Школа после каникул. Советы детского психолога: как учиться без нервов
Перестройка на учебный лад может вызвать стресс не только у детей, но и у их родителей. Как избежать излишних волнений и с какого момента лучше отдать ребенка в кружок, объяснила детский психолог Евгения Третьякова.
- В сентябре на Южном Урале за парты сядут около 45 тысяч первоклассников
- Подросток без вредных привычек. Советы психолога
— Евгения, как детям и родителям плавно войти в учебный график после долгого летнего перерыва?
— Этот вопрос сейчас очень актуален и для взрослых, которые выходят на работу после отпуска, и для малышей, возвращающихся в детские сады, и, конечно, для школьников. Всем необходима адаптация.
Хотя бы первые две-три недели школьных занятий родителям стоит снизить требования к успехам и поведению ребенка. Из-за смены отдыха учебой у младших школьников могут возникать капризы, проявляться раздражительность и повышенная усталость. Это не нужно воспринимать как трагедию, просто дайте ребенку немного времени, чтобы привыкнуть.
— А есть ли какие-нибудь рекомендации для мам и пап первоклассников? Все-таки их жизнь кардинально меняется 1 сентября.
— Порой родители резко начинают считать ребенка взрослым, раз он начал ходить в школу, и повышают к нему требования. При этом у ребенка много всего появляется в жизни: новый коллектив, первый учитель, и адаптация может вызвать стресс.
Чтобы этого избежать, нужно помнить одну важную вещь: отношения важнее оценок. Ничего хорошего не происходит, когда родитель превращается в домашнего наместника школы и все свое общение с сыном или дочкой строит вокруг учебы, интересуясь только выполнением уроков или полученными оценками.
Только слушая и сопереживая, родители могут помочь своему ребенку адаптироваться к новому жизненному укладу.
— А как правильно приучать ребенка к самостоятельности?
— Навыки самоорганизации как раз формируются в первый год обучения. Мамы и папы могут научить ребенка самостоятельно собирать портфель и распоряжаться временем. Для этого рекомендую применять визуальных помощников. Например, можно сделать рисунки-наклейки с предметами, которые нужно положить в портфель. Или использовать песочные часы, чтобы научить младшего школьника контролировать время, требующееся на выполнение уроков.
Такие подсказки помогут ребенку постепенно, за несколько месяцев, стать самостоятельным и не зависеть от родителей.
Не учебой единой
— Вы сказали, что родителям не стоит зацикливаться на учебе. Как же грамотно организовать свободное от учебы время?
— Очень важно, особенно для первоклашек, выделять в расписании дня время, когда ребенок может делать то, что ему хочется: играть, рисовать, гулять. Такой отдых позволит разгрузить детскую нервную систему. Семилетним детям по-прежнему важно играть, у них игровая мотивация только-только начинает сменяться учебной. Поэтому активные занятия помимо учебы помогут справиться со стрессом. Хороший запас свободного времени должен быть хотя бы на время адаптации к школе, примерно первые два месяца.
Не менее значимо качественное времяпрепровождение с родителями. Как я уже говорила, отношения важнее школы. Вместе нужно делать не только уроки, но и что-то еще, например, гулять на свежем воздухе.
— В начале учебного года многие родители задумываются о дополнительном образовании детей. Стоит ли отдавать ребенка в секцию в сентябре?
— Если ребенок до школы уже ходил на занятия, например, танцевальные, и привык делать это регулярно, то возобновить их посещение можно прямо с сентября. Эта привычная часть жизни будет способствовать более комфортной адаптации к учебе.
Но если речь идет о совсем новых видах дополнительного образования, то в идеале занятия в кружках и секциях лучше начинать с октября, дав возможность ребенку привыкнуть к новому распорядку дня.
Стоит оговориться, что в некоторых секциях занятия начинаются с сентября. В таком случае нужно начать ходить в один кружок, и родителям, повторюсь, снизить ожидания. Ребенок может начать капризничать или иногда плохо себя вести, это нормально для процесса адаптации. Задача взрослых — поддержать и отнестись с пониманием к этому короткому периоду.
Конечно, хочется охватить все виды деятельности, как в известном стихотворении Агнии Барто: «Драмкружок, кружок по фото, хоркружок — мне петь охота». Но у большинства детей в силу возраста хрупкая нервная система, и ее не стоит перегружать.
— Как выбрать самое подходящее направление для ребенка?
— Всегда можно попробовать разные кружки и посмотреть, где ребенку будет комфортнее. Некоторые родители переживают, что их сын или дочка переходит из секции в секцию и ничего не доводит до конца. Я думаю, что до 10 лет у ребенка должна быть возможность попробовать разные виды деятельности и выбрать что-то действительно свое.
Родители, которые внимательно наблюдают за своими детьми и разговаривают с ними по душам, всегда чувствуют, что интереснее чаду. Только нужно уметь разграничивать свои желания и желания детей. Например, мама всегда хотела танцевать и отдала свою дочь на балет. На занятиях девочка садится на шпагат и выполняет другие сложные элементы сквозь слезы, ведь это ей никогда не нравилось. Такого не должно быть. Умение слышать своего ребенка — залог успеха.
Поделиться