Революция на экране. Фильм Тихона Шевкунова стал лекцией об истории страны
Челябинский зритель видит в фильме «Гибель империи. Российский урок» рассказ не о прошлом, а о современном.
Так считает заместитель директора Объединенного государственного архива Челябинской области по науке, кандидат исторических наук Николай Антипин.
Напомним, что автором 18-серийного киноповествования о февральской революции 1917 года выступил глава Патриаршего совета по культуре митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов).
«Митрополит Тихон (Шевкунов) — интересный писатель и публицист, — отмечает Николай Антипин. — Например, мне очень понравилась его книга «Несвятые святые» с рассказами из его жизни. Владыка давно интересуется и занимается историей, и это замечательно: каждому гражданину должно быть свойственно разбираться в прошлом своей страны, размышлять о проблемных и героических страницах истории, интерпретировать их.
При этом митрополит Тихон активно продвигает свой взгляд на историю России, в том числе через проект, который приобрел поистине всероссийский размах: это сеть исторических мультимедийных парков «Россия — моя история», в том числе и в Челябинске.
Фильм «Гибель империи. Российский урок» — продолжение работы владыки над прошлым нашего Отечества. Это не похоже на документальный фильм, но, скорее, курс лекций. В своем сериале автор рассуждает о ключевом событии в истории России XX века — революции 1917 года. Конечно, невозможно даже в двух десятках коротких лекций охватить во всей полноте и многообразии такое событие. Но мне кажется, что у автора и не было такой задачи.
Вспомним великий труд Александра Солженицына «Красное колесо»! Писателю не хватило сорока лет жизни и десяти томов, чтобы до конца осмыслить это явление! Цель митрополита Тихона — ответить на вопрос, до чего мы можем довести свою страну.
История 1917 года для владыки — это зеркало современных событий. Замечательно, что автор не камуфлирует «методологию» своей работы, а открыто заявляет, что его работа — это не о прошлом, а о современном.
Потому бессмысленно обсуждать набор фактов и образов, представленных в лекциях митрополита Тихона, бессмысленно спорить о сравнениях и выводах. Перед нами взгляд на прошлое России и на современные процессы влиятельной, элитарной, принимающей решения на высоком политическом уровне группы российского общества. Этот курс лекций актуализируется протестными акциями, которые мы наблюдаем в городах в последнее время, и нетрудно увидеть связь между «передовым обществом», на которое митрополит Тихон возложил ответственность за гибель империи в 1917 году, и современными активистами протестного движения, между ними выстраивается тождество».
По мнению Николая Антипина, для того чтобы понять прошлое своей страны, нужно его изучать, читать, дискутировать и размышлять. Подобные фильмы помогают этому. Однако этот курс лекций он бы расценил как приглашение к изучению важнейшей страницы истории России.
«Сейчас доступна литература, исследования историков, открыты архивы. Все это позволяет не ограничиваться скупыми строками школьных учебников, — напоминает историк. — А дальше нужно открывать историю Отечества. Например, в 2017 году Объединенный государственный архив Челябинской области издал сборник документов «1917 год. Южный Урал».
В книге опубликованы документы, которые позволяют понять, как жила провинция в 1917 году, как она втягивалась в революционный процесс, как менялась повседневность, что думали современники и как они воспринимали новости из столицы».
Поделиться