Педагоги Челябинской области подбирают «золотые ключи» образования для «особых» детей
С 2016 года вступили в действие специальные образовательные госстандарты, согласно которым дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право проходить обучение в общеобразовательной системе.
Как результат, родители детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в системе общего образования, все чаще сегодня обращаются за помощью в областной центр.
— Как правило, законные представители несовершеннолетних граждан излагают в обращениях конфликтные ситуации, которые возникают у них с педагогами из-за недостаточно толерантного отношения к «особым» детям в дошкольных и школьных учреждениях, — сообщила уполномоченный по правам ребенка в Челябинской области Ирина Буторина. — Поэтому мы поддержали проект «Золотой ключик», мероприятия которого нацелены на улучшение качества жизни наиболее уязвимой категории детей с инвалидностью.
Напомним, что апробация проекта состоялась в 2016 году, накануне Дня защиты детей, в детском саду компенсирующего типа № 448 в Челябинске. Затем алгоритмы работы педагогов в нестандартных ситуациях обсудили детские психологи на площадке детского сада № 121. После успешного старта проект «Золотой ключик» в формате семинаров и тренингов отправился в область. За полгода в нем приняли участие более 200 человек из Миасса, Октябрьского, Каслинского, Катав-Ивановского и Красноармейского районов. Инициатива проведения таких встреч принадлежит руководителю челябинской областной организации помощи детям «Открытое сердце» Елизавете Кирилловой.
Первые встречи показали, что вторая волна семинаров просто необходима. По статистике, в системе образования Катав-Ивановского района обучаются 215 детей-инвалидов, еще 40 ребят находятся на домашнем и семейном обучении. В 35 образовательных учреждениях Каслинского района социализацию проходят 20 «особых» детей, 303 ребенка находятся на домашнем обучении. В связи с этим было решено организовать следующие встречи для родителей «особых» детей, которые готовы в условиях дефицита кадров сотрудничать с педагогами, в том числе и по адаптивным программам.
— Чтобы подготовить адаптивную образовательную программу для «особого» ребенка, нужно внимательно изучить его сильные и слабые стороны, выяснить, какие формы нежелательного поведения заменяют малышу коммуникацию, владеет ли он всеми необходимыми навыками просьбы, самообслуживания, — объяснила Елизавета Кириллова. — Соответственно, эти программы не могут быть универсальными для всех детей. Они должны быть написаны с учетом особенностей ребенка в каждом конкретном случае. При этом важно, чтобы требования, предъявляемые к ребенку в образовательном учреждении и дома, были одинаковы, чтобы его эмоционально не «мотало». Поэтому так нужен «родитель-педагог».
На следующих встречах в рамках проекта «Золотой ключик» участники семинаров подробнее ознакомятся с методами прикладного анализа поведения, которые уже показали свою эффективность в одной из лучших инклюзивных школ Москвы. Родителям детей-инвалидов будут предложены индивидуальные консультации.
— Мы хотели бы встречаться в таком формате как минимум раз в квартал, — сообщила заместитель начальника управления образования Каслинского района Илона Лазарева. — Сейчас мы обсуждаем с Елизаветой Кирилловой формат дальнейшей работы.
Ближайшее мероприятие проекта — круглый стол в селе Миасском. В нем примут участие около 50 человек — социальные педагоги, психологи, родители, работники соцзащиты, которых интересует тема поведения «особых» детей, их эффективного обучения и общения со взрослыми. Проект также поддержали глава Миасского городского округа Геннадий Васьков, первый заместитель главы Катав-Ивановского района Алексей Захаров. Так что работа продолжится и здесь.
«Золотой ключик» готовится к выходу на новый уровень. Если раньше перед организаторами семинаров не стояла задача обучать педагогов, то теперь они получают все больше запросов о том, чтобы создать в Челябинской области специальный центр, где прежде всего родители проходили бы обучение методам работы с «особыми» детьми.
Поделиться