Все путем? Высокоскоростная магистраль Екатеринбург — Челябинск сулит ускорение экономического роста в регионе до пяти раз

4 Февраля 2016 Автор: Руслан Сафин
Все путем? Высокоскоростная магистраль Екатеринбург — Челябинск сулит ускорение экономического роста в регионе до пяти раз

Строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали между Екатеринбургом и Челябинском, которое в прошлом году инициировал губернатор Челябинской области, может обойтись инвесторам в 165 млрд рублей.



Строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали между Екатеринбургом и Челябинском, которое в прошлом году инициировал губернатор Челябинской области, может обойтись инвесторам в 165 млрд рублей.

Но при этом сулит ускорение экономического роста в регионе до пяти раз. Эксперты челябинского клуба «15.01» считают, что затраты можно существенно снизить, если не строить новую ветку, а использовать имеющиеся пути через Каменск-Уральский.

По словам директора московского Центра экономики инфраструктуры Владимира Косого, проект признан одним из перспективных на федеральном уровне и включен в стратегию развития скоростного и высокоскоростного движения до 2030 года. От отметил, что связь Екатеринбурга и Челябинска высокоскоростным железнодорожным сообщением приведет к возникновению полицентрической агломерации и к сопутствующим социально-экономическим эффектам, в том числе ускорению роста валового регионального продукта Челябинской области на 4,8 % (для сравнения: сейчас темпы роста ВРП около 1 % в год), созданию новых рабочих мест, росту оплаты труда и цен на недвижимость.

По мнению Косого, наиболее удачным вариантом трассировки новой железной дороги будет ее прохождение в районе Каслей. Это самый короткий маршрут, который позволит при движении поезда со скоростью до 250 км/ч преодолевать расстояние между двумя мегаполисами в интервале от 1 часа 5 минут до полутора часов. К тому же такая дорога создаст область притяжения вокруг перспективных с точки зрения экономики городов Челябинской области, в том числе Озерска и Снежинска.

Управляющий директор Федерального центра проектного финансирования Илья Пономарев поддержал коллегу и назвал проект высокоскоростной магистрали базой для будущего экономического роста территорий.

«При увеличении рынков сбыта, которое возникает от реализации крупных инфраструктурных проектов, экономика территорий растет практически в квадратичной зависимости», — подчеркнул он.

По его мнению, оптимальным путем реализации проекта ВСМ Екатеринбург — Челябинск является создание компании-концессионера, которая будет привлекать частные инвестиции через выпуск инфраструктурных облигаций. После завершения строительства железная дорога перейдет в собственность РЖД, которые и будут ее в дальнейшем содержать и эксплуатировать.

Первый заместитель генерального директора компании «Скоростные магистрали» Федор Лычагин сообщил, что предполагаемые плюсы проекта подтверждаются теми расчетами, которые были сделаны для ВСМ Москва — Казань. При этом он подчеркнул, что наибольший экономический эффект достигается в зоне часовой доступности.

Несмотря на единодушие столичных специалистов, некоторые эксперты челябинского клуба «15.01» подвергли сомнению целесообразность строительство новой высокоскоростной железной дороги. Так, по мнению директора компании «КЭМП» Якова Гуревича, заявленная скорость до 250 км/ч на деле не обеспечит доставки пассажиров из Челябинска в Екатеринбург или обратно за час с небольшим. А строительство более скоростной дороги обойдется минимум в 300 млрд рублей. Он также высказал сомнения в окупаемости проекта. При этом он согласился, что скоростной поезд как таковой необходим.

«Улучшится качество жизни населения, экология, безопасность и многие другие параметры. Но новую дорогу для этого строить не нужно, а нужно грамотно использовать уже существующую (ветку, проходящую через Каменск-Уральский. — «ЮП».). По ней уже сейчас можно ездить в Екатеринбург за 2,5 часа, а если вложить чуть-чуть денег, будет два часа», — считает Гуревич.

Губернатор Борис Дубровский предложил экспертам до поры до времени не касаться вопросов реализации проекта, а сосредоточиться на том, нужен ли он вообще Челябинской области.

«Я бы хотел получить ответ на вопрос, надо это для качества жизни людей или не надо. Именно его нужно детально и широко обсудить в обществе. Может, мы действительно ошибаемся, когда выходим с такой инициативой? Тогда зачем нам сейчас рассуждать об источниках финансирования, о каких-то эффектах, об окупаемости, — сказал Дубровский. — Сегодня мы находимся на стадии принятия проектного решения. Мы с вами поняли, что существует модель, которая потенциально позволит нам привлечь финансирование. То есть мы можем этим заниматься. А вот надо ли этим заниматься? Именно об этом я бы хотел поговорить с членами экспертного клуба в следующий раз».

Поделиться

Сегодня | 18:38
Кого видят губернатором челябинские эсеры

Лидер областного отделения фракции рассказал о планах на осеннюю выборную кампанию.

Сегодня | 17:44
Челябинская компания вошла в топ-20 лучших застройщиков России

С прошлого года девелопер значительно улучшил свои позиции в рейтинге.

05.10.2018 | 09:25
Спаси и сохрани. Один из редких видов жуков обитает только в горных тундрах Южного Урала

Ученые говорят, что ему требуется особая защита.

04.10.2018 | 09:11
Квота не поможет. Челябинским писателям посоветовали самим пробивать себе дорогу на рынок

Челябинск занял 11-е место в рейтинге самых читающих городов России и с каждым годом улучшает свои позиции.

 
Новости   
Спецпроекты