Педагоги Челябинской области подбирают «золотые ключи» образования для «особых» детей

2 Ноября 2016 Автор: Екатерина Сырцева

С 2016 года вступили в действие специальные образовательные госстандарты, согласно которым дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право проходить обучение в общеобразовательной системе.

Однако, чтобы помочь им включиться в образовательный процесс наравне со здоровыми ровесниками, нужны адаптивные программы, написанные психологами. В сельских районах таких специалистов не хватает. Да и подготовить саму программу — дело непростое.

Как результат, родители детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в системе общего образования, все чаще сегодня обращаются за помощью в областной центр.

— Как правило, законные представители несовершеннолетних граждан излагают в обращениях конфликтные ситуации, которые возникают у них с педагогами из-за недостаточно толерантного отношения к «особым» детям в дошкольных и школьных учреждениях, — сообщила уполномоченный по правам ребенка в Челябинской области Ирина Буторина. — Поэтому мы поддержали проект «Золотой ключик», мероприятия которого нацелены на улучшение качества жизни наиболее уязвимой категории детей с инвалидностью.

Напомним, что апробация проекта состоялась в 2016 году, накануне Дня защиты детей, в детском саду компенсирующего типа № 448 в Челябинске. Затем алгоритмы работы педагогов в нестандартных ситуациях обсудили детские психологи на площадке детского сада № 121. После успешного старта проект «Золотой ключик» в формате семинаров и тренингов отправился в область. За полгода в нем приняли участие более 200 человек из Миасса, Октябрьского, Каслинского, Катав-Ивановского и Красноармейского районов. Инициатива проведения таких встреч принадлежит руководителю челябинской областной организации помощи детям «Открытое сердце» Елизавете Кирилловой.

Первые встречи показали, что вторая волна семинаров просто необходима. По статистике, в системе образования Катав-Ивановского района обучаются 215 детей-инвалидов, еще 40 ребят находятся на домашнем и семейном обучении. В 35 образовательных учреждениях Каслинского района социализацию проходят 20 «особых» детей, 303 ребенка находятся на домашнем обучении. В связи с этим было решено организовать следующие встречи для родителей «особых» детей, которые готовы в условиях дефицита кадров сотрудничать с педагогами, в том числе и по адаптивным программам.

— Чтобы подготовить адаптивную образовательную программу для «особого» ребенка, нужно внимательно изучить его сильные и слабые стороны, выяснить, какие формы нежелательного поведения заменяют малышу коммуникацию, владеет ли он всеми необходимыми навыками просьбы, самообслуживания, — объяснила Елизавета Кириллова. — Соответственно, эти программы не могут быть универсальными для всех детей. Они должны быть написаны с учетом особенностей ребенка в каждом конкретном случае. При этом важно, чтобы требования, предъявляемые к ребенку в образовательном учреждении и дома, были одинаковы, чтобы его эмоционально не «мотало». Поэтому так нужен «родитель-педагог».

На следующих встречах в рамках проекта «Золотой ключик» участники семинаров подробнее ознакомятся с методами прикладного анализа поведения, которые уже показали свою эффективность в одной из лучших инклюзивных школ Москвы. Родителям детей-инвалидов будут предложены индивидуальные консультации.  

— Мы хотели бы встречаться в таком формате как минимум раз в квартал, — сообщила заместитель начальника управления образования Каслинского района Илона Лазарева. — Сейчас мы обсуждаем с Елизаветой Кирилловой формат дальнейшей работы.

Ближайшее мероприятие проекта — круглый стол в селе Миасском. В нем примут участие около 50 человек — социальные педагоги, психологи, родители, работники соцзащиты, которых интересует тема поведения «особых» детей, их эффективного обучения и общения со взрослыми. Проект также поддержали глава Миасского городского округа Геннадий Васьков, первый заместитель главы Катав-Ивановского района Алексей Захаров. Так что работа продолжится и здесь.

«Золотой ключик» готовится к выходу на новый уровень. Если раньше перед организаторами семинаров не стояла задача обучать педагогов, то теперь они получают все больше запросов о том, чтобы создать в Челябинской области специальный центр, где прежде всего родители проходили бы обучение методам работы с «особыми» детьми.

Поделиться

Вчера | 17:05
Почти миллион южноуральцев получил в 2023 году скорую медпомощь

Ко Дню скорой помощи в учреждении привели данные по работе за прошлый год.

Вчера | 16:15
Челябинская «Славянка» стала серебряным призером чемпионата страны

За два сезона южноуральские баскетболистки взошли на пьедестал почета.

30.10.2019 | 11:35
Выстрел в себя. Александр Черепанов ставит спектакль о лидере рок-группы Nirvana

Ноябрьскую премьеру «Курт» в драмтеатре имени Наума Орлова определяют как эксперимент. В спектакле, посвященном Курту Кобейну, не будет прямых указаний на его биографию.

21.10.2019 | 16:04
Пойти на риск. Что ждать челябинским зрителям от Камерного театра

С 17 по 23 октября в Челябинске прошел театральный фестиваль «Камерата». Проводится он с 1992 года. Начинался как фестиваль спектаклей только Камерного театра. Теперь это проект международного уровня, представляющий лучшие современные постановки из столиц и регионов России, из европейских театров.

 
Новости   
Спецпроекты