Памяти великого шейха. В Троицке возрождается «уральская Мекка»

11 Июля 2018 Автор: Марат Гайнуллин Фото: Вячеслав Шишкоедов
Памяти великого шейха. В Троицке возрождается «уральская Мекка»


В седьмой раз в Троицке состоялась традиционная всероссийская научно-практическая конференция «Расулевские чтения: ислам в истории и современной жизни России».

Проповедь от главного муфтия

Сегодня трудно представить себе, что когда‑то сюда стекались тысячи мусульман чуть ли не со всей России, чтобы увидеть суфийского шейха Зайнуллу Расулева.

Впрочем, за семь последних лет можно проследить эволюцию того, как небольшой Троицк с населением в 75 тысяч человек постепенно возвращает себе славу и величие культурного и исторического центра, «уральской Мекки», как более века назад почтительно именовался этот уездный город. Сегодня «Расулевские чтение» — это крупнейший в стране исламский форум, собирающий несколько сотен имамов не только из Челябинской области, но и чуть ли не со всей России.

И это действительно впечатляющая картина, когда тебя окружает целое море мулл в белоснежных чалмах и разноцветных чапанах, по стародавней традиции прибывших сюда, чтобы почтить память уважаемого суфийского шейха.

Организаторы конференции не раз отмечали особенность состава ее участников, большинство из них составляли имамы, значительная часть из которых не имеют духовного образования. И потому выступление главного муфтия России Талгата Таджуддина было в определенном смысле спасением. Это была, скорее, проповедь: Верховный муфтий о сложных вещах говорил доступно и ясно. И раскрывал простые истины, переданные по наследству от шейха: жить в мире и согласии и сохранять чистоту своей души и помыслов.

Расулевские-чтения_Шишкоедов_DSC4677.jpg

Лекарь душ

Практически все темы конференции пересекались с личностью самого Расулева, биография и деятельность которого рассматривалась «под микроскопом». Известный троицкий историк и краевед Рауф Гизатуллин подробно изложил историю Расулевской мечети, получившей свое название в честь ее основателя, мусульманского богослова и просветителя, шейха Зайнуллы Расулева (1833 — 1917).

Расулевские-чтения_Шишкоедов_DSC5192.jpg

Профессор из Уфы Гульнур Хусаинова со своими коллегами совершила специальный выезд в деревню Аккужино Учалинского района, где в середине XIX века жил и работал Зайнулла-ишан. Несмотря на то что с тех пор сменилось не менее пяти поколений, в памяти местных жителей сохранилось много любопытных сведений, многие из которых носили даже некий мистический характер. Например, якобы, будучи в гостях у губернатора, Зайнулла-ишан повел себя очень странно: две чашки чая, которые ему налили, он вылил через окно, что сильно возмутило первого. Ишан объяснил свой поступок тем, что помог потушить огромный пожар в городе Самаре. Из уст в уста передавались сведения о том, что замки камеры тюрьмы, где сидел Расулев, сами по себе открывались, что надгробный камень Зайнуллы-ишана в Троицке со всех сторон отколот, потому что бесплодные женщины откалывали камешек, разбавляли в воде, пили и якобы беременели.

Расулевские-чтения_Шишкоедов_DSC4919.jpg

Все исследователи отмечают, что в свое время шейх Зайнулла Расулев для многих стал настоящим лекарем душ, при этом имя его еще при жизни было окутано таинственным ореолом. Не все современники Зайнуллы Расулева понимали суть его суфийских практик. Между тем именно суфизм не просто дает ответы, но дает возможность человеку прожить духовные ценности ислама, понять их истинность земную и глубокий божественный смысл. Сегодня последователи Расулева определяют суфизм как «сердце ислама, которое существует для того, чтобы облагораживать нрав верующих», но в нем нет принуждения. Главное — не отталкивать того, кто пришел, и не звать в суфизм даже собственного сына, если он не проявляет желания.

Время Расулева — время развития джадидизма, к которому обычные люди относились по-разному: одни видели в этом залог просвещения, другие — излишнюю увлеченность западными парадигмами. Примечательно, что такая точка зрения живуча и по прошествии более века. Но важно и то, что и сегодня последователи великого шейха взяли за основу его главную концепцию — спасение современного мусульманина через опору на традиционный, классический ислам. Именно этот путь оказался спасительным и сегодня.

Джамааты сегодня

Как отмечает исследователь постсоветского ислама в Челябинской области Марина Гуляева, создаваемые на территории России альтернативные, «параллельные» муфтияты имеют своей целью, прежде всего, раскол мусульманского сообщества и привлечение на свою сторону как можно большего числа общин, а также поддержки и внимания муниципальных и региональных властей. При этом появление «параллельных» муфтиятов связано с проникновением нетрадиционных для коренных мусульманских народов России течений зарубежного ислама фундаменталистского толка. Поэтому светские власти в Челябинской области предпочитают ориентироваться именно на представителей традиционного ислама в лице руководителя Регионального духовного управления (РДУМ) мусульман Челябинской и Курганской областей Рината Равева, поддерживая этот муфтият.

Расулевские-чтения_Шишкоедов_DSC5668.jpg

К слову говоря, сегодня в РДУМ Челябинской и Курганской области входит 150 общин. Как отмечает Раис Сулейманов, эксперт Института национальной стратегии, главный редактор журнала «Мусульманский мир» (Казань), другой организационной структурой является Челябинский муфтият Духовного управления мусульман Азиатской части России, который официально не зарегистрирован. В него входит семь приходов, есть также две общины, входящие в состав Духовного управления мусульман Европейской части России (в деревне Акбашево Аргаяшского района и в городе Озерске), объединенных в незарегистрированный Совет имамов Челябинской области.

По данным Сулейманова, история появления исламистских радикальных джамаатов (общин) в Челябинской области начинается еще с 1990-х годов и достаточно типична для других российских регионов. При этом проводниками исламизма были иностранные проповедники. Так, в конце 1990-х годов в Челябинской области заметной фигурой в местной мусульманской умме был уроженец Сирии Салех Абдель Рахман Гази, который стал казыем (шариатским судьей) в общинах, входящих в ДУМАЧР. Сулемайнов отмечает, что благодаря его усилиям ряд имамов и прихожан южноуральских мечетей смогли пройти обучение в медресе в странах Ближнего Востока, а также Бугуруслане и Тюмени. Имеется в виду печально известное бугурусланское медресе «Аль-Фуркан», выпускники которого участвовали в терактах в Москве, Назрани и захвате заложников в Беслане в 2004 году.

Расулевские-чтения_Шишкоедов_DSC4757.jpg

Известно немало случаев, когда официальные власти считали необходимым проконсультироваться с представителями именно традиционного мусульманского духовенства. Так, в Магнитогорске, в бывшем здании детсада обосновалась мусульманская община во главе с имамом Ринатом Теревгуловым, поведение которого вызывало явное недоумение у местных властей. После того как они обратились за советом к главе ЦДУМ Талгату Таджуддину, последний объяснил, что в общине Теревгулова распространяется ваххабизм. После этого в 2005 году общину выселили.

Сохраненный Коран

Красивой прелюдией к Расулевским чтениям стала торжественная церемония открытия медресе «Расулия».

До революции в Троицке было семь мечетей, при каждой из которых действовало свое медресе. В эти дни восстанавливается лишь одно из них. Но даже и этот первый шаг в реанимации духовного мусульманского образования можно считать гигантским.

Расулевские-чтения_Шишкоедов_DSC4806.jpg

А Верховный муфтий России Талгат Таджуддин сам день открытия медресе назвал историческим.

— Мы ждали этого события 99 лет, — отметил Верховный муфтий.

Именно в 1919 году большевики закрыли медресе, здание которого было отдано под жилье. И лишь в 2015 году по распоряжению Бориса Дубровского, побывавшего на Расулевских чтениях, началась реконструкция медресе.

Открывая мечеть, глава региона отметил, что до сегодняшнего дня на всей территории УрФО не было ни одного мусульманского учебного заведения даже на уровне медресе.

Расулевские-чтения_Шишкоедов_DSC5127.jpg

— Я рад, что именно Троицк первым начинает эту большую просветительскую работу, — сказал Борис Дубровский.

Будущие шакирды при полном молчании нескольких сотен собравшихся читали «Аль-Фатиха» — величайшую суру Корана. Считается, что если установить ее на одну чашу весов, а на другую чашу поставить весь Коран, то сура «Аль-Фатиха» окажется тяжелее в семь  раз. И даже сам пророк Мухаммад подчеркивал силу воздействия этой суры, говоря: «Аль-Фатиха» — лечение от любой болезни, кроме смерти».

Расулевские-чтения_Шишкоедов_DSC4988.jpg

Для Дениса Шарафутдинова, одного из шакирдов «Расулии», сам факт поступления в медресе становится своего рода перекличкой со своим предком.

— Мой прапрадед Рахматулла Шарафутдинов с 1910 по 1920 год был имамом в селе Кулуево Аргаяшского района, откуда я и сам родом, — говорит Денис. — Его расстреляли, но после него в нашем доме остался Коран. Сын его, а мой прадед, имамом не был, но верующим был, воевал. В нашем доме всегда гордились прапрадедом, и несмотря на преследования, мы сохранили его Коран. Уверен, что в этой преемственности есть какой‑то сакраментальный смысл.

Поделиться

Вчера | 10:26
Челябинские эксперты обсудили способы защиты от террора

На Южном Урале введут дополнительные меры безопасности.

27.03.2024 | 14:51
Отчет принят. Депутаты гордумы Челябинска оценили работу городских властей

В Челябинске в этом году будет обустроен пляж для людей с ограниченными возможностями, появятся новые велосипедные дорожки, начнется капитальный ремонт парка имени Гагарина и продолжатся работы по озеленению территорий.

20.05.2021 | 12:56
Челябинский учитель истории считает, что школам не нужны учебники без героев

Министерство просвещения проведет полный анализ всех учебников истории. Об этом заявил глава ведомства Сергей Кравцов в ответ на критику президента Владимира Путина, прозвучавшую в рамках послания Федеральному собранию.

15.05.2021 | 09:06
В «Ночь музеев» челябинцы увидят питерское кино и научатся делать «зин»

В субботу, 15 мая, Челябинский музей изобразительных искусств будет работать с полудня до полуночи.

Новости   
Спецпроекты