Феномен народа. Почему «Бурановские бабушки» одеты как нагайбакские?

10 Февраля 2021 Автор: Марат Гайнуллин Фото: Вячеслав Шишкоедов, из архива редакции
Феномен народа. Почему «Бурановские бабушки» одеты как нагайбакские?


Специалистов, занимающихся историей нагайбаков на Южном Урале, можно пересчитать по пальцам одной руки. Одним из них является доктор исторических наук Ирек Атнагулов.

Именно он впервые предложил научное обоснование феномена нагайбакской идентичности — народа, проживающего на юге Челябинской области. Из-под его пера вышло три монографии, посвященные нагайбакам, более 70 статей о народах Южного Урала. Поэтому неудивительно, что он стал лауреатом премии губернатора Челябинской области в сфере государственной национальной политики в 2020 году.

Все началось с географии

— Я коренной троичанин, — рассказывает Ирек Равильевич. — Троицкие татары — это достаточно крепкая в плане этнической идентичности группа. Здесь всегда чтили татарские традиции. Родители мои, урожденные троичане, татарским языком, как и все мои родственники, владели в совершенстве. Мама до седьмого класса училась в татарской школе в Троицке. При этом родители были двуязычны, прекрасно владея русским и татарским. Правда, мои дедушки и бабушки по-татарски говорили лучше, чем по-русски, поэтому бабушка обращалась ко мне исключительно на татарском, а я отвечал ей по-русски. Ее это тоже устраивало. Так что татарский я с детства воспринимаю вполне адекватно.

Отец вспоминал историю своего отца. Мой дед, Мулламухаммад Атнагулов, погиб в 1943 году под Ленинградом на Невской Дубровке. В одном из писем он писал, что здесь служат люди разных национальностей. И он просил бабушку: пусть, дескать, дети хорошо учат русский, владея которым многое познаешь в этой стране. Мои родители, усвоив это наставление, в домашней педагогике отдавали предпочтение русскому языку. Однако, общаясь между собой, стараясь скрыть от ребенка какую-либо информацию, переходили на татарский. Но я-то все понимал! Позже я им рассказывал про их «тайны», и они улыбались.

нагабаки_Ирек-Атнагулов_2IxRqbkP9sk.jpg
Фото предоставлено Иреком Атнагуловым

Этнографию Ирек полюбил раньше, чем узнал название этой науки. С детства был увлечен географией. Едва ли не с первого класса изучил все географические атласы, карты и учебники, какие только были. В атласе Челябинской области одна страничка была посвящена народам нашего края, которая его особенно привлекала. Она была и самая затертая. Одна карта — политико-административная, другая — карта народов. На первой Нагайбакский район был, на второй народа нагайбаков не было! С того же времени его и стал занимать вопрос: кто же это такие, нагайбаки?

Впервые с людьми этой таинственной национальности познакомился, учась на художественно-графическом факультете Магнитогорского пединститута. После окончания преподавал историю искусств в лицее и художественной школе. Но интерес к теме оставался. Вскоре товарищ по студенчеству пригласил его работать на исторический факультет Магнитогорского пединститута. Это был поворот в судьбе! Защитил кандидатскую диссертацию по нагайбакам, затем докторскую.

Приехав в 2017 году в Челябинск, открыл в Южно-Уральском педуниверситете научно-исследовательскую лабораторию «Этнография народов Южного Урала». Читает курсы по этнологии и социальной антропологии. В Екатеринбурге в Институте истории и археологии УрО РАН руководит центром этноистории.

Нагайбаки_Шишкоедов_DSC5768.jpg

По указу императрицы

— Обыватель до сих пор недопонимает, кто такие нагайбаки, затерявшиеся в центре Урала?

— История нашего государства с древних времен, когда еще и самой России в ее современном виде не было, проходила при участии трех этнических компонентов: это так называемые индоевропейские, уральские и алтайские народы. Переводя на более понятные категории, это славяне, финно-угры и тюрки. Все они находились в состоянии постоянных взаимодействий — военных, экономических, культурных и политических. После взятия Казани эти процессы усилились. В результате русского культурного и политического воздействия появились крещеные татары. Вместе с русскими и другими народами они переселялись на восток, в Уфимскую губернию, вплоть до Приуралья. В середине XVIII века, когда полыхали башкирские восстания, крещеные татары Уфимской провинции не поддержали близких им по языку башкир, вместе с которыми выступали удмурты и марийцы. За неучастие в восстаниях императрица Анна Иоанновна 11 февраля 1736 года перевела их в новое сословие — казачество. Специально для них была срублена крепость, которую назвали Нагайбакской. По словам историка XVIII века Петра Рычкова, ссылавшегося на рассказы местных жителей, этот топоним был связан с антропонимом: в прошлом здесь жил башкирский феодал по имени Нагайбак. В память о нем здешняя земля стала называться Нагайбакским юртом. Название перешло к деревне и крепости. К ногайцам появившийся позже этноним никакого отношения не имеет.

В этнический мозаике Нагайбакской крепости и окрестных деревень татарский язык был доминирующим, его знали все жители. Из окружавшего их татарского населения казаки-нагайбаки особо не выделялись. Отличия были в религии и сословной принадлежности. Поэтому современники воспринимали их как крещеных татар-казаков.

Ситуация резко изменилась с 1843 года, когда казаки-нагайбаки вместе с другими оренбургскими казаками для укрепления государственного порядка на границе со степью были переселены из Западной Башкирии в Южное Зауралье. Вот здесь-то, оказавшись в основном среди русских, они и почувствовали себя отдельным народом. А внешнее название «нагайбаки», использовавшееся русской администрацией, прижилось и стало вторым после «кряшен» самоназванием народа. Оба этнонима нагайбаки используют до сих пор.

нагайбаки_Шишкоедов_DSC5751.jpg

Бурановские бабушки

— В чем самобытность нагайбаков?

— Современные нагайбаки, как и их предки, народ преимущественно сельский. Казаки жили в станицах, трудились на земле.

С русскими отношения складывались специфические. С одной стороны, они, казалось бы, должны быть близки друг к другу: те и другие казаки, православные. Но в отличие от соседей, которые были у нагайбаков в Восточном Закамье (татары и башкиры), русские за равных себе их не считали. В нагайбаках они видели другой народ, говоривший на непонятном им языке и имеющий собственную оригинальную культуру, совершенно далекую от русской.

Тогда-то название «нагайбаки» окрасилось в этнический цвет. Произошло это не сразу, а лишь через одно-два поколения. Уже к концу XIX века во всех литературных источниках нагайбаки называются народом. А для непосвященного читателя уточнялось: речь идет о крещеных татарах-казаках Оренбургской губернии.

По базовым этнокультурным признакам нагайбаки идентичны татарам и другим народами Волго-Камья. Помните «Бурановских бабушек»? Когда участницы нагайбакских фольклорных коллективов увидели по телевидению их выступление, они с удивлением воскликнули: «Так ведь они же в наших одеждах!»

— Но это легко объясняется: их предки жили рядом!

— Именно! Когда-то они привезли с собой в Южное Зауралье модные в Прикамье комплексы женской одежды, сохранив их в оригинальном виде до наших дней. Нагайбаки раньше, чем другие тюркские народы, овладели русским языком: казачий быт к этому обязывал. Поэтому на Южном Урале они стали своего рода культурным мостом между славянами и тюрками.

— И все-таки нагайбаки — это татары или нет?

— Как ученый, отвечу: для определения этнической принадлежности нагайбаков важно то, какую вы ставите цель и в соответствии с этим какой используете метод для ее достижения. Если хотите доказать, что нагайбаки — это татары, то можете найти целый ряд признаков в пользу этого. И наоборот, сторонник нагайбакской этнической идентичности как доказательство предъявит наличие у них оригинальных черт культуры.

нагайбаки_Шишкоедов_DSC5435-(3).jpg

В этом большом историческом спектакле взаимоотношений между тюрками и славянами нам удалось рассмотреть небольшой эпизод, связанный с возникновением новой идентичности. Конечно, Анна Иоанновна вовсе не хотела создавать какой-то новый народ. Помимо обеспечения безопасности в приграничных регионах задачей государства было упрощение этнокультурной структуры населения путем обращения народов в христианство и создания казачества. Однако этническая картина не упростилась, а лишь усложнилась. Вот тогда-то и появились на Южном Урале нагайбаки, тептяри, мещеряки — каждый со своими неповторимыми чертами культуры.

Свои лекции я начинаю с постулата о том, что все мы если не сегодняшние мигранты, то потомки мигрантов. И даже тот народ, который убежден, что живет здесь вечно, тоже имеет свою миграционную историю, но в далеком прошлом.

Ученые должны не только рассказывать об уникальности каждого народа, но и объяснять, что сходств между нами гораздо больше, чем различий. Эта полиэтничность и является, быть может, главным историческим достоянием и преимуществом России.

Поделиться

Вчера | 18:53
Какие улицы попросили отремонтировать жители Челябинска

Алексей Текслер объехал проблемные дороги областного центра.

Вчера | 16:03
Бизнес на обочине. На М5 закрыли проезд к незаконным строениям

Южноуральские дорожники ликвидировали доступы к самостроям и незаконным придорожным объектам вдоль федеральной магистрали.

20.05.2021 | 12:56
Челябинский учитель истории считает, что школам не нужны учебники без героев

Министерство просвещения проведет полный анализ всех учебников истории. Об этом заявил глава ведомства Сергей Кравцов в ответ на критику президента Владимира Путина, прозвучавшую в рамках послания Федеральному собранию.

15.05.2021 | 09:06
В «Ночь музеев» челябинцы увидят питерское кино и научатся делать «зин»

В субботу, 15 мая, Челябинский музей изобразительных искусств будет работать с полудня до полуночи.

Новости   
Спецпроекты