Быть в «цифре». Почему дистанционные технологии не исчезнут из школ?
Доступность различных цифровых платформ позволила дополнить учебные темы и повысить эффективность обучения в образовательных организациях. Эксперты считают, что в будущем элементы онлайн-образования могут получить более широкое распространение. В то же время в очном режиме уделят больше внимания вопросам воспитания, социализации и развития школьников.
- На Южном Урале будут развивать школьный познавательный туризм
- Каковы первые итоги работы советников по воспитанию в Челябинской области
Вот уже третий учебный год подряд из-за всплесков заболеваемости ученики периодически уходят на дистант. По словам министра образования и науки Челябинской области Александра Кузнецова, пандемия не только заставила внести изменения в календарные графики школ и организаций профессионального образования, отменить или перенести ряд мероприятий, но и глобально изменить подходы к обучению. В первую очередь эпидобстановка ускорила процесс цифровизации и, в частности, использования цифровых ресурсов в процессе обучения. В связи с дистантом появилось множество новых программных продуктов, а коммерческие организации, выложили в свободный доступ свои ресурсы. Это в том числе порталы «Учи.ру», и «Яндекс.Учебник», которые педагоги вместе с учениками активно осваивали. Сегодня в школах продолжает активно формироваться цифровая образовательная среда.
«Всего 15 пилотных регионов России, в том числе Челябинская область, вошли в нацпроект «Цифровая экономика», в рамках которого в школах создается цифровая инфраструктура. Проект обеспечит равный доступ учеников, в том числе из отдаленных территорий региона, к качественному цифровому контенту, качественным образовательным технологиям. Сегодня подавляющее число школ Челябинской области уже получили доступ к интернету. Задача до конца года подключить к сети все общеобразовательные организации», — отметил Александр Кузнецов во время пресс-конференции в «Гранада Пресс».
Министр считает, что сегодня цифровизация — процесс необратимый и в будущем элементы онлайн-образования получат более широкое распространение. Например, профессиональные учебные заведения сегодня все чаще уходят от общих поточных лекций на дистанционные.
Фото Олега Каргаполова («Вечерний Челябинск»)
«Обучение в каких-то формах, например, в форме лекций, можно переводить на дистант без потери качества, наоборот, повышая его эффективность за счет доступности различного цифрового контента. А вот то, что касается воспитания, социализации и развития, особенно школьников, то эта составляющая, безусловно, будет реализовываться в очном режиме. Более того, вопросам воспитания и социализации сегодня уделяется все больше и больше внимания. Жизнь становится многообразнее, и детям нужны ориентиры, чтобы в ней успешно существовать. Для этого в школах ввели новые должности советников директоров по воспитанию и взаимодействию с общественными организациями. Они будут отвечать за взаимодействие школы с внешней средой. Дело в том, что сегодня в регионе появилось множество социально ориентированных некоммерческих организаций, которые реализуют полезные инициативы. Здорово, если дети будут подключаться к их реализации при помощи советников. Ведь воспитание как раз и протекает в какой-либо социально полезной деятельности», — пояснил Александр Кузнецов.
Попробовать себя
Интересно, что благодаря активному развитию интернет-технологий и цифровых ресурсов в обучении все больше школьников стали интересоваться IT-направлением и информатикой. В последние два года число желающих сдавать данный предмет выросло в разы.
Фото Олега Каргаполова («Вечерний Челябинск»)
Безусловно, на интерес школьников к IT-технологиям повлияло и развитие сети технопарков «Кванториум», IT-кубов, кружков технического творчества и движения WorldSkills. Только в региональном Доме юношеского технического творчества занимаются 5 тысяч детей.
«Система допобразования позволяет попробовать себя в разных видах деятельности, раскрыть потенциал и профориентироваться. Без интенсивного развития системы допобразования будет страдать качество и общего образования детей. Это взаимосвязанные вещи. Поэтому мы активно наращиваем мощности системы дополнительного образования. В этом году в рамках проекта «Успех каждого ребенка» было открыто несколько тысяч новых мест в кружках и секциях. Основной акцент мы делаем на сельских территориях. Сегодня охват детей допобразованием составляет 80 %», — рассказал министр.
Фото Людмилы Ковалевой
Планируется, что в 2022 году с помощью министерства экономического развития Челябинская область включится в новый проект, связанный с предоставлением субсидий на туристические поездки детей по Челябинской области.
«Многие дети, проживающие в отдаленных пунктах, ничего кроме своего села не видят. Мы должны разработать маршруты и повозить ребятишек хотя бы по Челябинской области — посмотреть красоты края», — отмечает Александр Кузнецов.
Но для этого также важно не только подготовить инфраструктуру, но и соответствующие кадры. Сегодня школы, колледжи, кружки и секции продолжают нуждаться в профессиональных педагогах. Особенно остро стоит проблема в отдаленных территориях.
Фото Людмилы Ковалевой
«В прошлом году 92 педагога в рамках программы «Земский учитель» были приглашены на работу в сельские территории. Примерно такое же количество педагогов будут привлечены в 2022 и 2023 годах. Но мы понимаем, что даже эти 90 человек не покрывают кадровый дефицит на селе, нам нужно больше педагогов разных специальностей и желательно высокой квалификации. Поэтому мы продолжаем усиленно делать акцент на повышении профессионального мастерства работающих учителей. Для этого в Челябинской области работает центр непрерывного повышения педагогического мастерства», — прокомментировал министр.
Если раньше педагоги повышали свое профмастерство раз в 3-5 лет, то теперь это будут делать непрерывно, исходя из собственных потребностей в новых компетенциях. Это в том числе касается и работы с цифровыми сервисами и технологиями. Так что лозунг «Учиться, учиться и еще раз учиться» сегодня актуален не только для школьников и студентов, но и для педагогов.
Поделиться