Ускоритель лечения рака и китайское «солнце». Новости науки на «Языке Эйнштейна»

1 Июля 2021 Автор: Мария Русакова Фото: https://myatom.ru/

В Челябинске прошел первый летний выпуск устного научно-популярного журнала «Язык Эйнштейна».

Мой родной язык — русский, в университете я учу английский, знаю три слова на башкирском и четыре на китайском. Но вот научный язык — язык Эйнштейна мне незнаком.

Информационный центр по атомной энергии регулярно проводит мероприятия, которые не просто привлекают внимание к научным вопросам, но и вдохновляют погружаться в эту сферу. Одно из таких — устный научно-популярный журнал «Язык Эйнштейна». Я решила сходить на летнюю встречу, чтобы быть в курсе последних научных новостей и событий.

Мероприятие проходит в новом помещении ИЦАЭ. Формат интересный и современный: паблик-ток за кухонным столом. В одной из комнат центра расположена импровизированная «кухня», а точнее кухонный стол, за которым ученые обсуждают новости и сплетничают о науке. Вместо еды и напитков — микрофоны, наушники и распечатанные новости, зрители видят спикеров через экран в кинозале. Технологии позволяют записывать трансляцию в лучшем качестве, а также встраивать видеоматериалы в беседу. Удобно, но хочется прийти к ученым в комнату и сесть рядом.

5.jpg

Беседа начинается с блиц-опроса от модератора Рифата Абдрашитова. Ученые отвечают или пытаются угадать ответы на вопросы об актуальных изобретениях и открытиях. Играют на щелбаны. Среди экспертов устного журнала сложились традиционные тройки. В этот раз были приглашены три доцента: физик, кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник лаборатории сенсорики НОЦ «Цифровая индустрия», доцент кафедры оптоинформатики Института естественных и точных наук ЮУрГУ Александр Герасимов, биолог, кандидат биологических наук, заведующая лабораторией молекулярно-клеточной радиобиологии Уральского научно-практического центра радиационной медицины ФМБА России, доцент биологического факультета ЧелГУ Евгения Блинова, пресс-секретарь Челябинского областного клинического центра онкологии и ядерной медицины, доцент кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью ЮУрГУ Лия Захарова.

Слушатели — молодежь. На первой летней встрече побывали не только ребята из Челябинска, но и молодая делегация из Озерска. Все они интересуются наукой и не устают задавать вопросы ученым. Может быть, поэтому встреча дистанционная? Для тех, кто не смог прийти очно, всегда доступна запись с мероприятия. Найти ее можно в официальном сообществе ИЦАЭ в «ВКонтакте».

4.jpg

Темой для разговора служат новости науки. За несколько дней до встречи в сообществе ИЦАЭ был опубликовано голосование. Цель — найти интересную тему по заголовку. В этот раз «лидерами» стали новости о томском ускорителе для лечения рака, о квантовой связи между Москвой и Санкт-Петербургом и о китайском «искусственном солнце». Ученые зачитывали факты из информационных материалов, ругали журналистов за машинный перевод, а также объясняли смысл написанного. Например, Лия Захарова рассказала, что ускоритель частиц для лечения рака уже существует, но имеет малый спектр применения. Эксперты договорились дождаться томской разработки и выяснить, расширил ли прибор возможности медицины.

По традиции были заданы вопросы «от блондинок и блондинов»: правда ли, что если «искусственное солнце» сделано в Китае, то оно скоро сломается; подойдет ли тональный крем для замазывания синяка. А также миллион других «почемучек» от юношей и девушек.

Если вы никогда не погружались в научную сферу, то воспринимать информацию будет достаточно тяжело. В первую очередь из-за объема данных. Бывает и так, что объяснить новость «популярно» крайне сложно. Представьте себя на месте ученого: как объяснить то, что недавно открыли и изучили недостаточно? В этих случаях эксперты начинают с малого: рассказывают базовые понятия, применяют ассоциативные примеры.

2.jpg

Помимо разговоров о науке, зрителям было предложено посмотреть экспозицию «Сто lat — один плакат», посвященную столетию Станислава Лема. Авторы плакатов — студенты-первокурсники, руководитель — Павел Писклаков. Внутри каждой работы — известные цитаты писателя.

Для меня «Язык Эйнштейна» сработал как отличная тренировка. Мозг болит до сих пор…

Челябинские эксперты обсудили способы защиты от террора

На Южном Урале введут дополнительные меры безопасности.

27.03.2024 | 14:51
Отчет принят. Депутаты гордумы Челябинска оценили работу городских властей

В Челябинске в этом году будет обустроен пляж для людей с ограниченными возможностями, появятся новые велосипедные дорожки, начнется капитальный ремонт парка имени Гагарина и продолжатся работы по озеленению территорий.

29.07.2023 | 14:41
Долой злоскотч. Как работают реставраторы в библиотеке

В крупнейшем книгохранилище региона мы уже побывали, а к юбилею Челябинской публичной библиотеки (ей исполняется 125 лет) «ЮП» подготовила секретную информацию о самых настоящих книжных спасателях. Как, где и с чем работают реставраторы? Читайте в новом материале «Закулисья».

19.03.2023 | 18:05
Склеить персонаж. Как живут куклы челябинского театра?

«А закулисы покажут?» — спрашивает у мамы Тимофей. Экскурсия в театр кукол начинается не в самое детское время — в восемь вечера. Самые ответственные зрители, пришедшие заранее, ждут в коридоре рядом с кассами.