Башкирский «интернационал»

10 Декабря 2009

Свежая родоплеменная память башкир позволила этнографам составить полный список племен и родов этого молодого уральского народа...

Свежая родоплеменная память башкир позволила этнографам составить полный список племен и родов этого молодого уральского народа, вливавшихся в него в последние века. Общие названия племен с другими народами говорят о том, что в башкирский народ вошли киргизы, туркмены, казахи и их предки, кипчаки, калмыки, черемисы-мари, чуваши-суваш, татары-казанчи и мишари, или мещеряки, ногайцы, булгары… Явно родство с венграми. Память о далекой восточной великой державе киданей хранят родоплеменные названия племени катай-ктай.

«Старые» и «новые» тюрки


С конца старой эры ветры времени подули с востока на запад. Двинулись на прародину предков «восточные скифы». Сегодня часть ученых считает, что в исторических сарматах их кровь. Но они уже не были чистокровными европеоидами, в их жилах уже текла кровь и азиатов-монголоидов.

Пришло время, когда хозяевами восточных пределов Великого степного океана стали их общие дети — тюрки. Вслед за «восточными скифами» они двинулись на запад. Когда первые из них достигли Южноуралья — вопрос до сих пор обсуждаемый. Они обживались, роднились со старожилами, обретали общие навыки и тюркский язык, а затем и мусульманство.

И образовался новый тюркский народ — башкирский, основу которого составили тюрки.


Тюркологи выделяют ранних, или «старых», тюрков, которые появились в нашем краю первыми. Они заметно отличаются от поздних, например, своими следами на карте — в топонимике. «Новые» тюрки уже не всегда понимали «старых». Тому такое свидетельство. В области встречается за десяток речек с созвучным названием Зюзелька, Зюзелга, Узельга. В таких случаях говорят «масло масляное».

У «старых» тюрок «река — узень, узя», у «новых» (башкир тоже) — «елга». Пришли последние на речку Узя и, решив, что такое у нее название, добавили: Узя-елга. Ну а русские упростили на свой лад в Зюзелку. Подтверждение — Зюзелка, что впадает в Миасс возле райцентра Долгодеревенское. В верховьях она по-прежнему именуется Узя.


Условно «старых» и «новых» тюрков в составе башкирского народа разделяют Чингизо-Батыевы завоевания от Японского до Черного моря. Рождение Темучина, ставшего «завоевателем вселенной» Чингисханом, в глубинах монгольских степей стало в своем роде извержением вулкана на дне океана. Без того неспокойный тюркский океан взволновался до предела.

Его обитателей накрыли девятые валы — цунами татаро-монгольского нашествия. Его следы не только памятны, но и заметны в составе башкирского народа.


Из «старых» тюрков нашей истории заметнее всего хазары, булгары, печенеги, кимаки, кипчаки. Родство с ними прослеживается в созвучных названиях башкирских племен и этих народов. Из башкир бурзяне первыми переняли мусульманство от волжских булгар, возможно их родство.

Потомки «болотных массагетов». Сарты
Об исходе сартов в их преданиях говорится: «В Бухаре проживали два джигита — сарта. Одного из них звали Мондоших, другого — Толоших. Однажды они выступили против бухарского хана, но он подавил мятеж братьев. Они бежали в Казахстан, а потом пришли на Урал и стали здесь жить. Мондоших имел большое потомство. У него был сын Мустай, его имя получил аул в шести километрах от Магнитогорска.

Из того аула люди пришли и основали деревню Атеряшево, называют ее и Сарт-Атеряшево».


Схожая легенда об основании деревни Сарт-Наурузово в тех же местах. В ней вспоминается уже конкретно, что пришельцы из Бухары говорили на своем языке «сарт». Прижились они неплохо, только зимние холода южан изводили. Соседи их называли бухарцами и узбеками.


На средний Ай, по шежере — родовым преданиям, сарты пришли века три назад. Их привел Каракисяк (Черный Щенок). Он женился на девушке дуванского рода, и ему выделили землю. Поселился он на месте деревни Сарты. Его потомки разъехались, основав более десятка деревень, была целая Сартская волость — родовое подразделение каракисяк.


Сартскую волость и Сарт-аул проезжал на пути из Челябинской крепости в Кыштымский завод в 1772 году Петр Симон Паллас. Обитание сартов на Миассе в устье Бишкиля указано на картах первой половины XVIII века.


Отзвук — в названии сел с составной частью «сары» в Кунашакском, Еткульском и Троицком районах. Кунашакское село именуют еще Сарино, точно известно, это и есть Сарт-аул, который проезжал Паллас. Очевидный отзвук обитания сартов на Миассе — поселок Сар (т) газы неподалеку от Челябинска, некогда знаменитый плодово-ягодным хозяйством.

Из первых тюрков. Тангауры, тамьянцы


В числе первых тюркских пришельцев в наш край называются тангауры. Помимо «старых» тюрков, судя по этнонимам, в племенное объединение вошли упейские и юрми (угры), казахские, калмыкские и другие роды. Проживали они в степном пограничье на Яике, и все новые и новые роды прибивались к ним едва ли не до прихода русских.


В переписи 1725 года кунгурский бургомистр Юхнев называет враждебную Тангаурскую волость. Через четверть века П.И. Рычков отмечает в ней около 80 дворов и размещает ее на Яике южнее крепости Магнитная. Тангауры участвовали в Пугачевском бунте под началом старшин А. Якшибаева и К. Аксинова.

За участие в наполеоновских войнах были отмечены серебряной медалью более десяти тангауров, в их числе И. Янчукуров, Т. Кильдибаев, Ю. Баргутов. Зауряд-сотник А. Сырлыбаев отмечен орденом Святой Анны.


Тамьянцы вправе считаться, как бурзянцы, усергане, тангауры, в числе первобашкир прихода конца первого тысячелетия, соседи их по проживанию в пограничье по Яику. В племени непосредственно тамьянскими родами считались мулют, куян (заяц) и месягут (возможная память о предках-массагетах). Помимо них входили, судя по этнонимам, сынрянские (угры), сартские, бурзянгские, каракалпакские, казахские роды.

Окончание «-ян, -ан» предполагает родство с северными иранцами, в число которых входили массагеты.

Потомки гуннов. Тюбеляки, теляу


В Усть-Катавском городском округе расположено крупное село Тюбеляс. Селение старинное, стоит на месте башкирского йорта-зимовья. П.С. Паллас в «дневных записях» на пути из Уфы в Челябинскую крепость отмечал здесь йорт, где проживает бий племени тюбеляков. Около полувека до него Кунгурский воевода в переписи башкирских волостей Сибирской дороги называет Тюбеляцкую, в которой 57 дворов, 171 «душа мужеска пола».

Еще в одном башкирском племени отмечается родство с гуннами, еще в пору, когда они именовались хунну на далекой монгольской родине.

Китайцы называли их гао-гю и включали в грозный союз «северных варваров». Это племя теле-теляу-телеуты. Их было очень много, достаточно сказать, что в Джунгарию перекочевало до 100 тысяч телеутов. Телевская волость находилась в районе Верхнеяицкой крепости — Верхнеуральска, в ней в XVIII веке отмечалось около 700 кошей-дворов и 2100 «душ мужеска пола» (крупная волость).

Поздние тюрки. Кубяляки


Кубяляки у нас появились в XIII–XIV веках в составе тюркских племен, испытавших влияние кыпчаков. Роды кубяляков есть у казахов, каракалпаков и узбеков. В XVII — начале XVIII века возникла Кубяляк-Табынская волость, кубяляки в башкирском пограничье «распространились по-за Уралу степи». На землях кубяляков рядом с горой Атач была заложена крепость Магнитная, выше по Яику — крепость Верхнеяицкая.

Потомки кубяляков проживают сейчас на башкирской стороне Урала.


Александр Моисеев

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты