меня узнавал весь город. В общественных местах я все время вынужден был слушать анекдоты, которые люди тут же начинали пересказывать, стоило им увидеть меня в трамвае или магазине. Поначалу мне это нравилось, но на самом деле это очень неудобно, когда каждый человек может с тобой просто так заговорить. Другое дело, когда люди интеллигентно себя ведут, просто улыбаются при встрече. Это приятно.

К.Б.: Конечно, отрадно, когда тебя узнают. Но бывает неловко, когда незнакомый человек приветствует тебя на улице, а ты пытаешься понять, почему с тобой здороваются и кто это.

— Каковы ценности вашего актерского дома?

А.М.: Любовь, активное творчество, радость. Есть еще одна вещь, из-за которой Евгений Михайлович стал для меня любимым режиссером, хотя я много театров перебрал: он позволяет нам, актерам, быть совершенно «безответственными» — помогает построить роль, заложить основу, а потом дает полную свободу. Мы можем хулиганить, импровизировать, привносить элементы из текстов других авторов. При этом он полностью нам доверяет.

Е.Г.: В этом плане я абсолютно согласен с Оскаром Уайльдом, который сказал, что творчество — это гедонистический процесс. Если творчество не приносит радость тем, кто им занимается, оно не принесет радости и зрителям.

— Почему НХТ мало известен в городе? Занимаетесь ли вы продвижением театра?

Е.Г.: Возможно, это оправдание, но в ответ на этот вопрос я всегда говорю фразу Гротовского: «Была бы в колодце вода чистая, жаждущий всегда найдется». Мне кажется, нужно просто хорошо заниматься своим делом, и тогда придет зритель, который захочет выпить именно эту «чистую воду». Что гнаться за массами? Сегодня модно стало устраивать рекламные акции, разные кампании. Я не думаю, что это так уж необходимо.

— Вам никогда не хотелось поставить спектакль на злободневную тему, о современных реалиях — о нынешнем губернаторе Челябинской области, например, или Томинском ГОКе?

Е.Г.: Конечно, нет. У меня тяжело складываются отношения с современной драматургией, тем более если речь идет о том, чтобы написать что-то на заказ, на потребу дня. Меня ужасно пугает в художественном плане, когда пьесу пытаются сделать злободневной. Мне кажется, когда появляется социальный аспект, когда ты, как автор спектакля, выступаешь судьей, прокурором или подсудимым, искусство кончается. Может быть, есть режиссеры, актеры, которых это бодрит — повоевать с кем-нибудь. Я человек сомневающийся. Мне интересно другое путешествие — обратиться к автору и с его помощью искать ответы на сложные вопросы, которые я задаю сам себе.

— Какие еще премьеры ждать в ближайшее время?

Е.Г.: Сейчас мы готовимся к новогодней кампании. Параллельно идут репетиции новых работ. В частности, Евгения Зензина, наш молодой режиссер, репетирует спектакль «Прибайкальская кадриль» по пьесе Владимира Гуркина (автора другой известной пьесы «Любовь и голуби»). Это будет ее дебют в постановке взрослого спектакля после «Малахитовой шкатулки», которая рассчитана больше на детскую аудиторию.

Поделиться

24.03.2024 | 17:51
Послушать фильм. В Челябинске показали незримое кино

Состоялась премьера трех новых короткометражных фильмов, снабженных тифлокомментариями.

22.03.2024 | 10:53
Культура с отличием. Чем живут творческие люди Южного Урала

Профессиональные праздники придумали умные люди. Очень важно, когда один день в году прославляют строителей, металлургов, врачей, учителей или железнодорожников. Профессий много, и праздников в России не меньше ста.

30.10.2019 | 11:35
Выстрел в себя. Александр Черепанов ставит спектакль о лидере рок-группы Nirvana

Ноябрьскую премьеру «Курт» в драмтеатре имени Наума Орлова определяют как эксперимент. В спектакле, посвященном Курту Кобейну, не будет прямых указаний на его биографию.

21.10.2019 | 16:04
Пойти на риск. Что ждать челябинским зрителям от Камерного театра

С 17 по 23 октября в Челябинске прошел театральный фестиваль «Камерата». Проводится он с 1992 года. Начинался как фестиваль спектаклей только Камерного театра. Теперь это проект международного уровня, представляющий лучшие современные постановки из столиц и регионов России, из европейских театров.

Новости   
Спецпроекты