Эксперты под куполом. В Челябинске прошел форум «Цирк будущего»
После открытия первого всероссийского форума столичный десант отправился с ревизией к коллегам в челябинский цирк, который, как известно, уже второй год находится на реконструкции.
Раскраска от Никулина
Легко, словно с трапеции, знаменитый дрессировщик спрыгнул с подножки микроавтобуса. Столь знакомого пышного хвоста на голове не было — взамен довольствуйтесь, господа, аккуратной европейской прической! Правда, не было и приобретенной им шляпы Майкла Джексона. А жаль! Славно бы выглядел тогда этот высокий, статный и широкоплечий красавец.
— Эдгард! — протянул он дружелюбно руку.
Вслед за ним из машины вышла большая группа цирковых экспертов. И экскурсия по цирку началась.
…Первый, палаточный цирк шапито появился в Челябинске еще в 1901 году в районе современной площади Революции. В 1922-м из-за ветхости здания его закрыли. В 1930 году на площади Павших революционеров вырос деревянный цирк, вмещавший более двух тысяч человек. В 1973-м обветшавшее здание цирка сожгли пожарные, и на этом месте был разбит брезентовый шатер цирка шапито. В нем цирковой коллектив проработал до 1979 года, когда на берегу реки Миасс не построили нынешнее здание. За основу приняли проект краснодарского цирка. Кресла в зрительном зале расположились амфитеатром и были разбиты на четыре сектора: красный, синий, зеленый, желтый. Любопытно, что именно такой цветовой дизайн предложил Юрий Никулин во время гастролей в Челябинске.
Но сегодня добрый, веселый челябинский цирк, взрывавшийся радостью, лишь только переступали его порог, словно погиб от тайфуна. Горы осыпавшейся штукатурки, продуваемые окна и стены с отколотыми плитами, по которым скакало гулкое эхо, словно раненый кенгуру. Весь этот унылый антураж напоминал заброшенный храм. За 40 лет здание так ни разу капитально и не ремонтировалось. Фасад, манеж, зрительный зал, система отопления и водоснабжения — буквально все находилось в аварийном состоянии.
— Реконструкция идет, но процесс, кажется, какой-то вялотекущий, да? — не без грусти спросил Эдгард.
— Идет, но от первоначального плана реконструкции, разработанного еще в 2014 году, пришлось отказаться, — пояснил директор цирка Рихард Илгач. — Дело в том, что проект не соответствовал современным требованиям. Мы его полностью откорректировали, и в ближайшие дни он отправляется на госэкспертизу.
Квартиры для тигров
Рихард Илгач озвучил ориентировочные сроки открытия челябинского цирка: конец 2022 года — начало 2023-го.
Сегодня уже восстановлена кровля в помещениях для животных, а также в административном здании, репетиционном манеже. Проведено остекление по всему периметру цирка, изготовлены пандусы. Произведен полный демонтаж оборудования, ведется подготовка к установке вентиляционного оборудования.
Дальше гости по кругу пошли смотреть будущие квартиры тигров, львов и даже слоновник. Вскоре здесь будет новая система терморегуляции, что позволит, например, для тигров, лошадей или обезьян устанавливать разную температуру.
Поинтересовались и квартирами для артистов. Оказалось, что старое здание общежития цирка, которое было обычной хрущевкой на улице Береговой, снесут под строительство дорожной развязки. Новая гостиница для артистов появится в другом месте и соединится с манежем теплым переходом. За окнами была видна крыша торгового центра, на которой расчерчена парковка для зрителей на время представления.
— Это удобно, — заметил Эдгард.
— Были случаи, когда медведи выходили во время репетиции прямо через эти окна, — припомнил Рихард Илгач.
Гости осмотрели вольеры, фойе и зашли в зрительный зал.
— После всех подрезов, в том числе и прохода, мест в зрительном зале останется 1650, — продолжал рассказывать Рихард Илгач.
В это время Эдгард то пяткой, то носком своих лакированных ботинок пробовал на прочность взрыхленную поверхность манежа.
— Смотрите, здесь пол у вас уходит под ногой, а здесь опять поднимается! — заметил дрессировщик. — Чтобы угол сохранить, манеж надо слегка утопить и сделать везде одинаково ровно, бортики подровнять, чтобы лошади не ударялись об них. Иначе же это катастрофа будет!
В зале было холодно: система отопления не работала. Но в будущем здание оснастят современной системой вентиляции и кондиционирования, что обещает избавить цирк от характерного запаха животных, который раньше зрители сразу же чувствовали при входе.
Вообще, масштабный ремонт, по словам директора, коснется всех помещений — от подвала до купола. Планируется полная замена инженерных сетей: это и трубы, и проводка. Полностью преобразуются фойе, гардероб и туалет цирка, сильно смущавший посетителей в последние годы. Реконструкция коснется и буфета, для которого закупят удобные столики и диваны.
«Хлеба и зрелищ!»
На вопрос, можно ли ждать Цирк Запашного в уже обновленном цирке, он ответил, что Челябинск — это один из лучших городов страны.
— Здесь работали мои родители, дядя и я сам, — говорит Эдгард. — Честно говоря, с болью в сердце смотрю на эти руины в надежде на то, что все это будет меняться. Второго примера не могу даже привести, где бы цирк стоял прямо на набережной. Место великолепное! А как только цирк откроется, я уверен, мы с братом с удовольствием отработаем на его манеже.
Кстати, сегодня у них в команде с братом 15 хищников: 3 льва, 12 тигров, недавно приобрели слона.
Знаменитый дрессировщик заметил также, что при реконструкции здания необходимо учитывать, чтобы цирк мог быть многофункциональным и чтобы в нем могли бы давать концерты и наши звезды. В качестве примера он привел концерт Аллы Пугачевой в брянском цирке, где она с удовольствием работала, несмотря на специфику круглого зала.
Вполне допустимым Эдгард считает и проведение в цирке спортивных состязаний, например, игр ММА и даже борьбы. Челябинскому цирку ничего не мешает быть постановочным, тем самым повышая свою привлекательность и увеличивая дополнительный заработок.
— Некоторые люди продвигают понятие толерантности как некую вседозволенность. Я был в немецком цирке, где люди, простите, демонстрируют половые органы. И в их понимании это тоже цирк! Я убежден, что это совершенно неприемлемо! Цирк должен быть для всей семьи. И любой спектакль должен быть как произведение искусства.
Это та самая индустрия развлечений, которая радует и дает людям столь ценную позитивную энергию. Вспомните: начался карантин, и уже через месяц народ взвыл! А как только учреждения культуры открылись, они все были переполненные, потому что римский клич «Хлеба и зрелищ!» был и будет актуальным во все времена.
Поделиться