Сохранить дешевые лекарства. Они могут исчезнуть в Челябинской области, если цены не «отпустят»
Так считают южноуральские эксперты, которые, впрочем, также опасаются, что инициатива Минпромторга РФ по отмене регулирования цен на недорогие лекарства (стоимостью до 50 рублей) может болезненно ударить по кошелькам челябинцев.
Напомним, что в прошлом году объемы производства дешевых препаратов в России сократились. Специалисты же указанного федерального ведомства пришли к выводу о том, что одной из основных причин нерентабельности производства (которая может в перспективе привести к дефициту) таких препаратов является невозможность скорректировать их цену с учетом увеличения стоимости производства.
А значит, нужно разрешить производителям менять цены «в заявительном порядке». Рост же стоимости лекарств будет, по мнению экспертов ведомства, сдерживать конкуренция.
— Рыночная цена в конкурентной среде является справедливой, — уточняет Игорь Баев, декан факультета экономики и управления ЮУрГУ, доктор экономических наук, профессор. — Кроме того, в конкурентной среде, как правило, формируются самые низкие цены. Государственное же регулирование рыночных цен обычно к успеху не приводило, тем более в рамках конкурентного рынка. Задача государства как раз и создавать конкурентную среду. В данном случае, в условиях кризиса, госрегулирование цен на дешевые лекарства может привести к дефициту препаратов. Предприятия, которые не будут получать свою норму прибыли, просто уйдут с рынка. Получится, как в советское время, в прейскурантах низкие цены, а товара нет.
Впрочем, по словам Вадима Воробья, координатора проекта «Народный контроль» в Челябинской области, «отпуск» цен может оказаться болезненным, прежде всего, для социально незащищенных категорий граждан — инвалидов и пенсионеров, и практичнее было бы использовать другие меры поддержки производителей лекарств, например, их субсидирование.
Такая инициатива уже обсуждалась на федеральном уровне, на эти цели, по информации «Новой газеты», может быть выделено порядка четырех миллиардов рублей.
— Подобная практика существует, например, в сельском хозяйстве, почему бы ее не использовать и в медицинской сфере? — отмечает Вадим Воробей.
Однако, по мнению Игоря Баева, целесообразнее было бы не вмешиваться в рыночные процессы, а помогать населению.
— Государство в данном случае должно давать дотации не производителям, а населению, — уточняет эксперт. — Помогать людям, например, покупая лекарства, не по рыночным ценам.
Добавим, что на федеральном уровне предлагается также и еще одна мера для избежания дефицита дешевых лекарств, а именно повышение их стоимости на фиксированную сумму, например, на пять рублей (данное предложение, как сообщает «РБК», поступило от ФАС).
— Цену нельзя брать с потолка, — отмечает Вадим Воробей. — В данном случае получится, что, например, аспирин, который стоит четыре рубля, подорожает сразу более чем вдвое. В то время как повышение на пять рублей стоимости препарата за 50 рублей, вполне вероятно, не сможет эффективно помочь производителю. В этом нет никакой логики. Если и говорить о единовременном повышении цен, то на фиксированный процент от первоначальной стоимости лекарственного препарата.
Поделиться